Увернуться от будущего. С чего начать "глобальный русский проект"
Андрей Сорокин, советник министра культуры России, для РИА Новости
Страшное завтра
Отличительная
черта "образа будущего", который предлагается создать, в том, что
будущего нет. В том смысле, что оно еще не наступило. Стало быть,
сводится к гаданиям на кофейной гуще, к прогнозам или в лучшем случае к
констатации экономических, технологических, социальных и иных тенденций,
наблюдаемых в настоящем. Например, таких:
— промышленное
производство все больше и больше автоматизируется и требует все меньше и
меньше живой рабочей силы, то есть людей;
— людей в целом, как по
заказу, становится все меньше, причем повсеместно, включая регионы,
традиционно считающиеся "донорами миграции";
— растет социальное
расслоение, причем не просто по уровню доходов ("богатые богатеют,
бедные беднеют"), но и качественно — по уровню образования и
компетенций; системное знание и профессия становятся роскошью, к тому же
для масс и вовсе ненужной, — больше ценится натасканность рядового
гражданина на несколько несложных операций, в которых человек пока что
дешевле робота;
— наиболее продвинутые прикладные (то есть "для
человека") научные исследования связаны с продлением жизни; с этим же
(то есть с уходом за стариками) связана динамика востребованности
человеческого капитала; при этом остальной видимый научно-технический
прогресс сводится по большей части к маркетинговой имитации такового —
попросту говоря, к постоянному обновлению модельного ряда смартфонов и
приложений.
Это, конечно, далеко не полный набор имеющихся тенденций — перечень их многообразен и бесконечен.
От
любого набора таких тенденций можно отстраивать любые прогнозы разной
степени оптимизма и адекватности. Вплоть до того, что рассматривать их
не как захватывающие перспективы, а как угрозы. В глобальном,
цивилизационном масштабе — как сценарий деградации и социальной
структуры в целом и человека как Homo sapiens в частности.
Ведь
если человек становится не больно-то востребованным ресурсом, то его
популяция так или иначе нуждается в регулировании — не со зла, а
объективно, "невидимой рукой рынка". Причем самая изощренная форма
массового геноцида — это не физическое истребление, а, к примеру,
введение "безусловного базового дохода", то есть тупая раздача
обывателям как классу денег на покупки "по праву существования".
Как
показывает исторический опыт, начиная аж с Древнего Рима и до
находящейся прямо перед глазами современности, в таких случаях человечья
популяция справляется с самогеноцидом на зависть всем врагам — то есть
добровольно и с песней деградирует до полного вырождения и исчезновения.
Почему это не страшно
Страшно?
Да нет, конечно. Потому что, повторяю, любое будущее не есть
предопределенность. В худшем случае — вероятность. Будущее, которое не в
прогнозах, на самом деле, берется не из тенденций, а из человеческой
деятельности. Даже если рассматривать будущее, которое еще не наступило,
как угрозу, то просто ставится задача от такого будущего увернуться и
сделать какое-то другое.
Как это делается?
В сущности,
именно эту задачу — увернуться от логично предопределенного сегодняшними
обстоятельствами будущего — человечество повседневно решает на
протяжении всей своей истории. Это и есть развитие: обработка земли,
изготовление орудий труда, строительство жилищ, экспансия, изобретения
всякие. Без всего этого и загнуться недолго в первом же поколении —
обстоятельства-то и тенденции сплошь неблагоприятные.
А развитие
таит в себе множество неожиданностей. Ведь в набор наблюдаемых сегодня
объективных тенденций не входят всевозможные сюрпризы, которыми так
богата история, — как приятные, так и неприятные — от прорывных научных
открытий до мировых войн и столкновения планеты с метеоритом размером с
Австралию. Сегодня в известной степени бессмысленно гадать, к примеру, о
грядущих технологических новшествах и строить пресловутый "образ
будущего" на основе этой фантастики напополам с "объективными
тенденциями". Это все — переменные, причем, как правило, внезапные
переменные.
С чего начать? Да с нас
У будущего есть только
одна константа, подвластная человеку в любой момент и прямо сейчас,
которая всегда под рукой, — это сам человек: ведь само по себе будущее,
как мы уже установили, есть продукт именно человеческой деятельности.
Следовательно,
базовая отрасль в хозяйстве государства, которое планирует в прекрасном
будущем быть суверенным, — это человекостроение. То есть: образование,
воспитание, обеспечение физического здоровья.
Причем под
образованием следует понимать не то, что получилось в какой-то момент в
России в результате постсоветских судорожных попыток "соответствовать
тенденциям цивилизованного мира". Мы даже не будем лишний раз обличать
разделение образования на "элитное" и "для простолюдинов" — это для
России с ее традиционной недонаселенностью вообще чистое вредительство и
разбазаривание человеческого капитала. А вот что такое пресловутые
"прагматизация", "вариативность" и прочие лукавства? Это как раз и есть
усугубление тенденций, которые мы принимаем как угрозы: натаскивание
человека на определенный набор исполнительских навыков, то есть, как мы
предполагаем, обучение приемам деградации и в конечном итоге —
самогеноцида. Вот как школьник или студент может научиться роду
деятельности, которого сегодня еще нет?
На самом деле — может:
если в основе образования будет лежать не обучение каким-то конкретным
навыкам, а системное и фундаментальное обучение пониманию, познанию и
изменению мира.
Никогда не задумывались, откуда в середине прошлого
века массово взялись покорители космоса или строители АЭС, если до
Королева и Курчатова таких профессий в принципе не было? Так оттуда и
взялись — из фундаментальной общеобразовательной школы. Их так обучили,
что они-то сами и создали новые сферы знаний и деятельности.
То есть создали будущее в настоящем.
Соответственно,
первая и очевидная задача в создании "образа будущего" — это ликвидация
достижений "приспособительного" образования и сборка системного
базового знания заново. Пусть школьное образование будет не такое, какое
положено по общемировым тенденциям, а такое, какое нужно нам. И если
сложить действия и объявленные намерения нынешнего министра образования
Ольги Васильевой за прошедший неполный год — возвращение астрономии,
обязательного экзамена по истории, вообще усиление
гуманитарно-воспитательного блока и пр., — то именно такой вектор и
наблюдается: медленная "ресистематизация".
Понятно,
что даже если вектор именно такой, то это надолго: строить — не ломать,
так что на волшебные превращения "к 1 сентября" рассчитывать объективно
не приходится. Впрочем, время есть. Человекостроение — отрасль с
длинным циклом производства: продукт, то есть самостоятельный
образованный человек, там строгается лет 15-20.
А там и будущее наступит.
Речь
не идет, разумеется, о прыжке в советское прошлое. Речь идет о том,
чтобы перестать принимать за знания калейдоскоп навыков. И восстановить в
цепочке по производству новых граждан тот стержень, на который
навешиваются все навыки и дополнительные дисциплины.
Все это уже было
Кстати,
ровно 100 лет назад был удивительный случай: с неуловимым
восьмимесячным интервалом Россия умудрилась испробовать на себе сразу
два способа отношения к неминуемому будущему.
В феврале 1917-го —
согласно очевидным общемировым социально-экономическим тенденциям. В
октябре того же года — строго наперекор им.
По "февральскому пути"
страна стремительно докатилась до деградации и утраты суверенитета, да и
государственности как таковой. Так часто случается, когда приходишь в
чужой монастырь без своего устава: в том мире, который складывался из
естественных тенденций начала ХХ века, суверенной России места не было.
Пришлось
резко строить свой мир — причем вовсе не утопический, а основанный на
тех же естественных тенденциях, просто сгруппированных в проект другого,
альтернативного будущего.
https://ria.ru/analytics/20... Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|