На страницах ВО уже не раз рассказывалось о различных приемах
«информационных войн», ставших в современном информационном обществе
достаточно привычным делом. О чем еще не рассказывалось, так это о
лоббировании (от англ. lobbyism, от англ. lobby — кулуары), то есть виде
деятельности, суть которой заключается в том, что некие
заинтересованные физические лица или представители негосударственных
организаций разными способами, не выходящими за рамки закона, влияют на
органы государственной власти, а также местного самоуправления для того,
чтобы добиться принятия (либо непринятия) тех или иных ответственных
решений, находящихся в их компетенции. Подчеркнем, что сам лоббист при
этом на службе в том органе, который принимает решение, не состоит.
Понятно
и то, что методы лоббизма могут быть как вполне законными, так и
совершенно незаконными. Законные методы довольно просты: это подача
петиций, массовые обращения в государственные властные структуры,
проведение всевозможных экспертиз законопроектов, организация
информационных кампаний по управлению общественным мнением. Законным
методом является финансирование избирательной кампании или внесение
средств (не запрещенное по закону!) в благотворительные фонты, связанные
с заинтересованными лицами. Ну вот, хотя бы такой пример. Вам нужно,
чтобы депутат Х поддержал выгодный вам законопроект о постройке дороги
через Н… поскольку там у вас бензозаправка, и вы еще хотите построить
ресторан «Пикник у обочины». А дорога через У вам не нужна. Вы
договариваетесь с Х о том, что он открывает некоммерческий
благотворительный фонд помощи больным детям. Это повышает его
популярность и имидж. А вы вносите в него деньги. Таким образом это не
коррупция. Ни Х, ни вы прямой выгоды с этого платежа не имеете. Но
косвенная выгода огромна! Депутат Х получает хорошее паблисити – он друг
больных детей. Вы – выгодное решение и доходы, а дети… дети тоже
получают дополнительную помощь и здоровье!
Незаконные методы – это прямой подкуп того или иного политика и иное его финансирование, запрещенное законодательно.
Лоббизм
непосредственным образом связан с двумя объективными факторами:
наличием в обществе разных групп интересов и нужда тех же органов власти
в качественной экспертной информации, которую они самостоятельно
получить не могут. Поэтому лоббизм не так развит в тех властных
структурах, которые имеют доступ к информационным ресурсам. Так, Совет
Европейского союза, члены которого имеют доступ к информации от своих
национальных экспертных организаций, менее подвержен лоббированию, по
сравнению с депутатами Европарламента, у которых такой возможности нет.
Выборные должностные лица, которые отчитываются перед населением, более
подвержены лоббизму, чем просто госслужащие, так как они нуждаются в
средствах на финансирование своих избирательных кампаний и в создании
благоприятного паблисити среди своих избирателей.
Кто-то
подумает, что лоббизм, так же, как и оффшорный бизнес, штука грязная и
незаконная. Но нет, существует даже законодательство, которое его
регулирует, причем в разных странах оно действует по-разному. Например, в
таких странах, как США и Канада, лоббизм очень жестко регламентируется
законодательством, а лоббисты даже регистрируются, платят налоги со
своего «бизнеса», и регулярно отчитываются о «проделанной работе».
«Вторая группа стран» – назовем ее так условно, это прежде всего страны
Европы, где лоббизм регулируется рамками существующего законодательства,
а регистрирования лоббистов не требуется.
Наконец есть группа
стран, которых очень много, где лоббизм есть, а вот законов о нем нет!
То есть если мне нужно что-то «продавить», я имею полное право
пригласить нужного мне «продавителя» читать лекции. Соответственно сумма
гонорара ему будет сопоставима с заработком иного министра и… кому до
этого какое дело? Важно «качество услуг!»
Тем не менее и в этих
странах есть правовая основа для лоббизма, а именно закрепленное в
Конституции право на подачу петиции в органы государственной власти!
Интересно,
что сам термин «лобби» появился в документах англиканской церкви еще в
1553 году, вот только обозначалось им место для прогулок ее
священнослужителей. В 1640 году словом «лобби» стали называть узкий
коридор, где прогуливались члены Палаты общин. Ну, а уже из Англии этот
термин, ставший обозначением неких закулисных дел, разошелся по всему
свету.
Кстати, лоббирование было даже в СССР. Вспомните, как
важных чиновников сверху на местах водили в баню, на охоту, кормили в
лучших ресторанах, делали хорошие подарки. То есть даже слова такого не
знали, а дело делали. Хорошо все это? Нет, не очень! Но тогда может быть
просто взять и запретить, да? Но ничегошеньки из этого не выйдет! Не
выйдет потому, что «лоббирование» – если его рассматривать как
социальное явление, есть не что иное, как получение информации, и обмен
информацией. А получение информации запретить невозможно. Например, у
вас есть убедительное досье на Н, из которого явствует, что это человек
сомнительных деловых качеств. Имеет место ситуация, в которой мнение
этого Н имеет вес. Мы публикуем в печати материал с ссылками на
документально подтвержденные источники, сами ничего не утверждаем, а
предлагаем сделать выводы читателям. Они делают, «куда надо»
обрушивается шквал писем, в итоге к мнению этого человека в
соответствующем месте не прислушиваются. Понятно, что это очень
узкоспециальный пример и такого случая иногда приходится ждать годами. А
иногда и не годами… Но обмен информацией налицо!
Или вот другой
пример. В одной из областей на выборах губернатора решили использовать
административный ресурс. Но не так, чтобы «надавить» на руководителей
районов на местах, а иначе. Отправили к ним… интервьюеров, молодых
красивых девушек, чтобы взять у них интервью, как у «лидеров мнений».
Главы администраций понятно, распухли от гордости! С их мнением
считается сам губернатор! Не знали, как этих девчонок накормить-напоить.
А они все записывали (диктофоном пользоваться нельзя, «спугнуть можно»)
и поддакивали: У-у-у, да-да, даже так, ой, как интересно… Естественно,
что весь тот бред, что они привезли, никто особо не читал, все пошло в
корзину. Но… кое-какие запоминающиеся фразы по списку фамилий оттуда
были взяты и затем в частном разговоре с ними использованы. А людям-то
ведь что больше всего нравится после еды, питья и секса? Правильно:
чувство собственной значимости! Вот они его и получили, и вполне
искренне начали «отрабатывать». Люди-то они благодарные, ты мне хорошо, а
я – тебе! И трудились, агитируя, не за страх, а за совесть! И это тоже…
пример умелого лоббирования, построенного на процессе обмена
информацией.
Но может быть и так. Он, лоббист, собирает важную
информацию и доносит ее до лица, принимающего решение. И это воздействие
обычно удается, поскольку депутаты и чиновники имеют очень насыщенный
график работы и не обладают достаточным уровнем информирования. Кстати,
именно поэтому сейчас на всех уровнях образовательной системы так много
внимания уделяется презентациям. Мало хорошо сделать. Надо еще и умело
это показать очень занятым людям и вызвать их интерес. И чем лучше у
депутатов и чиновников поставлено дело с получением информации от
научных сотрудников высокой квалификации, тем тяжелее работать
лоббистам.
В рамках управления общественным мнением лоббисты
обычно влияют на него через СМИ. Это и заявления в прессу, и различные
рекламные кампании, авторство которых не скрывается. Есть методы, когда
авторство бывает завуалированным. Но на телевидение обычно как раз и
приглашают тех, кто имеет четко выраженное собственное мнение, и такие
же люди приглашаются на дискуссии перед телеаудиторией, на специальные
ток-шоу и для интервью. Но и тут все не так просто…
Например,
известно, что Х говорит плохо, длинно, не умеет образно высказывать свои
мысли перед камерой. Соответственно, У все это может. Вот мы их и
сводим и таким образом в глазах людей побеждает У, а не Х. Он-то и
становится «лидером мнений», а люди к нему подстраиваются. Он же лидер!
Никто же не будет подстраиваться под аутсайдера?!
Могут ли
чиновники сами заниматься лоббированием? Да сколько угодно! Например,
чиновников у нас ругают. А почему ругают? Да потому, что многие
журналисты про них плохо пишут! Значит, можно и нужно организовать
конкурс среди журналистов «Акула пера». Тема конкурса – лучшая статья
(статьи) одного автора о тяжелом и ответственном труде чиновников! И
приз… понятно, что деньги, но кроме них еще и такой-вот памятный приз:
на куске малахита, изображающего море, акулий плавник и перо. За первое
место можно с золотым наконечником! Соответственно журналистам
предлагают разные льготы: пишешь про автомобили? Вот тебе авто в
долгосрочное собственное пользование (проверить его лично!). Фирма
«Таймекс» на международной выставке часов и драгоценностей в Цюрихе в
2002 году раздала десятку журналистов «поносить» дорогущие часы в 32
тысячи евро и получила обратно и часы и восемь весьма комплементарных
статей.
Если в ходе проведения пиар-акции выясняется, что она
проводится частным лицом или лицами, то в этом случае речь пойдет о
астротурфинге. Это и письма читателей, комментарии на интернет-форумах и
в блогах, и даже редактирование – не удивляйтесь, статей в Википедии.
Причем, боже упаси при этом лгать. Наоборот, собираются самые
документально подтвержденные сведения. Потому, что… это капитал! Любая
ложь потом легко разоблачается в суде, поэтому если кто-то ее допускает,
то это пирщик - троечник.
Лоббизм бывает прямой: это
непосредственные контакты с госчиновниками, которые включают проведение
встреч с политиками и чиновниками в неформальной обстановке, отправка им
персональных писем, телефонные звонки и СМС. А вот лоббизм непрямой –
это то самое, о чем писал еще А.С. Пушкин в трагедии «Борис Годунов» –
мобилизации продуктивного общественного мнения «за» или «против» того
или иного решения. Сюда также входят и массовая рассылка писем, и
организация публичных пресс-конференций, различных встреч, манифестаций,
сборы подписей, проведение демонстраций, пикетов и т.д.
Национальные
законодательства всегда стремились и стремятся ограничить приемы
лоббирования (даже если в законе самого понятие «лоббизм»). Банальный
пример – дача взятки должностному лицу, чтобы оно приняло решение в твою
пользу. Что касается России, то здесь исследователи выделяют следующие
технологии лоббирования, которые закон не запрещает:
освещение той
или иной проблемы в СМИ в нужной тональности, для чего лоббист должен
поддерживать дружеские контакты с редакторами всех ведущих изданий;
причем для лоббиста важно уметь выбрать тот канал СМИ или информационное
агентство, которое обеспечивают максимально большой охват целевых
аудиторий выдаваемой информацией;
социологические опросы и различные
рейтинги, результаты которых часто трудно верифицировать и в
объективность которых следует верить на слово. Но о методике их опросов
зачастую вообще не сообщается;
проведение научных исследований с
заранее известным результатом. Выкладки знаменитых ученых, исследования
которых хорошо профинансированы отраслевыми организациями, всегда
являются важными аргументами в процессе принятия политических решений,
особенно если в них присутствует «секретная информация»;
Grass roots
lobbying («корни травы») – это американская технология, суть которой в
массовой рассылке писем и телеграмм (а также телефонные звонки!) от
населения к объектам лоббирования с требованиями принять определенное
решение. Данная технология очень наглядно показана в кинофильме
«Переключая каналы».
Используется также «эффект
«перегруженности», когда в повестке дня очень много вопросов, и тогда
зачастую законопроекты практически не обсуждаются и лоббируемый проект
легко проходит. Важно лишь поставить его на нужное время. Тот, кто это
организовал, затем читает лекции в какой-нибудь фирме о… госуправлении и
получает за это гонорар.
Схож с этим прием и прием «эффект
благоприятного времени». Например, внесение законопроекта перед
депутатскими каникулами или накануне парламентских выборов, либо в
последние дни работы Государственной Думы. Тут уже все депутаты думают
совсем не о том, а о своем, насущном. И законопроекты проходят быстро и
без лишних хлопот.
Как и у любого явления в жизни общества, у лоббизма есть и плюсы, и минусы.
Плюсы:
«для того и щука, чтобы карась не дремал». «Щука» – это лоббисты,
«караси» – чиновники. То есть это большая гибкость власти, динамизм,
конкуренция. Далее – это важный инструмент самоорганизации любого
гражданского общества, позволяющий оказать общественную поддержку либо
оппозиции, либо какому-то законопроекту, важному для большинства.
Лоббисты дают органам государственной власти значимую информации по тем
или иным вопросам.
Минусы: с помощью лоббирования лоббисты нередко решают собственные проблемы, не помогая обществу.
Возможно,
продвижение интересов иностранных государств и компаний в ущерб
интересам отечественным. Создается опасность превращения демократических
институтов общества в инструмент политики отдельных властных структур.
Нередко лоббизм блокирует нужные управленческие решения, и помогает
наживаться чиновникам. Способствует неэффективному распределению
бюджета.
На сегодня существуют различные виды специалистов по
лоббированию. Это лоббисты одиночки, лоббистские фирмы, PR-агентства,
агентства по связям с правительством и общественным связям.
В
Канаде есть «внутренние лоббисты» в штате компаний или в организациях.
Но там их называют GR-менеджерами, то есть «менеджерами по связям с
правительством».
На сегодня дисциплина «Лоббизм» в списке
вузовских специальностей в России отсутствует. За рубежом обучение в
области Government Relations проводят многие крупные университеты. У нас
в России в рамках обучения по направлению «Политология» и по профилю
«Взаимодействие с органами государственной власти», GR изучаются на
факультете политологии в МГУ. Специалистов в этой области готовит и
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации на
факультете «Социология и политология». Ну, и конечно, во всех вузах РФ,
где преподаются PR и реклама, о GR, конечно же, рассказывается, где-то
лучше, где-то хуже.
Интересно, что законопроекты относительно
введения лоббизма в законодательное русло в Госдуму РФ вносились
неоднократно, но, так или иначе, принять их что-то всегда мешало. В
своих выступлениях В.В. Путин словом «лоббизм» пользуется как в
позитивном, так и в негативном его значении, однако по результатам
экспертных оценок этот термин в российских СМИ на сегодня на 80% имеет
негативный смысл.
Так что, хотя мы и говорим о строительстве
правового государства, по состоянию на 2016 год нет никаких
нормативно-правовых актов, которые бы так или иначе регулировали на
федеральном уровне лоббизм в России. Правда, в Краснодарском крае
понятие «лоббизм» имеется в законе «О правотворчестве и нормативных
правовых актах Краснодарского края», где о нем сказано, как о
деятельности «специально уполномоченных на то лиц по информационному
взаимодействию с правотворческим органом края с целью выражения
интересов соответствующих организаций в региональном правотворчестве».
Ну что же – хотя бы здесь сделан первый шаг. А так правовой его основой
остаются лишь нормы Конституции Российской Федерации: п. 1 ст. 30
(«каждый имеет право на объединение, включая право создавать
профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности
общественных объединений гарантируется»), п. 2 ст. 45 («право каждого
гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не
запрещенными законом»), ст. 33 («граждане Российской Федерации имеют
право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные
обращения в государственные органы и органы местного самоуправления»).
Сегодня это вот так.