На Украине посадили Михаила Добкина. Народный депутат, бывший
губернатор Харьковской области, сообщивший в феврале 2014 года
Януковичу, что не может гарантировать его безопасность, друг и соратник
действующего мэра Геннадия Кернеса, вместе с ним предавший харьковское
сопротивление в апреле-мае 2014 и способствовавший его удушению может
быть выпущен под залог в 50 миллионов гривен (и, скорее всего, будет
выпущен). Но пока он сидит.
Он сидит и у него есть время подумать над тем, что предавая Януковича,
вынуждая его бежать в Донбасс, а затем и из страны, не пуская его
на съезд депутатов всех уровней и выхолащивая сам съезд, Добкин
парализовал последнюю попытку оказать организованное сопротивление
перевороту на государственном уровне. Плач о несостоявшейся «Большой
Новороссии» это к нему, к Добкину, сдавшему Януковича, а затем
и Харьков, а также к Коломойскому, зачистившему Днепропетровск, Одессу
и Запорожье.
Но Коломойский никогда не корчил из себя антифашиста. И это
не Коломойский, а Добкин помешал перемещению в Харьков правительственных
структур, лояльных депутатов, формированию там центра сопротивления
путчу и, в конечном итоге, формированию той самой «Большой Новороссии»,
как альтернативы «Большой Галиции» с центром в Киеве.
Добкин выбрал «единую Украину» и возможность заседать в киевском
парламенте на вторых ролях. Таких как Добкин оказалось много.
Большинство депутатов от Партии регионов и почти все коммунисты своим
присутствием в Раде легитимировали переворот и последующие политические
трансформации на Украине. Поэтому и ликвидация данных политических сил
прошла незаметно для широкой общественности. Исчезли они из украинской
политики и никто не спросил куда.
Силы исчезли, но люди остались. Бывшие регионалы оформились
в «Оппозиционный блок» и ряд сопутствующих фракций. Они делали очень
полезное, с точки зрения режима, дело — демонстрировали всему миру, что
в Киеве возможна легальная оппозиция майдану. «Какая же у нас хунта?
Где же у нас нацисты?» — вопрошали пропагандисты режима, радостно
указывая на то, что все пособники Януковича, оставшиеся в стране
прекрасно себя чувствуют, заседают в парламенте и «остро критикуют»
победивший майдан.
Предавшие собственную власть, предавшие народное сопротивление
«оппозиционеры» занялись и ещё одной важной для режима работой — они
канализировали протест Юго-Востока в рамки парламентской борьбы
нанайских мальчиков. В конечном итоге «сопротивление режиму» вылилось
в дискуссию о том, кто лучше «евроинтегрировался» — бывшие регионалы или
действующий Порошенко, которому «оппозиционеры» при необходимости
подбрасывали недостающие для проведения законопроектов голоса.
Ну а о том, что ни один «оппозиционер», ни один окопавшийся в Киеве
донецкий политик не сделал ничего для достижения мира в Донбассе
я просто молчу. Для них даже минские соглашения — слишком большая
уступка России. И Крым они всё ещё мечтают вернуть — выпросить его
у России, раз уж невозможно захватить.
Прецедент Добкина свидетельствует о том, что через два года после
политического разгрома Партии регионов и КПУ, как структур, очередь
дошла и до политиков, составлявших эти партии. Если до сих пор
действовала парадоксальная ситуация, когда Партия регионов исчезла,
а регионалы остались, то теперь начинается зачистка и самих регионалов.
Обращаю внимание, что генпрокуратура Украины подала просьбу о снятии
неприкосновенности и разрешении на арест шести депутатов. Из них
с Лозового («Радикальная партия» Ляшко) и Дейдея («Народный фронт»
Яценюка) неприкосновенность не сняли. Розенблата (Блок Петра Порошенко),
Полякова («Народный фронт») и Довгого («Воля народа»), сняв
неприкосновенность, запретили арестовывать и только Добкина позволили
отправить на нары. При этом озвученные против Добкина обвинения наименее
убедительны и наиболее политизированы из предъявленного всей шестёрке.
По сути, в время рассмотрения представлений прокуратуры, в парламенте
шла борьба не столько за конкретных депутатов, сколько за подтверждение
политическими силами своего веса. И это борьбу «Оппозиционный блок»
проиграл даже «Радикальной партии» маргинального политического наёмника
Ляшко.
Собственно, такой проигрыш был логичен и ожидаем. В условиях истощения
внутреннего материального ресурса и соответствующего обострения борьбы
за его остатки, сопровождающегося радикализацией политических сил,
бывшие регионалы, многократно предавшие собственных, ориентированных
на Россию, избирателей и оставшиеся чуждыми майданным
активистам-«евроинтеграторам» оказались объективно слабым звеном — тем
больным ослабевшим хищником, которого стая съедает в борьбе за жизнь.
Сокращение ресурсной (кормовой) базы режима требует упрощения его
политической структуры. Классические олигархические партийные системы,
со сложными механизмами внутреннего взаимодействия, ориентированные
на постоянное микширование внутренних противоречий и достижение
компромиссных договорённостей с аналогичными конкурирующими системами,
становятся слишком дорогим и неэффективным «удовольствием». Содержание
политического и экспертного аппаратов, а также удовлетворение
материальных пожеланий системообразующих членов партии становится
слишком накладным. Всё равно, как ехать в театр и везти дамскую сумочку
в БелАЗе.
Политическая система Украины стремится к максимальной простоте.
Политическая партия уже не опирается на уличные банды и не интегрирует
из в свой состав. Политическая партия сводится к уличной банде. Как
известно свои «канцлеры» и «министры» были даже у Пугачёва. Поэтому
партия, редуцированная до банды, но имеющая доступ к государственным
учреждениям и телефонам спецсвязи способна имитировать управление
государством. Другое дело, что аппарат, предназначенный для исполнения
закона, начинает действовать в попирающей законы манере. Но это
неизбежная обратная сторона оптимизации политического процесса под
наличную ресурсную базу.
По этой же причине, «социалистический» проект Кивы-Авакова
представляется мне более перспективным, чем аналогичный проект бывшего
регионала Леонида Кожары. В первом случае лидером некогда системной
партии назначается откровенный бандит, который быстро приведёт партийный
аппарат в соответствие с потребностями времени. Во втором случае речь
идёт о классическом для украинского партийного рынка до переворота
бюрократическом партийном проекте.
Такие проекты могли иногда быть успешными (хоть 99% из них так
и оставались маргинальными). Они решали конкретную задачу интеграции
востребованной у электората левой идеи в олигархическую политическую
структуру. Поэтому левых партийных проектов всегда было много (хороших
и разных, на любой вкус).
Однако сейчас у режима больше нет ресурсов на интеграцию левых и прочих
оппонентов. Упрощение структуры и редукция политики до уровня банды
диктует господство силовых методов подавления политических оппонентов,
переход к управлению при помощи открытого террора. Политическое
пространство больше не делится. Оно просто полностью изымается в пользу
победителя. А существование любой (не правящей) политической партии
становится возможно лишь в том случае, если она признаёт «руководящую
и направляющую» роль победителя. Тем самым партия обессмысливает своё
существование. Ибо зачем она нужна, если передаёт право на определение
собственных взглядов другой политической силе, сохраняя за собой только
название и аппарат?
При этом, если перспективные политические партии на Украине деградируют
до состояния банды, а остальные в ближайшее время будут вытеснены
из политики силовым путём, то сама политика деградирует до борьбы
«капитанов» мафии за пост главного («генерал-капитана») и всё больше
реализуется теми же методами.
Таким образом, на сегодня Украина находится в переходной ситуации,
когда относительное единство соответствующих требованию времени
бандитско-майданных политических сил, определяется необходимостью
окончательной зачистки политического пространства
от системно-бюрократических (олигархических) оппонентов.
Даже сейчас, параллельно основному вектору, направленному на зачистку
системных партий олигархической оппозиции существует несколько векторов
внутренней борьбы майданных «капитанов» между собой за высшую власть.
С окончательной деградацией традиционной политики и исчезновением
системных олигархических политических партий, эта борьба майданных
«капитанов» за абсолютную власть должна только обостриться,
а её практики станут более жестокими. При этом уже сейчас заметная
персонализация политических сил (партия определяется не по названию,
а по лидеру) должна будет достичь логического предела.
В идеале, логическим завершением вырождения украинской политической
системы стало бы её превращение в придворную камарилью победившего
лидера. Однако особенность Украины, как государства разделённого,
диктует другой вариант развития событий. По мере обострения борьбы
за власть в Киеве сильные региональные политические элиты должны будут
вступать в союз с проигравшими борьбу за центральную власть
партиями-бандами и сепарироваться от центра, постепенно превращая страну
в подобие неустойчивой конфедерации враждующих между собой регионов.
То есть, не одна камарилья, а множество маленьких камарилий.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+