Оливер Стоун о Владимире Путине: Российский народ никогда так хорошо не жил (The Guardian, Великобритания)
Ветерана кинематографии обвиняют в заискивании перед Путиным во время
съемок четырехчасового документального фильма о российском
руководителе, но он не желает каяться. Не станет ли это кульминационным
моментом его карьеры?
Вас когда-нибудь били?», — задает Владимир Путин вопрос Оливеру
Стоуну ближе к концу незаурядного четырехчасового документального фильма
о российском лидере. «Да», — отвечает Стоун. «Тогда для вас ничего
нового не будет, потому что вы пострадаете за то, что делаете», —
говорит российский руководитель, прежде чем выйти из комнаты, вызывающей
воспоминания о Сикстинской капелле в смеси с самыми пылкими фантазиями
дизайнера интерьеров Дональда Трампа.
В данном случае Путин был прав. Издание The Daily Beast назвало
эпический фильм из четырех частей под названием «Путин» («Интервью
с Путиным») «страшно безответственным любовным письмом» российскому
президенту. «Об Оливере Стоуне этот фильм говорит ровно столько же,
сколько о Владимире Путине», — заявил телеканал CNN. «Лесть с небольшой
долей скепсиса», — сказала New York Times.
Довольно резкие слова в адрес проекта с учетом того, что понадобилась
целая жизнь, полная достижений, чтобы его заполучить, и два года, чтобы
осуществить. Стоун против таких высказываний? «Знаете, это отражается
на фильмах. Вы работаете над фильмом очень напряженно, а иногда о нем
судят больше по личности создателя, чем по содержанию. В этом смысле я,
можно сказать, чернокожий. Дело не в содержании, не в содержании моего
характера, а в природе моего расследования».
Стоун — человек многогранный. Сидя в шикарном отеле «Конрад»
на Манхэттене в номере, где на стене висит картина Элизабет Пейтон, он
выглядит как настоящий режиссер-оскароносец, снявший классику типа
«Взвода», «Рожденного четвертого июля», «Прирожденных убийц», и в то же
время фильм-пустышку «Александр» (где Александра Македонского сыграл
Колин Фаррел). Он написал сценарий «Лица со шрамом», а в фильме
«Уолл-Стрит» дал ей краткую и емкую характеристику: «Алчность,
в отсутствие лучшего слова, — это хорошо. Алчность права, алчность
работает». Он — ветеран Вьетнамской войны, имеющий награды. И он
не чернокожий. Хотя именно из-за таких заявлений мужчины его возраста
(почти всегда мужчины) сегодня попадают в беду. Рискуя лишиться остатка
интервью, которое только началось, я пропускаю эти слова мимо ушей,
желая его выслушать.
Это решение, но в гораздо больших масштабах, навлекло неприятности
на проект Стоуна. В первой половине его документального фильма Путин
признается, что у него не бывает плохих дней, потому что он — «не
женщина». «Я не хочу никого оскорбить, — говорит он, делая именно это. —
Это просто в природе вещей. Существуют определенные естественные
циклы». Он также признается, что не пошел бы в душ с геем. «Зачем его
провоцировать? Но вы знаете, что я мастер спорта по дзюдо». И это слова
руководителя страны, которая отвратительно относится к правам
ЛГБТ-сообщества.
Стоун пропускает эти комментарии мимо ушей. Почему он не спорит
с Путиным? «Это не мое дело», — говорит режиссер. Он хотел создать
завершенный портрет едва ли не самого завораживающего и пугающего лидера
этого поколения. Думая так, Стоун хочет, чтобы вы это знали. Он
пытается не изменить мышление Путина, а показать его.
Более важный довод Стоуна заключается в том, что Путин не очень
сильно отличается от многих мировых лидеров, даже когда речь заходит
о социальных проблемах. «Обама был против однополых браков до 2014
или 2015 года?» — спрашивает Стоун. (На самом деле, до 2012-го, но его
доводы убедительны и справедливы, а о Клинтонах лучше даже не начинать.)
«Так в чем же проблема? Всем хочется на передовую, но надо говорить
политкорректные слова, хотя в Америке поступают совсем не так, причем
на каждом гребаном шоу. Комик Билл Марр говорит глупости (этот
телеведущий недавно вызвал фурор, произнеся в эфире неприличное слово
„нигер"), но у всех возникает острое желание поучаствовать в оргии
осуждения за грехопадение. Вот и все. Им нравится это делать. С
Трампом — тоже», — говорит Стоун.
А что Стоун думает о Дональде Трампе? «Не надо меня ловить на этом, —
отвечает режиссер. — Это будет в заголовках. Вместо разговора о моем
кино пойдут разговоры об этих заголовках».
«С Трампом прессе интересно, это как игра, это увлекательно, но это
не отвечает потребностям цивилизации, для которой главное — это мир,
безопасность, мир, безопасность, мир, безопасность. А мы этого
не делаем».
Большая часть отзывов на фильм Стоуна о Путине была написана, когда
критики посмотрели первые два часа. Там показан написанный с симпатией
портрет Путина, и рассказывается о его появлении из ельцинской эпохи,
напоминающей о Диком Западе, которую Стоун описывает как «безумный
капитализм и алкоголизм, нечто вроде оргии по Достоевскому». Однако
«Интервью с Путиным» становится более критическим по своему содержанию
в следующих эпизодах. Во второй половине фильма Стоун давит на Путина,
задавая ему вопросы о хакерских атаках на выборы в США, об олигархах и о
том, как долго тот намерен оставаться у власти. Похожая на сфинкс маска
Путина время от времени дает трещины, но он все равно остается
невозмутимым дзюдоистом с черным поясом.
В определенном смысле избрание Трампа оказалось для Стоуна как нельзя
кстати. Хакерские взломы компьютеров Национального комитета
Демократической партии, якобы осуществленные российскими агентами,
и кажущаяся симпатия Трампа по отношению к Путину до выборов делают
фильм Стоуна очень актуальным и своевременным. Всего этого не было бы,
избери Америка президентом Клинтон.
Все хотят знать, что Путин думает о Трампе и о предполагаемых
российских хакерских атаках на американские выборы. К сожалению, Путин
мало говорит об этом. Обвинения в хакерских взломах он называет
«глупыми». «Конечно, нам понравилась идея об избрании Трампа, и он нам
по-прежнему нравится, так как он публично заявил о своей готовности
восстанавливать российско-американские отношения». Так сказал Путин. А
еще он добавил, что было бы неплохо наладить экономическое
сотрудничество и совместную борьбу с терроризмом.
Но Стоун продолжает настаивать на своем. «Так почему же вы решили
провести хакерскую атаку во время выборов?» Путин смотрит вниз,
на собственные ногти, а затем отвечает: «Россия этим не занимается».
Стоун продолжает и спрашивает его о российских возможностях
по проведению кибератак. Путин ничего не раскрывает. Но, говорит Стоун,
при этом он «очень похож на лису, только что выбравшуюся из курятника».
В фильме нет моментов типа «ага, попался», но цель режиссера, говорит
Стоун, состоит в том, чтобы начать дебаты, а не закончить их. Для
многих в США Путин, говоря словами Маккейна, — «мясник», «бандит»
и более страшная угроза, чем ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим. пер.).
А по мнению Стоуна, публика должна беспокоиться о цифровых возможностях
США. Мир — опасное место, и у обеих сторон были недобрые намерения.
Просто демонизировать Путина, а вместе с ним и Россию — опасно
и неправильно, заявляет Стоун. «У них есть свобода вероисповедания, они
делают то, что хотят. Они путешествуют, и россияне никогда не жили
лучше, чем сейчас. Но, конечно, в Америке считают, что они несчастны,
живут в условиях диктата, в сталинских лагерях гулагах, что их всех
истязает этот монстр. Это просто безумие. А британцы еще хуже, — говорит
режиссер. — Я хочу сказать, что это ложь Мердока, он лгал обо всем
мире, и эта ложь привела к войнам».
Такая точка зрения не получит особой поддержки в коридорах власти
в Вашингтоне или Лондоне. И ее оспорят многие русские, в том числе,
лидер российской оппозиции Алексей Навальный, который сидел в тюрьме
и подвергался физическим нападениям за то, что возглавил протесты против
режима Путина.
Словно подчеркивая, как мало в этом документальном фильме того, что
удовлетворит многочисленных критиков Путина, его покажут в России
без сокращений цензуры. Ясно, что многое в нем доставит удовольствие
российскому истеблишменту.
Но хотя по поводу достоинств фильма Стоуна можно спорить, нет никаких
сомнений в том, что он и его давний коллега-продюсер Фернандо Сулихин
(Fernando Sulichin), одержали блестящую победу. Впервые они встретились
с Путиным, когда работали над фильмом о сотруднике АНБ и разоблачителе
Эдварде Сноудене. Сулихин, источающий суровое очарование, добивается
того, что ему нужно. Во время съемок фильма Спайка Ли «Малкольм Икс» он
уговорил саудовцев разрешить съемки в Мекке. Это был первый случай,
когда Эр-Рияд дал согласие на съемки художественной картины в священном
городе.
Путина тоже удалось уговорить, и они два года снимали этот фильм,
взяв у российского руководителя более десятка интервью, в основном
в феврале этого года, сразу после президентских выборов в США.
Кремлеведы с головой ушли в расшифровку того, что мы можем узнать (и
можем ли вообще) о роли России и Путина на Украине, о кибератаках,
о Сирии. Все это стало темой продолжительных дискуссий, которые
заставили экспертов корпеть над каждым кадром в поисках знаков и намеков
этого самого скользкого государственного деятеля. Но
среднестатистического зрителя просто зачаровывает возможность видеть
Путина так близко, на протяжении многих часов.
В этом фильме есть и более светлые моменты, причем, не все —
предумышленные. Путин и Стоун — очень странная пара. Неряшливый,
угловатый, похожий на медведя дикарь из Голливуда и вкрадчивый,
загадочный политик. Это больше похоже не на Дэвида Фроста против Ричарда
Никсона (Фрост брал у Никсона интервью после его отставки с поста президента — прим. пер.), а на Балу с Шерханом, которые переместились из «Книги джунглей» в Кремль.
Иногда это похоже на игру типа «ты мне — я тебе». Когда они идут
по коридору в путинский кабинет (раньше он был сталинский),
по телевизору совершенно случайно показывают речь Путина в Мюнхене
в 2007 году, в которой он отказался от дипломатического политеса
и обвинил США в провоцировании гонки ядерных вооружений, в «почти ничем
не сдерживаемом, гипертрофированном применении силы в международных
делах».
«Вы могли бы стать кинозвездой», — говорит Стоун, глядя на экран
и разыгрывая козырную карту лести. Они проходят в кабинет к Путину,
и тот отвечает комплиментом на комплимент: на столе у него лежит книга
Стоуна «Нерассказанная история США» (The Untold History of the United
States). Путин якобы очень много читает, но эта книга выглядит так,
будто к ней не притрагивались.
Там есть еще одна показательная сцена. Стоун готовится к съемке
эпизода, в котором Путин должен войти в комнату, и эта пара поведет себя
так, будто они не разговаривали несколько месяцев. «Начали!» — кричит
Стоун. Ничего не происходит. «Начали», — повторяет он. Снова ничего. Он
просит крикнуть переводчика. Все равно ничего. Здесь камера перемещается
на вошедшего Путина, который подмигивает ей, неся две чашки кофе. Если
у вас были какие-то сомнения, кто на съемках главный, то теперь вы вовсе
в полном недоумении.
Но Сулихин видит эту сцену иначе. Он говорит, что Путин стесняется
в присутствии камеры. По его мнению, Путин — веселый, добродушный,
весьма человечный. По мнению других, даже при виде игривого Путина людей
бросает в дрожь. Иногда очень трудно отделить весть от вестника. Стоун
это хорошо понимает. Теперь он кажется немного утомленным и скучающим.
«Все, что я сделал, изучалось в определенном свете. Художника это очень
сильно ограничивает. Я это ненавижу. Я пытаюсь этого избежать, и как вы
видите, я делал очень разнообразные фильмы. Хотелось бы сделать больше,
но на пути всегда возникают какие-то преграды. Я сохранял независимость,
я не снял ни единого фильма, который не хотел снимать. Я несу
ответственность за все свои картины, включая те, которые были приняты
не лучшим образом. Но даже в своем возрасте я делаю то, что считаю
правильным. Если у тебя в сердце нет ощущения свободы, ты никогда
с собой не примиришься», — говорит режиссер.
Что же дальше? Стоун рад, что Джереми Корбин показал такие хорошие
результаты на выборах в Британии. «Прежде всего мне нравится внешняя
политика Корбина. Я знаю, его избрали по каким-то другим причинам, типа
за бесплатную игру в лото бинго или за что-то там еще. В Англии они —
сумасшедшие. Но если вести речь о внешней политике, то он разбирается
в ней лучше любого другого западного политика и понимает, что нужно
для спасения мира, какие миру нужны перемены». Может, его следующим
проектом станет документальный фильм о лидере лейбористов? «Он — часть
этих перемен. И он может их четко сформулировать. Но проблема в том,
чтобы удержать английских консерваторов, не дать им выбраться наверх,
потому что они так злятся, эти правые в Англии. Им всегда хочется начать
где-нибудь войну. Знаете, это напоминает Уинстона Черчилля, который
говорил: „Нам надо кого-то прикончить"».
Но есть и первые признаки того, что Стоун собирается на покой. В своем недавнем сообщении в Фейсбуке он назвал «Интервью с Путиным» «четырехчасовой дерзкой
кульминацией моей странной жизни американского кинематографиста». Что
это? Кульминационный момент его карьеры?
«Не знаю, дадут ли мне еще один шанс сделать кино. Я никогда не строю
никаких предположений, стараюсь не делать этого. Потому что я занимался
этим где-то в середине своей карьеры, и мне кажется, это сильно портит
человека. По крайней мере, я свободен и могут делать дальше, что захочу.
У меня нет никаких обязательств, которые будут меня тяготить.
Понимаете, что я хочу сказать? Скажем, прямо завтра я могу переехать
в Албанию». Зачем ему это? «Не знаю, захочу ли я прожить остаток своей
жизни в соответствии с таким строгим англо-саксонским кодексом, ведь я
старею, верно? Может, есть лучший, более мирный образ жизни, когда
не надо с тревогой думать о том, что твои налоги уходят на бомбардировки
других стран или на создание дрянной военной техники».
Автор: Доминик Руше (Dominic Rushe)
Оригинал публикации: Oliver Stone on Vladimir Putin: ‘The Russian people have never been better off'
ИноСМИ
Рейтинг публикации:
|