ШОС: новые возможности и риски
Организация становится одной из самых влиятельных в мире
Встреча в верхах Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 9 июня в
Астане (Казахстан) стала примечательна тем, что завершилась принятием в
организацию Индии и Пакистана. Таким образом, ШОС стала крупнейшей
международной организацией регионального характера, которая на востоке
простирается до Ляньюньгана Китая, на западе – до Калининграда России,
на юге и севере – до Индийского океана и Северного полюса. По охвату
населения, экономическому весу и военному потенциалу ШОС уже сейчас
формально является крупнейшей международной организацией и самой крупной
и потенциально влиятельной – в Евразии.
Вступление в ШОС Индии и Пакистана влечёт ряд важных геополитических
следствий с учётом китайско-индийской конкуренции за
политико-экономическое влияние в Южной Азии.
Во-первых, совместное членство Индии, Пакистана и Китая в ШОС создаёт
предпосылки для гармонизации сложных отношений между этими странами;
во-вторых, расширение ШОС, тем более за счёт таких значимых стран, а
также, участие трёх членов ШОС (РФ, Казахстана и Киргизии) в ЕАЭС
приближает формирование Большого евразийского партнёрства, с инициативой
которого российская сторона в лице президента РФ В. Путина уже
неоднократно выступала, в том числе, на недавнем пекинском форуме «пояс и
путь». Подтвердила Россия свою инициативу и 9 июня в Астане.
Поскольку в ШОС состоят семь стран, участвующих в китайской инициативе
«пояс и путь» (включая присоединившийся Пакистан), именно эта
инициатива фактически служит экономической основой ШОС.
В свою очередь, наполнением экономических проектов участников стали
инфраструктурные проекты КНР в рамках усилий Пекина по расширению
доступа на перспективные рынки ЕС, Большого Ближнего Востока и Африки.
Официальная позиция Пекина сводится к взаимообусловленности двух
проектов: «Пояс и путь» предоставляет ШОС более широкое пространство для
развития, а ШОС поможет «поясу и пути» добиться больших результатов и
«блестящего будущего».
На данный момент Индия отказалась присоединяться к инициативе Китая и,
в частности, не участвовала в форуме «пояс и путь» 14-15 мая в Пекине.
Дели находится в натянутых отношениях с Исламабадом из-за спорных
территорий Джамму и Кашмир, а Китай в рамках своей инициативы «пояс и
путь» прокладывает транспортный коридор через эти территории к
пакистанскому порту Гвадар, игнорируя позицию Индии. Этот транспортный
коридор имеет для КНР критическое стратегическое значение, поскольку
является единственным путём выхода к источникам нефте- и газопоставок
Аравийского полуострова и Персидского залива, к рынкам ЕС и Африки в
обход контролируемого США Малаккского пролива.
По этой же причине сохраняются натянутые отношения между Индией и
Китаем. Дели не может поддержать китайскую инициативу без отступления от
принципиальной позиции в территориальном споре с Пакистаном.
В то же время, индийская сторона понимает, что вовлечение соседей
Индии в транспортно-логистическую сеть из КНР в Южную и Западную Азию,
минуя Индию, оставляет её в стороне от крупных и выгодных проектов,
оборачивается упущенной выгодой. Вступление в ШОС для Дели, таким
образом, оптимальный способ сохранить принципиальную позицию в вопросе
Джамму и Кашмира и, вместе с тем, присоединиться к проектам «пояса и
пути».
Также необходимость совместной работы в ШОС Индии и Пакистана,
предполагающая частые деловые контакты и их участие в общих
экономических проектах будет способствовать сглаживанию противоречий
между ними.
РФ налаживает хорошие отношения с Пакистаном и сохраняет их с Индией.
Недавно состоялся результативный визит премьер-министра Индии Н. Моди в
Санкт-Петербург, где он принял участие в ПМЭФ и провёл переговоры с В.
Путиным и представителями деловых кругов России. Также, Индия и ЕАЭС
вскоре начнут переговоры о зоне свободной торговли (ЗСТ). При этом ЕАЭС
планирует участвовать в некоторых проектах китайской инициативы для
решения задачи по их сопряжению. Поэтому работа индийской стороны в
формате ШОС и в перспективной ЗСТ Индии и ЕАЭС фактически вовлекает Дели
в общеевразийские проекты.
Россия занимает в ШОС уникальную позицию – она поддерживает со всеми
участниками организации дружественные и ровные отношения, что позволяет
ей успешно сыграть роль арбитра.
Если через ШОС удастся состыковать политико-экономические интересы
Индии с КНР и Пакистаном, то существенно вырастет роль РФ в ШОС, а сама
ШОС значительно усилит влияние в Азии с перспективой полного исключения
оттуда внерегиональных субъектов. Речь идёт о США, которые пытаются
установить в Индии своё политико-экономическое влияние для сдерживания, в
первую очередь, Китая, но также и России. Показательны, например,
попытки Вашингтона занять доминирующее положение на индийском рынке
вооружений и военной техники.
Поскольку вмешательство США в дела региона является фундаментальной
предпосылкой сохранения зон конфликтов в Азии, что видно по Афганистану,
уход Вашингтона создаст условия для военно-политической стабилизации
региона.
Конечно, Индия экономически и политически конкурирует с Китаем за
влияние в Азии, но и здесь ШОС может стать инструментом и механизмом
сглаживания противоречий и гармонизации интересов. Принципиально
оптимизировать экономические интересы смогло бы большое евразийское
партнёрство, о котором В. Путин ещё раз напомнил 9 июня в Астане:
«...нужно ориентироваться на сложение усилий, координацию национальных
стратегий и многосторонних проектов на всём пространстве Шанхайской
организации сотрудничества. Цель – объединить потенциалы ЕАЭС, ШОС,
Ассоциации государств Юго‑Восточной Азии, китайской инициативы «Один
пояс – один путь»».
Пока наиболее очевидный общий проект для объединения всех членов ШОС -
борьба с терроризмом и обеспечение безопасности на внешних границах
государств-членов. Ход обсуждения вопросов повестки дня и итоговые
документы встречи, в частности, подписание Конвенции по противодействию
экстремизму показали, что данный приоритет в деятельности ШОС был
закреплён. Вступление в организацию Пакистана, наиболее плотно
вовлечённого в афганскую ситуацию, по идее должно стать стабилизирующим
фактором.
Вхождение Индии и Пакистана в ШОС несёт и определённые риски, если они
продолжат вражду из-за территориальных споров уже внутри ШОС.
Здесь важно не допустить, чтобы двусторонняя проблематика выходила на уровень всей организации и там доминировала.
Если судить по высказываниям информированных китайских экспертов, то
позиция КНР в этом смысле весьма осторожна и конструктивна. Она сводится
к тому, что Китай не будет использовать ШОС для вмешательства в
индо-пакистанские споры. Китайская сторона также надеется, что участие в
ШОС пойдёт на пользу этим двум странам в плане создания платформы для
взаимного общения и ведения переговоров.
В целом, сложились все предпосылки для повышения геополитической роли
ШОС. Вступление в ШОС Индии и Пакистана способно как усилить
организацию, серьёзно подняв уровень её влияния в Евразии, так и стать
источником новых рисков. Задача России в этой связи – содействовать
тому, чтобы ШОС стала платформой примирения этих двух стран, а также
платформой гармонизации отношений Индии и Китая. Её решение позволит
укрепить роль России в ШОС и в Евразии в целом, а также повысить
значение ШОС в мире.
Специально для «Столетия» Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|