Госдума запретила анонимайзеры и рассекретила мессенджеры
Государственная Дума РФ сегодня в третьем чтении
приняла закон о месседжерах. Согласно новому закону, пользователи
программ рассылки и обмена сообщений теперь будут регистрироваться в них
по номеру телефона, что привет к деанонимизации соответствующих
сервисов.
Помимо этого, органы
власти РФ теперь смогут использовать мессенджеры для массовой рассылки
сообщений. Как например, сейчас делается рассылка о штормовых
предупреждениях от МЧС через операторов мобильной связи.
Помимо этого, в законе говорится:
«наряду с обязанностями по идентификации на мессенджеры возложены
обязательства по обеспечению технической возможности отказа
пользователей от получения электронных сообщений от других
пользователей, обеспечению возможности рассылки электронных сообщений
по инициативе органов государственной власти, а также ограничению
рассылки и передачи сообщений, содержащих информацию, распространяемую с
нарушением требований законодательства РФ».
В случае неисполнения норм нового
закона, доступ к месседжеру может быть ограничен. глава комитета Госдумы
по информационной политике Леонид Левин отметил, что «законопроект
предусматривает, что доступ к информационному ресурсу организаторов
распространения информации может ограничиваться только на основании
судебного решения.
Также предусматривается, что
предоставление третьим лицам сведений об абонентском номере возможно
только с согласия пользователей мессенджера. Без согласия пользователей,
явно выраженного в момент регистрации в мессенджере, такие данные
передаваться не могут».
Проще говоря, теперь в месседжерах
пользователи будут деанонимизированы, но государство не будет посягать
на тайну переписки. При этом практика регистрации в месседжерах через
номер телефона распространена довольно широко. Например, так
регистрируются в пользователи сервисов Viber и Teiegram.
Инициаторами закона стали депутаты
Марина Мукабенова (ЕР), Олег Николаев (СР) и Александр Ющенко (КПРФ).
Закон вступит в силу 1 января 2018 года.
По словам парламентариев, закон не носит
жестокого и запретительного характера. Так, Мксм Кудрявцев отметил, что
«Законопроект имеет мягкую регулировку между пользователями,
анонимайзерами и Роскомнадзором. Использование анонимайзеров не будет
ограничено, если их владельцы исполнят нормы закона». Более того,
поскольку Роскомнадзор уже запретил целый перечень сайтов к просмотру,
фактически новый законопроект не несет в себе новых ограничительных
норм. Он, фактически, регулирует и конкретизирует текущее
законодательство.
Леонид Левин, глава думского комитета Государственной Думы по
информационной политике, информационным технологиям и связи заявил, что
«анонимайзеры фактически нивелируют эффективность российских законов, а
также деятельности исполнительной власти, которая нацелена на то, чтобы
оградить граждан от информации, признанной несоответствующей законам
РФ».
Понятным образом, по факту принятия данного законопроекта в первом
чтении в либеральной среде уже начались разговоры о том, что
«тоталитаризм крепчал». С другой стороны, правовое регулирование
сетевого контента - это общемировая практика.
В европейских странах и в США приняты соответствующие законы,
регламентирующие и ограничивающие доступ к определенной информации.
Только там в первую очередь мотиватором таких законов является
экономический интерес и авторское право. В Российской Федерации, в
данном случае речь идёт о том, чтобы избежать пресловутого правового
нигилизма, и не подвергать риску вредоносного информационного
воздействия граждан нашей страны.
Стоит вспомнить, что тот же Роскомнадзор вносил в реестр «запрещенных
сайтов» ресурсы, распространяющие порнографию, экстремистские
материалы, а также, нарушающие авторское право.
Если же говорить о западном опыте, то в Канаде, Италии и Германии,
например, отдельными налогами с угрозой блокирования облагаются и вполне
легальные информационные ресурсы, чтобы «стимулировать национальный
информационный рынок».
Источник: politonline.ru.
Рейтинг публикации:
|