Константин Затулин: Гражданства нет, но вы держитесь
В этом мае с интервалом в неделю я пережил два нападения. Началось со
старушки, замыкавшей более чем скромную колонну сочинских коммунистов
на Первомай. Отделившись от своих, она подошла и торжественно заявила:
«Я голосовала за вас на выборах в прошлом году. Но теперь снимаю свой
голос!» «Почему?» — робко поинтересовался я. «Нечего тащить кого не лень
в нашу страну!» — выдала мне она и с сознанием выполненного долга
вернулась в строй.
«— Гм! что ж, тебе разве хочется хлеба?
— обыкновенно спрашивал Иван Иванович.
— Как не хотеть! голодна, как собака.
— Гм! — отвечал обыкновенно Иван Иванович.
— Так тебе, может, и мяса хочется?
— Да все, что милость ваша даст,
всем буду довольна…
— Ну, ступай же с богом, —
говорил Иван Иванович.
— Чего ж ты стоишь? ведь я тебя не бью!»
Н.В.Гоголь, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Выступая
с трибуны праздничного митинга на День Победы в Бишкеке, Президент
Киргизии Алмазбек Атамбаев обрушился на меня с тяжкими обвинениями в
неуважении к братскому киргизскому народу. Поводом послужила моя попытка
в передаче Владимира Соловьева объяснить разницу в льготах на получение
российского гражданства для наших соотечественников и просто
русскоязычных граждан других стран, в том числе и Киргизии. Из речи
господина президента следовало, что я и такие, как я, — духовные
родственники скинхедов, порождающие ненависть к киргизам и таким образом
толкающие инородцев к терактам. В Санкт-Петербурге, например.
Я
чувствую себя как Марк Твен, когда того выбирали в губернаторы. Развал
Советского Союза среди прочих несчастий имел следствием разруху в
головах и путаницу в самоидентификации. Кто чей соотечественник?
Российская Федерация — государство одних русских или всех тех, кто в ней
живет? И кто может претендовать на то, чтобы жить в ней? И на каких
условиях?
Большинство в России, как Александр Проханов, верят, что
«российский» и «советский» — это одно и то же. Но эта идиллия
немедленно подвергается жесткому сомнению, как только мигранты из
постсоветской Средней Азии или Закавказья что-нибудь натворят. Не
утруждая себя глубокими разбирательствами, государство одной рукой — в
законе «О государственной политике в отношении соотечественников за
рубежом» — подписывается под признанием особенных прав
соотечественников, разделенных фактом распада СССР, чтобы другой рукой —
в законах «О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан» —
заблокировать для этих самых соотечественников реальную реализацию их
декларированных прав в России. Добавьте к этому то, что на внешней
арене, преодолевая нешуточное сопротивление, наша страна борется за
Евразийский союз — проект интеграции с теми самыми Казахстаном,
Киргизией, Арменией и др., чьи граждане так раздражают своим
присутствием отдельных патриотических старушек на первомайских
демонстрациях.
Двадцать лет, начиная с первой Государственной
думы, я предлагаю решения, которые позволили бы нашему законодательству
не быть лебедем, раком и щукой в отношении многомиллионной российской
диаспоры за рубежом: расставить точки над «i» в вопросе о нуждах и
правах различных ее категорий, привести в лучшее состояние механизмы
взаимной поддержки России и «русского мира» за рубежом. Все эти годы с
завистью отмечаю, как Венгрия, Польша, Германия, Румыния — не говоря уже
о традиционно опытных в диаспоральной политике Израиле, Армении, Китае —
на деле, а не на словах углубляют свое сотрудничество с зарубежными
соотечественниками. Я пришел в свою четвертую Государственную думу с
четким планом законодательных инициатив — от срочных и самоочевидных до
более сложных и дискуссионных, — чтобы снять то, что кажется мне
несуразицей или ошибкой. Начало внушало надежду — об этом я уже писал в
«МК» («Отрезанный ломоть или часть народа?», 30 декабря 2016 г.). Приняв
сразу в трех чтениях соответствующие поправки в закон «О гражданстве»,
мы предотвратили угрозу депортации из России русских людей, с 1990-х
годов живущих и работающих в стране. Наплевав на чужие судьбы, чиновники
хотели сделать людей ответственными за собственную неразбериху при
выдаче паспортов. Федеральное собрание и Президент Российской Федерации
решили иначе.
Но уже на этом, первом этапе приведения нашего
законодательства о гражданстве к реальности противник дал о себе знать.
Структура Администрации Президента, как нарочно названная Управлением по
защите конституционных прав граждан, попыталась не допустить принятия
закона. Многолетний руководитель этого подразделения Дмитрий Жуйков был
одним из авторов принятого в 2002 году закона «О гражданстве», идеология
которого в отношении соотечественников выражена фразой другого
разработчика: «Все, кто надо, в Россию уже приехал. Надо поставить
барьер на пути тех, кто нам не нужен». Я не знаю, верить ли мнению
сослуживцев и просителей, сталкивавшихся с Д.Жуйковым (сам я, к
сожалению, так и не добился у него приема), которые утверждают, что он
совершенно глух к любым ходатайствам о гражданстве, считая их все
поголовно покушением на бюджет, пенсии, здравоохранение и другие
уникальные достижения Российской Федерации. Но не подлежит никакому
сомнению, что ответственная инстанция, руководимая Д.Жуйковым, не
разделяет никакого беспокойства о судьбах миллионов разделенных с
Россией в 1991 году русских людей, не признает никакого смысла в
поддержке русскоязычных, или, как теперь говорят, «носителей русского
языка». И наконец, просто издевается над сотнями тысяч бежавших от
бандеровского режима в Россию русских и украинцев, заставляя их ради
получения вида на жительство в России добывать у этого режима справку о
выходе из гражданства Украины.
То, что Россия «нуждается в умных,
образованных, трудолюбивых людях, которые не просто хотят здесь
подработать и уехать, а хотят переехать, обосноваться в России и считают
Россию своей родиной», говорил В.В.Путин в своем послании к
Федеральному собранию 12 декабря 2012 года. Он также подчеркнул, что
«процесс получения гражданства для наших соотечественников до безобразия
забюрократизирован», и поручил «разработать ускоренный порядок
предоставления российского гражданства нашим соотечественникам,
носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто
родился и в Российской Империи, и в Советском Союзе. Тем, кто хочет
переехать на постоянное жительство в нашу страну и, соответственно,
отказаться от своего сегодняшнего гражданства».
Полтора года с
начала гражданской войны на Украине потребовалось исполнителям воли
президента и прошлому составу Государственной думы, чтобы внести в 2014
году необходимые поправки в законодательство, устанавливающие новую
категорию — «носители русского языка». Но под надзором бдительного
Управления по защите конституционных прав граждан депутаты подправили
президента: не «родились», а «проживали», и хоть в Российской империи,
хоть в Советском Союзе, но «в современных границах Российской
Федерации». А самое главное — от носителей русского языка требуется не
просто отказаться от имеющегося иного гражданства (как для других
иностранцев, претендующих на российский паспорт, — направить в
консульство заявление с отказом), а предоставить «документ полномочного
органа иностранного государства» о приеме заявления о выходе из
гражданства. Сделать это нужно еще перед подачей заявления на получение
вида на жительство, а затем (при обращении на получение гражданства РФ)
нужно предъявить опять же «документ полномочного органа иностранного
государства» о выходе из иностранного гражданства.
Так гора родила
мышь. Ни одно государство в мире не обязывалось представлять России,
депутатам Государственной думы или Д.Жуйкову лично какие-либо справки. И
не делает этого. К настоящему времени за три года действия нормы для
«носителей русского языка» всего три с половиной тысячи из них получили
российское гражданство: 70% — это те, кто иного гражданства не имел, или
граждане Таджикистана, которым отказываться от таджикского гражданства
не нужно, так как есть российско-таджикское соглашение о двойном
гражданстве. Из миллиона с лишним граждан Украины, бежавших от войны и
репрессий, гражданство РФ получили всего 25 «носителей русского языка».
Мы
отдали суверенное право решения вопроса о гражданстве России посреднику
— иностранному государству, инструкции которого взяла на вооружение
наша миграционная служба. Свежий пример: гражданин Иванченко из Одесской
области неимоверными усилиями продвинулся дальше других: он таки
получил на Украине справку о том, что у него приняли заявление на выход
из украинского гражданства. Но Главное управление по вопросам миграции
МВД РФ ответило ему, что в соответствии с их представлением о том, кто
должен выдавать такие справки на Украине, предъявленной справки
недостаточно. Отказано.
Сказанного, кажется, достаточно, чтобы
понять, почему в самый канун нового 2017 года я внес в Государственную
думу законопроект, отменяющий все уродливые наросты на предложенной
президентом норме гражданства для носителей русского языка; почему в
соавторы ко мне по доброй воле записались еще полтора десятка депутатов
фракции «Единая Россия» и, наконец, почему он был одобрен
комитетами-соисполнителями в Государственной думе и на нулевых чтениях в
Общественной палате РФ. Все это, однако, пока никак не перевешивает
отрицательной рецензии Государственно-правового управления Президента
РФ, составленной на основе идей все того же Управления по защите
конституционных прав граждан.
В чем же состоят эти идеи? В том,
например, что «исключение ограничения действия нормы данного
Федерального закона территории в пределах государственной границы
Российской Федерации позволит распространить действие указанной нормы на
граждан иностранных государств, ранее входивших в состав Российской
империи (Польша, Финляндия, Китай, США и другие государства)». Вздор по
поводу истосковавшихся по российскому гражданству поляков, финнов и
американцев (хотел бы, конечно, узнать, когда это Китай или какая-либо
часть его территории официально входила в состав Советского Союза либо
Российской империи!) заставляет предполагать, что главное подозрение
падает на непоименованные «другие государства», с которыми мы строим
Евразийский союз. Более открытые противники закона в Интернете прямо
пугают тем, что его авторы «собираются раздавать паспорта всей Азии».
Но
паспорта никто не раздает. Путь к гражданству в России не изменяется.
Сначала надо доказать, что претендент владеет русским языком как родным,
что происходит на комиссии с участием профессиональных филологов (а это
совсем другая по уровню комиссия, чем та, которая освидетельствует
элементарные представления о русском языке у приезжающих в страну
мигрантов). Разве мигранты из среднеазиатских республик, призрак
укоренения которых пляшет в глазах критиков нашего законопроекта, готовы
все поголовно бросить дома свои семьи и отказаться от гражданства своих
стран? А если к нам переедет русскоязычная и русскокультурная часть
населения бывших союзных республик, мы от этого проиграем или выиграем?
Дело
даже не в том, что при «охранительном» подходе Россия никогда не стала
бы ни Российской империей, ни Советским Союзом. Не приросла бы Сибирью,
Кавказом, Кубанью и Крымом, а российская культура — Пушкиным. Паника по
поводу Средней Азии — на фоне миллионов уже находящихся в нашей стране
представителей этих республик — реально препятствует людям одного с нами
языка и крови, нашим действительным соотечественникам из Украины
добиться человеческих условий своего проживания в России. Беженцы из
Украины, которых мы называем братьями, оказываются в положении худшем,
чем гастарбайтеры, имеющие за своей спиной государства, куда они
возвращаются, чтобы «пересидеть» требуемые нашим законом 90 дней из 180.
Беглецы не могут вернуться в объятую войной и ненавистью страну. Но им
отказывают в получении вида на жительство, толкают на случайные
заработки и нелегальное положение. Инженеры и учителя работают
грузчиками и посудомойками. Мы хотим, чтобы от России надолго
отвернулись за такое наше «гостеприимство»? Мы хотим подсобить Порошенко
и К˚, обрубающим все связи с Россией на радостях от безвизового режима с
Европой?
«Охранители» поднимают тревогу, что понаедут новые
граждане и сомнут всю нашу социальную сферу требованием пенсий и
материнского капитала (хотел бы я видеть пенсионеров, которые претендуют
на материнский капитал!). На самом деле наши «потери» — это 4959 руб.
85 коп. пенсии по старости тем, кто вообще никогда не работал (остальные
получают ее там, где выплачивали деньги в Пенсионный фонд), маткапитал и
пособия многодетным плюс возможность сходить в районную поликлинику.
Всё. При этом статистика говорит: в потоке соотечественников,
прибывающих в Россию, только 6% — пенсионеры, около 70% — люди
трудоспособного возраста, а 24% — дети. Эти дети вырастут гражданами
России, станут служить в армии, работать на заводе, пахать землю, делать
открытия в науке и создавать шедевры в искусстве. А один трудоспособный
переселенец сегодня уже покрывает расходы государства на двух
пенсионеров. Но все это проходит мимо ушей тех, кто считает, что вид на
жительство и гражданство России — это лишь повод претендовать на раздел
пирога нашей экономики, а не на его увеличение. Чиновники считают все
население страны нахлебниками, внутренне, видимо, не веря в то, что их
собственная зарплата заработана.
Снимет ли принятие наших поправок
в законодательство «О гражданстве» все проблемы во взаимоотношениях
России с ее соотечественниками и русскоязычными из-за рубежа? Конечно,
нет. Просто мы застряли уже на второй ступеньке, от прохождения которой
зависит судьба следующих, уже внесенных нами законопроектов: о
гражданстве детей в смешанных браках, о праве на политическое убежище в
России… Мы даже не подошли к новому прочтению понятия «российский
соотечественник за рубежом». А оно требуется, чтобы выполнить обещание
гражданства, данное законом «О государственной политике в отношении
соотечественников за рубежом», вне зависимости от того, собираются его
соискатели переехать жить в Российскую Федерацию или останутся в той
остальной России, от которой РФ уехала в 1991 году.
Российское
гражданство и русский язык — это главная гарантия сохранения русского
народа, а значит, и российского государства. «Слово и дело государево!» —
как во времена Петра и Екатерины, требую суда и справедливости для тех,
кто предлагает, и тех, кто отвергает право русских и русскоязычных на
гражданство России.
Империя Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
Migma, а как же Чеченская республика или Республика Татарстан? Это ведь Северо-Кавказский и Приволжский округа России. Соответственно в этих федеративных республиках живёт подавляющее большинство "приверженцев чуждой веры" - Ислам называется. А в Бурятии - буддизм, шаманизм. Так же буддизм традиционно исповедуют в Тыве, Калмыкии и Забайкальском крае. И где же тогда, спрашивается, декларируемое Вами "Русское Православнле Царство"?
Нет давно у нас царства. Со времён Петра I - империя (а по некоторым свидетелствам она у нас уже - со времён Ивана IV Грозного). А империя, в отличии от моноэтнического царства, предполагает в своём составе разные народы, кульуры и, соответствующие им, разные же религии.
И наконец, государство у нас по Конституции - светское. Причём, в данном случае, Конституция лишь отражает сегодняшнюю данность. Т.к. верующих православных христиан, не смотря на значительное их увеличение с конца 80-х годов, относительно общего количества российского населения - ничтожно мало, увы.
Поэтому то, что Вы написали о "Русском Православном Царстве" - лишь Ваша мечта, действительность иная.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 521
Рейтинг поста:
Гражданство могут получить в Русском Православном Царстве русские православные граждане без всяких проволочек. А предоставление русского гражданства выходцам из азиатских республик, тем более приверженцев чуждой веры, все же, на мой взгляд, недопустимо.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 656
Рейтинг поста:
Преступник найдёт способ приобрести гражданство, купить оружие, изготовить бомбу и т.д.
А вот законопослушный человек всегда будет пытаться идти по официальным инстанциям. И если его права будут нарушаться, то имидж страны будет падать.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 314
Рейтинг поста:
Спросить бы у этого Жуйкова, каким образом получил гражданство юнец, устроивший взрыв в Питерском метро. Есть стойкое ощущение, что такие жуйковы успешно выполняют планы Госдепа, массово впуская в страну потенциальных террористов. А что касается того, "что понаедут новые граждане и сомнут всю нашу социальную сферу требованием пенсий и материнского капитала", так.. уже... И отнюдь не "носители"