G-20, переговоры: Повторит ли Гамбург-2017 судьбу Хельсинки-1975
Вашингтон рассчитывает навязать России сценарий распада СССР
7 июля 2017 г. в Гамбурге начал свою работу саммит G20
(«Группа двадцати»). Его участники представляют ведущие экономики
планеты. Участвующие в саммите главы государств имеют возможность
обсудить глобальные проблемы, обменяться мнением по вопросам дальнейшего
развития мировой политики и экономики.
А еще G20 является ключевой переговорной площадкой для поиска выхода из существующих конфликтов.
По
этой причине саммит «Группы двадцати» оказался в зоне пристального
внимания киевских политиков и СМИ. От результатов переговоров ведущих
мировых лидеров — президента Российской Федерации Владимира Путина и
президента США Дональда Трампа — ждут решения конфликта на Украине.
Причем главный вопрос, который «беспокоит» киевских политиков и
журналистов: кто кого «перехитрит» — Трамп Путина или Путин Трампа.
По
причине ограниченности информации решили прибегнуть к историческим
аналогиям. Обратились к примеру Хельсинских соглашений 1975 года
(«Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе»).
Ситуация, которая была в мире полвека тому назад и сегодня, конечно, отличается.
В
1970-е года противостояние великих держав было вызвано идеологическими
причинами, а сегодня — борьбой за экономическое лидерство. По этой
причине более сорока лет тому назад в качестве площадки для переговоров
было избрано политическое мероприятие (Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе), а сегодня — экономическое (саммит «Группы
двадцати»).
Тем не менее, есть и существенное сходство. И тогда, и
сейчас мир из-за амбиций отдельных финансово-политических групп
оказался на грани мировой войны, которая грозит Апокалипсисом всему
человечеству.
Но главное и тогда, и сейчас: Запад показной
«уступчивостью» хочет завуалировать ряд «подводных камней», которые
пытается прописать в соглашении с соперником.
Прежде чем начались
переговоры в Хельсинки, американские СМИ и оппозиция развернули
массированную кампанию обструкции президента Джеральда Форда за
«намерение» согласиться с фактом пребывания стран Балтии в составе СССР.
Дело в том, что США была одной из немногих стран, которые юридически не
признавали вхождение прибалтийских республик в Советский Союз в 1940
году. На фоне антисоветской кампании формальное признание администрацией
Форда в Хельсинки территориальной целостности Советского Союза было
преподнесено Западом как крупная «уступка» Москве. В реальности, если
это и была «уступка», то очень сомнительная. Вашингтон просто признал,
что границы в Европе должны быть стабильными, при этом сделав оговорку,
что они могут меняться мирными внутренними средствами. Юридически нигде
не было зафиксировано, что Литва, Латвия и Эстония являются составными
частями СССР.
В обмен на эту сомнительную «уступку» Вашингтон
добился включения в Хельсинские соглашения положения о согласовании
обязательств по вопросам прав человека, а также о праве народов на
самоопределение. Оба пункта впоследствии были использованы для
разрушения СССР. Ссылаясь на положение о правах человека, Запад
развернул кампанию по дискредитации политики Москвы за «системное
нарушение прав человека», а также по поддержке диссидентских групп. В
результате, по словам исследователя холодной войны Джона Льюиса Гаддиса,
«Хельсинские соглашения, которые первоначально были объявлены
внешнеполитическим триумфом советской дипломатии, впоследствии
превратились в манифест диссидентского и либерального движения, которое
разрушило СССР».
Положение о праве народов на самоопределение было
использовано в конце 1980-х-начале 1990-х для поддержки движений по
отделению советских республик.
Еще одной «уступкой» Советскому
Союзу в Хельсинки считалось согласие Запада на расширение экономического
сотрудничества со странами СЭВ. Однако и это положение Вашингтон сумел
использовать себе на пользу. Он стал активно выдавать кредиты СССР и его
союзникам, постепенно превращая страны СЭВ в своих должников.
Сегодня
по аналогии с хельсинским сценарием администрация Дональда Трампа
подверглась массированной критике со стороны оппозиции и СМИ за
«намерение пойти на уступки Москве по Украине». В результате согласие
фактически (но не юридически) признать факт пребывания Крыма в состав
Российской Федерации преподносится Вашингтоном как готовность к
«компромиссу» с Россией.
При этом, как и в 1975 году, демонстрируя
готовность пойти на «уступки», в Запад держит камень за пазухой.
Намерен добиваться расширения своего экономического присутствия в
России, а также включения в будущее соглашение положений, которые
позволят развернуть кампанию по дискредитации Москвы в вопросе
соблюдения «прав человека».
Есть только одно «но». Однажды
использованная в ходе переговоров уловка становится известной и ее все
сложнее и сложнее применять в будущем. Наступит момент, когда самые
недюжинные способности не помогут в ходе переговоров завуалировать
обман. Тем более что речь идет о партнере, который решил сам решать
вопросы, которые относятся к его будущему.
16-й президент
США Авраам Линкольн: «Можно обманывать часть народа все время, и весь
народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время».
Юрий Городненко Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|