Перспектива
вступления в ЕС для большинства стран, претендующих сегодня на членство
в нем, превратилась в недосягаемую цель. Практически в той же степени,
как и для Украины, членство в «европейском элитном клубе» маловероятно
для шести балканских государств, которые в него так стремятся.
В
частности, на днях Le Monde, рассуждая об обоснованности надежд шести
балканских стран на евроинтеграцию, констатировала, что если Сербия,
Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Албания и непризнанное
Косово сумеют обеспечить экономический рост в 6 процентов ежегодно, то
сумеют приблизиться к средним показателям по ЕС лишь к 2030 году. А если
учесть, что такого роста они достичь не сумеют, то вероятность их
вступления в Европейский Союз в первой половине текущего столетия
стремится к нулю. И это только то, что касается экономической стороны
дела.
А
ведь есть еще и другие причины у Брюсселя не спешить с включением в
свои ряды эти страны. Достаточно сказать, что страны «Старой Европы»
склонны рассматривать этих кандидатов как источник криминала и
нелегальной миграции. В первую очередь это относится к Албании, Косово,
познакомивших Европу с исламским экстремизмом, а также чуть ли не
монополизировавших в ней наркоторговлю и нелегальную проституцию.
Иными
словами, принимать балканскую шестерку в ЕС, хоть оптом, хоть в
розницу, не спешат. Но при этом Брюссель за право числиться в
соискателях членства требует от этих стран выполнение множества
требований, в том числе крайне неприятных и обременительных. Таких,
например, как предоставление своей территории для размещения мигрантов
из Магриба и с Ближнего Востока.
Растущее
разочарование в «светлых намерениях» Запада, а также в перспективах
евроинтеграции приводит к усилению на Балканах позиций такого
традиционного игрока, как Россия, и, что не менее неприятно Брюсселю,
Вашингтону и Берлину, новичка в этих местах – Китая.
И
если задача американцев – просто установить свой контроль над
балканской шестеркой, не допуская в регион геополитических противников,
то для Брюсселя и Берлина она несколько сложней. Помимо контроля, они
хотят держать «шестерку» на расстоянии, не допуская ее вхождения в ЕС,
по ряду вышеизложенных причин.
Чтобы достичь этого, глава МИД ФРГ Зигмар Габриель,
в мае 2017 года предложил проект «общего рынка на Балканах», который
предполагает начало процесса региональной интеграции, который должен
привести к созданию таможенного и пограничного союза этих стран под
протекторатом ЕС (читай Берлина).
Берлин
сумел инициировать обсуждение идеи балканской интеграции уже в июле
этого года на международном форуме в Триесте, где пути реализации
предложения Габриеля обсуждали представители «балканской шестерки» с
коллегами из шести ведущих стран ЕС.
Надо
отметить, что одной из причин немецкой активности является стремление
не допустить в регион китайские инвестиции, одним из результатов которых
стало появление в Сербии мощнейшего сталелитейного предприятия,
составившего конкуренцию сталеварам ЕС.
Интеграционные
усилия Германии по созданию балканского «предбанника ЕС», или, вернее,
«недо – ЕС» облегчается тем, что экономические связи, выстроенные во
времена СФРЮ, в значительной степени сохранились. Как, впрочем, и
культурное и языковое (за исключением Албании) пространство.
Параллельно
с германским проектом интеграции Балкан, американцы раскручивают свой
проект – так называемые «Западные Балканы». Его задача, как отметил
американский военный атташе в Сербии Мэтта Маккей, «включить шесть балканских народов в международную систему», очевидно имея ввиду НАТО.
Причем
если немецкий «общий рынок на Балканах» предполагает прежде всего
экономическую интеграцию, то в американских «Западных Балканах» на
первое место выступают военный и политический аспекты.
При
этом американский и германский подход отнюдь не противоречат друг
другу, а, строго говоря, являются частями общего проекта, цель которого
исключить на Балканах российское, китайское, или, скажем турецкое
влияние, полностью подчинив народы региона воле Запада, зафиксировав их в
вассальном по отношению к США и ЕС статусе.
Так,
в частности, Сербии уже дали понять, что путь в ЕС лежит через
обязательное вступление в НАТО, а также через отказ от части своего
суверенитета. Напомним, что на днях Дональд Туск
открыто заявил Белграду, что без признания Косова ни о какой
евроинтеграции речи быть не может. Следующими символическими отказами от
суверенитета и национального достоинства станут совместные военные
учения сербских военных с хорватскими, боснийскими, албанскими, или даже
косовскими военными в рамках программ сотрудничества с НАТО.
При
этом и для Сербии, и для всех остальных членов «шестерки» перспективы,
которые несет американо-германский проект – это экономическая
зависимость от ЕС, причем оформленная в виде протектората, где Брюссель
будет требовать от балканских стран постоянных вкладов и жертв под
предлогом того, что когда они станут членами ЕС, им воздастся сторицей.
Но пока они ничего не получат.
Борис Джерелиевский