Решение президента поддержать законопроект сената о введении новых
санкций против России и Ирана, было преподнесено в СМИ (особенно в
российских) как сенсационное и неожиданное. Хотя от Трампа ждали и ждут
каких-то уступок в отношении нашей страны, он с момента избрания вовсе
не заявлял о готовности снять санкционное давление с Москвы. Зато
противоположные заявления Белый дом делал.
Нынешний поступок Трампа – ход в борьбе, которую он ведет с
конгрессом, вовсе не настроенным на смягчение линии в отношении России.
Директор по законодательным вопросам Белого дома Марк Шорт, объясняя
решение своего шефа, обратил внимание на сам сенатский законопроект. В
нем содержится норма, ограничивающая возможности президента по снятию
санкций против России и Ирана. Она создает опасный для Трампа и, как
подчеркивает Шорт, всей американской политической системы, прецедент:
полномочия президента в вопросах внешней политики ограничиваются, а
власть конгресса неоправданно усиливается. Именно это вызывает
возмущение главы государства. Трамп по существу решил действовать в
любимой логике бизнесмена – предложил сенаторам сделку. Они должны
отказаться от попыток ограничить его власть, он, в свою очередь, не
станет выступать против их законопроекта о санкциях и вообще несколько
развеет их опасения относительно того, что он готов пойти на сближение с
Москвой.
Следует отметить, что формально законопроект направлен не против
России, а против Ирана – российскую часть туда просто вписали. Причем,
какие именно санкции войдут в окончательную редакцию – вопрос
по-прежнему открытый.
Нынешняя редакция была принята в сенате 14 июня, единогласно. В
законопроекте, в частности, предусмотрено право президента вводить
санкции против крупных инвесторов в строительство российских
трубопроводов, вкладывающих более 5 млн. долларов в год или миллион
единовременно, срок рыночного финансирования организаций, находящихся
под санкциями, ограничивается 14 днями, а компаний нефтегазового сектора
– 30 днями.
Однако сенаторы, подозревая президента в превышении своих полномочий,
выражающемся в намерении заключить некую сделку с Москвой на саммите
G-20, сами, проявив спешку, допустили нарушение. Законодательные
инициативы, связанные с доходами государства, должны сначала проходить
палату представителей. В результате законопроект был отправлен обратно в
сенат и теперь, когда истекли каникулы, его должна рассмотреть нижняя
палата. А это дает некий шанс на корректировку документа. Тем более, что
меры против строительства «Северного потока-2» - а фактически против
этого проекта направлена сенатская инициатива – вовсе не принимаются
американским истеблишментом однозначно «на ура». Ведь они мало того, что
могут затронуть интересы американского бизнеса, но еще и осложнят и без
того не простые отношения с ЕС.
Налаживание отношений с конгрессом в новой сессии, видимо, станет
важнейшим направлением деятельности Трампа. Ради этого он готов принести
в жертву и некоторые достигнутые с Россией договоренности. Это
продемонстрировала не только история с законопроектом о санкциях. Так,
Трамп немедленно отказался от идеи создания совместной с Россией рабочей
группы по кибербезопасности как только она была подвергнута критике со
стороны конгрессменов.
Таким образом, внешнеполитическая линия новой администрации США
формируется на наших глазах. Для Трампа с его бизнес-опытом, и видимо,
не четким пониманием того, как функционирует американская политическая
система, оказалось некоторым сюрпризом, что в выработке этой линии
участвует не он один, а масса других политических акторов. Однако,
похоже, что президент постепенно осваивается со своей новой ролью. Споры
с законодателями по поводу санкций – один из многочисленных
«экзаменов», которые ему, как политику, предстоит сдать. От того, на
сколько успешно он будет учиться проводить свои решения через конгресс,
идя на компромиссы во второстепенных вопросах и не отступая в главном,
зависят и отношения США с Россией, по крайней мере, на то время, пока
Трамп находится в Белом доме.