В
прошлом месяце, Эммануэль Макрон достал из избирательной шляпы
пресловутого кролика. Вопреки всему, независимый центрист выиграл
французское президентство с убедительным запасом, обыграв правого
популиста Марин Ле Пен и одержав на этом пути победу над старой
гвардией французского истеблишмента. Теперь, для своего последнего
трюка, Макрон, похоже, должен обеспечить подавляющее большинство
в Национальном собрании.
Но
является ли политический новичок Макрон, больше чем избирательный
волшебник, будет зависеть от успеха или провала экономической программы,
которую примет его правительство.
Победа
Макрона успокоила друзей Франции и объединенной Европы. И в первые дни
его президентства, французская общественность стоит за ним. Согласно
недавним опросам его рейтинг одобрения составляет 62%. Однако
доброжелательное отношение может быстро рассеяться, поэтому Макрон
должен капитализировать свой ранний мандат путем проведения реформ
по финасовой политике, налогообложению, рынку труда и образованию, и это
лишь некоторые области, в которых уже давно пора внести изменения.
Самыми
насущными проблемами Франции являются анемичный рост и неадекватное
создание рабочих мест. За последние 12 лет, ВВП Франции увеличился всего
лишь на 1% в год, меньше, чем посредственный всплеск в Европейском
союзе в целом, в то же время, уровень безработицы составляет чуть больше
10%. Только пять стран ЕС — Хорватия, Италия, Кипр, Испания и Греция —
имеют более высокий уровень безработицы.
Поэтому
Макрон в течение первого пятилетнего срока должен сосредоточиться
на повышении роста ВВП Франции в среднем до 2% в год и сокращении
безработицы до уровня ниже 6%. Для достижения этих целей надо уделить
основное внимание тем областям, в которых Франция отстает от других
стран ЕС.
Часть
проблемы безработицы связана со скрытыми расходами. Франция имеет одни
из самых высоких уровней почасовой оплаты труда в ЕС, и закономерным
следствием является слабый найм на работу. С ростом неравенства многие
французы справедливо обеспокоены тем, что труд облагается налогом
гораздо больше, чем доход от прироста капитала. Действительно,
во Франции налоги на заработную плату составляют 19% от ВВП, что намного
превышает средний показатель ЕС (13%). Это особенно пагубный налог,
потому что от него страдают только работодатели. Поэтому он должен стать
первым налогом, который Макрон должен сократить.
Точно
так же, государственные расходы (57% ВВП) являются самыми высокими
в ЕС, где средний показатель составляет 47%. Это бремя является
чрезмерным и значительно затрудняет экономический рост. Правительству
следует работать над сокращением этих расходов (в частности, раздутыми
программами социальной защиты), по меньшей мере на один процентный пункт
в год.
Корпоративные
налоги — еще одна область, созревшая для реформы. При ставке в 33%,
во Франции один из самых высоких корпоративных налогов на прибыль
в Европе. Но ее доходы от этих налогов, 2,6% от ВВП, соответствуют
среднему показателю ЕС. Франция могла бы себе позволить снизить ставку
налога на прибыль до 25%, как предложил Макрон, не теряя при этом
значительных налоговых поступлений.
Франция
выбивается из ряда практически по всем фискальным показателям (наряду
с Финляндией и Бельгией, которые в последние годы также неэффективны). И
учитывая, что Франция не смогла воспользоваться свободной политикой,
Макрон должен быть в состоянии установить консенсус между сокращением
налогов и расходами. Действительно, снижение фискального бремени
на экономику станет ключом к тому, чтобы изменить существующее положение
вещей.
Но
Франции, также необходимы более сложные структурные реформы, наиболее
актуальной из которых является либерализация и упрощение сложного
трудового законодательства страны, которое осложняет прием и увольнение
работников. Наиболее уязвимыми чаще всего являются те, кто наименее
интегрирован в экономику, особенно молодежь и иммигранты. Большинство
европейских стран сталкивается с этой проблемой, но уровень безработицы
среди Французской молодежи составляет 26%, что значительно выше, чем
в среднем по ЕС, с 19,6%. Для смягчения или даже предотвращения
забастовок и протестов, упрощение трудового кодекса необходимо обсудить
с социальными партнерами.
И
наконец, в особом внимании нуждается система образования Франции. ОЭСР
дает французским старшеклассникам лишь среднюю оценку среди развитых
стран мира. Франция, как и многие другие страны Европы, имеет много
возможностей для улучшения подготовки молодежи к выходу на рынок труда.
Ситуация
с Французскими университетами выглядит еще хуже. Согласно Times Higher
Education Supplement, который оценивает университеты со всего мира,
лучший университет Франции, Высшая педагогическая школа, занимает всего
лишь 66 место в мире. Без реформы высшего образования Франция не может
даже близко конкурировать с британскими и американскими институтами.
Французское
правительство может провести все эти реформы в одностороннем порядке,
без ЕС. Но ЕС мог бы помочь экономике Франции, путем продвижения
различных рынков. Свободная торговля услугами является одной
из первоначальных четырех свобод ЕС; однако, сегодня, единый рынок услуг
работает плохо. Франция может многое выиграть от дальнейшей
либерализации на внутреннем рынке услуг. А цифровой рынок ЕС — это
золотое дно, которое ждет своего победителя, хотя участие Франции
на удивление ограничено. Расширение доступа к венчурному капиталу,
который облегчит либерализацию финансовых услуг, могло бы также помочь.
Победа
Макрона, и вероятная парламентская внушительная победа его партии
«Вперед, Республика», предоставила Франции прекрасную возможность. Но,
учитывая цель и масштаб необходимых реформ, политический медовый месяц
президента будет коротким. Он должен быстро предоставить результаты,
иначе его магии будет недостаточно, и французские избиратели заставят
его исчезнуть.