В
Армении продолжает активно обсуждаться предложение посла США о восьми
миллиардном потенциале инвестиций в восстанавливающуюся энергетику,
которое многие восприняли, как экономическое и политическое предложение,
сделанное властям Армении.
Ситуация
и картина, безусловно, неоднозначны. О неуместности разговоров
об однозначном сигнале свидетельствовал комментарий самого посла США,
который заявил, что, во-первых, это цифра — результат подсчетов
Министерства энергетики Армении, который подтверждается и их
исследованиями, а кроме того, перспектива станет реальной, если будет
либерализирован региональных рынок, и откроется возможность экспорта
в Грузию, Иран, Турцию.
А
Министерство энергетики Армении разъяснило, что осуществляется
строительство новых высоковольтных линий электропередач, которое
закончится до 2019 года и откроет новые возможности для экспорта,
превращая Армению в важное звено в цепи Иран, Грузия, Россия.
Заявление
посла США, безусловно, содержит между срок политическое предложение,
в противном случае такие заявления просто так не делаются.
Но направлено ли это предложение властям Армении? Именно это под вопросом.
Возможно
в заявлении посла США таится предложение Вашингтона России, которая
имеет огромное экономическое и политическое воздействие на Армению,
особенно в сфере энергетики. В то же время, у России есть сложности,
как вообще в этой сфере, так и в частности в экономической отрасли.
Россия уже отказалась от своей крупной собственности в энергетике
Армении — говориться об отказе от каскада Севан-Раздан.
Власти
Армении запрашивают у Москва экономических инвестиций. У России у самой
серьезные проблемы и наблюдается ощутимое сокращение ресурсов. Более
того, нет надежды, что санкции будут отменены, а цены на нефть вырастут.
Одновременно,
для России есть два очень дорогих геополитических направления — Ближний
Восток, Сирия, и Украина. Эти направления ежедневно уносят миллионы
долларов. Перед Россией стоит задача максимально оптимально распределять
ресурсы, пока что пытаясь воздержаться от нежеланных сценариев —
сокращения геополитических целей и направлений.
В
этом смысле Москва еще в августе 2016 года четко дала понять президенту
Армении Сержу Саргсяну, что не стоит надеяться на российский экспорт
и нужно опираться только на собственные, армянские ресурсы. Этот намек
содержался в заявлении Владимира Путина относительно двухзначного роста
ВВП Армении благодаря ЕАЭС.
Заявление
Путина не было обусловлено преувеличением, не информированностью
или стремлением оправдать ЕАЭС. Это было намеком на то, что Россия дала
то, что должна была дать, остальное — вопрос эффективности управления
Армении.
После
этого Серж Саргсян обратился к Карену и Самвелу Карапетянам: одного
поппросив занять пост премьер-министра, а другого — финансировать его
деятельность на этом посту. Но Карапетяны, объявляя о готовности,
действуют по принципу, по которому Евросоюз в процессе Ассоциации
пытался работать с Сержем Саргсяном — больше за больше, или как
в известном фильме — утром власть, вечером деньги.
Но это внутренние вопросы Армении, которые слишком мелкие на фоне внешних реалий и интересов в вопросе Армении.
На
этом фоне было сделано предложение Вашингтона. Неужели посол США может
быть настолько наивным, чтобы представить, что услышав о восьми
миллиардах долларов власти Армении могут мгновенно отречься от России
и забыть ее? Ричард Милз опытный дипломат, который с первых же лет
обретения независимости работал по линии Армении, и несомненно не мог
питать таких наивных надежд.
Вообще,
о политической воли властей Армении в мире после сентября(от ред. —
2013г., заявление о присоединении к ЕАЭС) сложилось стабильное
представление — у мира нет иллюзий. Следовательно, важных предложений
по вопросу Армении властям Армении больше не будет, как в частной беседе
с политологом Эдуардом Абрамяном заявил мэтр геополитики и внешней
политики США Збигнев Бжезински, который совсем недавно распрощался
с жизнью.
В
случае, если будут предложения, они будут сделаны России, тем более,
что Россия, которая стоит перед необходимостью оптимизации ресурсов
и геополитических планов, будет находиться на режиме большей склонности
к компромиссам, чем прежде. Речь, конечно, идет не о вытеснении России,
а об изменении режима и логики ее присутствия, о большей адекватности
к широкой системе международной безопасности. По части Армении проблема
в США рассматривается именно в этом плане, а не в смысле вытеснения
России.
С
этой точки зрения примечательно, что спустя короткое время после этого
заявления посла США в Армению прибыл председатель «Газпрома» Миллер.
Насколько
бы очевидным не был вопрос о перераспределении сфер влияния и решающих
ролей, перспектива альтернативы России в Армении не становится светлее,
чем тот свет, который могут дать восемь миллиардов долларов США,
и Москва это без сомнения очень хорошо понимает для того, чтобы начать
как минимум заочные обсуждения вокруг предложения.