Изменившийся подход Франции к Сирии может получить отклик в России
В
недавней беседе с европейскими журналистами новоизбранный президент
Франции Эммануэль Макрон рассказал о некоторых ключевых принципах,
которые определяют его внешнюю политику в отношении Европы, Среднего
Востока и России. Макрон, вступивший в должность 14 мая, готов работать с
проблемами безопасности, которые проистекают из нестабильности на
Среднем Востоке. Его подход может положить начало более тесному
взаимодействию Парижа и Москвы.
Интервью от 21 июня в Елисейском дворце прошло спустя три дня после
победы его социал-либеральной политической партии «Вперёд, Республика!»
на выборах.
Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан 20 июня встретился в
Москве со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Они обсудили
события в Сирии и в Украине в атмосфере, которую французская пресса
сочла конструктивной, что подчеркнуло цель визита Ле Дриана –
сглаживание противоречий с Москвой по ключевым международным проблемам.
Поездке предшествовал визит Владимира Путина в Версаль месяцем ранее.
Обе встречи позволяют судить о том, каким может быть подход Макрона к
России и к Среднему Востоку: более реалистичным и менее предвзятым, чем
во времена бывшего президента.
В ходе своей президентской кампании Макрон аккуратно избегал любых
пророссийских заявлений, в отличие от Марин Ле Пен (кандидат от
националистической партии «Национальный фронт») или, в меньшей степени,
от Франсуа Фийона (кандидат от правоцентристской партии
«Республиканцы»). Эта изначальная осторожность сегодня позволяет Макрону
использовать более гибкий подход по отношению к России. В интервью
Макрон отверг «зарубежный неоконсерватизм», который определял внешнюю
политику Франции в последние 10 лет, особенно на Среднем Востоке и в
Северной Африке.
С начала «Арабской весны» 2011 года Франция оказалась среди стран,
активно вмешивающихся в события на Среднем Востоке. В 2011 году Париж и
Лондон провели кампанию в Ливии. В 2013 году Франция была готова нанести
воздушные удары в Сирии в связи с применением химического оружия, а в
сделке с Ираном, посвящённой его ядерной программе, заняла жёсткую
позицию.
По отношению к президенту Сирии Башару Асаду Администарция бывшего
президента Франции Франсуа Олланда выбрала стратегию «Асад должен уйти»,
которая после терактов в Париже в 2015 году превратилась в заявление
«нет Асаду и нет ДАИШ», и своим решением парализовала действия Франции в
Сирии. Макрон резко раскритиковал интервенцию в Ливии в 2011 году,
погрузившую страну в хаос и уничтожившую государство. В интервью он
подчеркнул ключевое изменение – которое назвал «обновлением» – связанное
с сирийской проблемой: Франция официально отказывается от стратегии
«Асад должен уйти» как от условия для проведения мирных переговоров. По
сути, это изменение отношения к Асаду можно считать резкой сменой курса в
том значении, что Париж отказывается от конечной цели в виде смены
режима в Дамаске.
Возможно, на эти перемены повлияли выводы, прозвучавшие в докладе
Avicenne – это 60-страничный документ, подготовленный группой
французских дипломатов, журналистов и экспертов, посвящённый проблемам
Среднего Востока. Отчёт был опубликован в марте в разгар французской
президентской гонки, он призывал избежать вмешательства, которое
нарушает социальную сплочённость, ничем это не компенсируя.
Не исключено, что на изменение оказали влияние Доминик де Вильпен и
Юбер Ведрин – два министра иностранных дел, известные своим
вдохновлённым Шарлем де Голлем прагматичным подходом к внешней политике
Франции. Утверждается, что Макрон с ними консультировался.
Какого результата ждёт Макрон от этого политического «обновления», и
как с ним соотносится Россия? На Среднем Востоке Франция преследует три
главных цели: восстановление французского влияния, уничтожение
терроризма и контролирование потока мигрантов – проблема, которая
политически негативно сказывается не только на Франции, но и в целом на
Евросоюзе. Сирия, где Россия выступает в качестве ключевого военного и
дипломатического игрока, лежит на пересечении этих главных целей.
Укрепление партнёрства с Москвой в отношении Сирии поможет Парижу
вернуться в дипломатическую игру, и в то же время дистанцирует Францию
от США и Саудовской Аравии. По сравнению с неопределённостью внешней
политики США в связи с избранием Дональда Трампа президентом, действия
России в Сирии выглядят гораздо более предсказуемыми и сообразными для
Франции. К тому же, в прошлые годы Вашингтон отказывался признавать
политическую роль Франции в решении проблем на Среднем Востоке, в
особенности это касается израильско-палестинского конфликта. С этой
точки зрения, активное сотрудничество с Россией предоставит Парижу
большую свободу действий, чем сближение с Вашингтоном. Более того,
некоторые наблюдатели раскритиковали Францию за поддержку целей
Саудовской Аравии, особенно в отношении Ирана, Сирии и Ливана. И в этой
ситуации сотрудничество с Россией выступит для Франции противовесом
партнёрству с Саудовской Аравией.
В отношении Леванта у Франции и России существует несколько общих
целей: группы граждан обеих стран присоединились к террористическим
организациям в Сирии и Иране, обе страны выступают против увеличения
количества оружия массового поражения в регионе, обе страны намерены
бороться с терроризмом, и они поддерживают сирийских курдов. Тем не
менее, подобную схожесть не стоит переоценивать, так как она вовсе не
означает, что у Франции и России одни и те же стратегические задачи:
Париж стремится восстановить своё влияние в регионе, а Москва после
военного вмешательства в сирийский конфликт этой цели уже достигла. Если
действия Макрона принесут плоды, роль Франции в восстановлении Сирии
возрастёт.
С точки зрения Москвы, сотрудничество с Парижем увеличит масштаб
дипломатической инициативы России в отношении Сирии, особенно это
касается представления интересов национальных меньшинств Сирии в будущем
правительстве – цель, которой стремятся достичь Россия и Франция. Кроме
того, это сбалансирует роль Турции в мирных переговорах в казахстанской
Астане, так как сегодня только Анкара поддерживает сирийскую оппозицию в
ходе переговоров.
Если французско-российское сотрудничество по проблемам Сирии
увенчается успехом, это отразится на решении других региональных
вопросов. В разрешении израильско-палестинского конфликта Франция и
Россия поддерживают вариант создания двух государств, применяя
независимые, но не противоречащие друг другу подходы. В том, что
касается Ливии, Париж демонстрирует непостоянную, но растущую
заинтересованность в деятельности фельдмаршала Халифы Хафтара, который
возглавляет восточное правительство в городе Тобрук, а Москва выступает
заодно с Египтом и с ОАЭ, помогая фельдмаршалу бороться с исламистскими
группами. В итоге в Персидском заливе Франция и Россия обладают
дополняющим друг друга влиянием, которое может быть эффективно
использовано для проведения конструктивного диалога между Ираном и
нефтяными монархиями региона.
Игорь Деланоэ, заместитель директора Франко-росийского
аналитического центра «Обсерво», эксперт по внешней политике России и
вопросам безопасности, связанным со Средиземноморьем
Источник перевод для MixedNews — Антон Комаров Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|