Новый президент Франции Эммануэль Макрон
одержал уже вторую громкую победу. В результате очередных парламентских
выборов его движение «Вперёд!» получило абсолютное большинство в
Национальном собрании, намного превзойдя все остальные партии. Франция
совершает политическую эволюцию, но глубиной намечающихся перемен она
заставляет вспомнить присущий этой стране революционный дух. Статья
публикуется в рамках партнерства с Российским советом по международным
делам (РСМД)
Контекст кампании
Приход Э. Макрона в Елисейский дворец стал без преувеличения новой
реальностью французской политики. Впервые за многие десятилетия главой
государства стал деятель, не имеющий чёткой связи с какой-либо
«системной» партией и явно претендующий на обновление всей политической
жизни. Его победа только подстегнула процесс глубокой трансформации
политического спектра, следующим этапом которого стали очередные выборы в
нижнюю палату парламента.
С 2000 г., когда путём реформы
электорального календаря президентские и парламентские кампании были
синхронизированы по срокам, президентская партия всегда уверенно
побеждала вслед за своим лидером. Новизна движения Э. Макрона позволяла
предположить, что в 2017 г. ситуация будет сложнее. Например,
победителям понадобилась бы коалиция с какой-либо из «старых» партий,
что неминуемо отразилось бы на содержании будущего курса. Однако даже в
нынешних условиях эта традиция нарушена не была. «Вперёд, Республика!»
(такое название движение взяло в ходе кампании) сформирует крупнейшую
фракцию в нижней палате без чьей-либо помощи, кроме младших партнёров из
«Демократического движения». Подлинным же новшеством оказался масштаб
успеха центристов, получивших порядка 350-360 мест из 577, хотя в
какой-то момент планировалось даже более 400 мандатов.
Причин
столь подавляющего преимущества сторонников президента может быть
названо несколько. Во-первых, сыграла свою роль определённая вялость
избирателей: президентская кампания получилась слишком бурной, чтобы у
граждан после неё ещё оставалось стремление так же внимательно следить
за дальнейшей политической борьбой. Кроме того, оказались сильными
настроения «дать Макрону шанс»: позволить без помех приступить к
реформам, а судить об успешности предложенного курса позже, по
результатам. В итоге явка составила чрезвычайно низкие 48,7% и 42,6% в
двух турах соответственно. Движение «Вперёд, Республика!» охотно этим
воспользовалось, ещё раз мобилизовав свои силы под предлогом
приобретения рабочего большинства ради претворения в жизнь президентской
программы.
Во-вторых, все остальные силы явно не успели перегруппироваться после
президентской кампании. От Социалистической партии этого ждать и не
стоило: получив худший результат в своей новейшей истории (всего 44
места вместе с союзниками), она только усугубила своё и без того
тяжелейшее положение. «Республиканцы» после поражения Ф. Фийона не
сумели сформулировать чёткую позицию, как они будут относиться к новому
президенту, что привело к распылению их электората. В случае же крайних
сил — левой «Непокорённой Франции» и правого «Национального фронта» —
подтвердилась любопытная закономерность, говорящая о том, что их лидеры
обычно популярнее собственных организаций. Так, два месяца назад Ж.-Л.
Меланшон получил 19,5%, а его альянс сейчас — лишь 11% в первом туре; М.
Ле Пен — 21,3%, НФ же — 13%.
В итоге складывается впечатление
триумфального шествия «макронистов» с огромным преимуществом практически
по всей стране. Однако мажоритарная избирательная система, ещё и при
низкой явке, даёт в этом плане искажённую картину. В абсолютных
значениях движение тоже выступило хуже своего лидера: в первом туре за
кандидатов от «Вперёд, Республика!» проголосовали 6,4 млн граждан (всего
в стране 47,5 млн зарегистрированных избирателей), а за самого Э.
Макрона в апреле — 8,6 млн. В процентах от общего числа граждан,
явившихся на голосование, президентское движение получило 28,2%, но от
всех избирателей это всего около 13%. Поэтому повального увлечения новым
президентом, как может показаться из прессы, де-факто не существует: в
июне 2017 г. скорее преобладали апатичность и выжидание. Однако
любопытно, что даже в случае применения пропорциональной избирательной
системы, о которой периодически говорят разные партии, ситуация в
парламенте стала бы запутаннее (правоцентристы смогли бы навязать
коалицию), но власти движение «Вперёд!» всё равно не лишилось бы.
Как быть дальше
Какое-то время Э. Макрону не должны угрожать конкуренты, занятые
собственными неудачами, поэтому он может беспрепятственно приступить к
наиболее чувствительным реформам. Сейчас таких намечено уже две —
законопроект о «морализации политической жизни» и корректировка
трудового кодекса. При обсуждении этих и других инициатив выяснится,
насколько гомогенно полученное большинство. Для многих из новоизбранных
депутатов парламентская работа в новинку (пришли в политику из бизнеса,
общественных организаций, молодёжной среды и т. д.), поэтому нельзя
исключать ошибки и противоречия между ними. Какие-то корректировки могут
произойти и в составе правительства, где уже ослабли позиции нескольких
министров (Р. Ферран, Ф. Байру).
«Республиканцы» де-юре вновь
могут называться крупнейшей оппозиционной партией (тем более что именно
им до сих пор принадлежит большинство департаментов и регионов), но
внутреннего единства им это отнюдь не добавляет. Назначение в
правительство Э. Филиппа, Б. Ле Мэра, Ж. Дарманена внесло сумятицу в
ряды правоцентристов: партии трудно занять критическую позицию в адрес
нового президента, если он приблизил к себе её некоторых представителей,
пусть далеко не первой величины. Ориентировочно в конце осени должны
пройти выборы нового партийного главы (возможные кандидаты — в прошлом
министры Ф. Баруэн, Л. Вокье, К. Бертран), только после которых можно
будет понять, какую линию будут выдерживать «Республиканцы» — умеренную
«конструктивную» или жёсткую правую.
Глубокая трансформация предстоит и социалистам. Масштаб этого
процесса будет напоминать события начала 1970-х гг., когда по инициативе
Ф. Миттерана партия приобрела современный вид. Как тогда, так и сейчас
СП важно устранить конкурентов на левом фланге: Ф. Миттеран в своё время
успешно выбил почву из-под ног коммунистов, что-то подобное предстоит
сделать и новому руководству социалистов в отношении «Непокорённой
Франции» Ж.-Л. Меланшона. Хотя в какой-то степени крайне левые имеют
даже большее моральное право на пальму первенства, поскольку их лидер
гораздо увереннее выступил на президентских выборах, чем кандидат СП Б.
Амон.
Наконец, внутренние процессы будут происходить и в Национальном
фронте, немного увеличившем своё представительство (8 мест вместо 2, М.
Ле Пен впервые стала депутатом национального масштаба). Линия на
постепенную банализацию крайне правых, практиковавшаяся в последние
годы, не остаётся без критики в стане партии. В частности, Ф. Филиппо
уже образовал собственную неформальную группировку «Патриоты», предлагая
вернуться к классической фронтистской программе и отказаться от всех
реверансов в сторону более умеренного электората.
При этом для
всех партий открываются два пути эволюции. Если движение Э. Макрона и
дальше покажет свою эффективность, то другие организации могут перенять
его формат и также превратиться в подобные движения. При этом их всех
будет отличать зыбкость идейно-политических позиций, превращение
подробных программ в абстрактные декларации ценностей. Напротив, в
случае затруднений «макронистов» может возобладать противоположный тренд
на новое размежевание по партийным «квартирам». Тогда к 2022 г. на
сцену должны вернуться классические партии, ясно отличающиеся друг от
друга программными приоритетами и ведущие борьбу по уже знакомым
правилам.