Техники
и мотивации у российских и французских СМИ различны, но не оказывается
ли одинаковым их результат? - задумывается журналист Liberation Даниэль Шнейдерман.
"Какой
же он отважный, наш молодой президент! В ходе своей пресс-конференции в
Версале с Владимиром Путиным Эммануэль Макрон назвал российские
франкоязычные СМИ Sputnik и RT France "органами влияния". Аплодисменты
(оправданные) от французской прессы. Вышеупомянутые российские СМИ,
бесспорно, являются органами влияния, нацеленными на распространение во
франкоязычном общественном мнении точки зрения российских властей и
дипломатии, не чурающимися ни диффамации, ни клеветы", - считает автор
статьи.
"Однако взглянем пошире, - рассуждает
журналист. - Эта обличительная пресс-конференция была ретранслирована в
режиме реального времени на BFM TV, французском телеканале, который,
как и его конкуренты, освещал весь саммит в Версале, старательно
акцентируя внимание на учтивой решительности нового французского
президента, на достоинстве его рукопожатия, на мастерстве, с которым он
осваивается в своих обязанностях, и т.д. В потоке комментариев
присоединение Макрона к одному из положений российской дипломатии
(сохранение Башара Асада у власти в Сирии) прошло совершенно
незамеченным".
"Несколько дней спустя те же
телекомментаторы - или их аватары - в прямом эфире обсуждали
ошеломляющий макроновский ответный удар на отказ Трампа подписать
Парижское соглашение о климате, - говорится в статье. - "Как Макрон
стал "лидером свободного мира", - озаглавливает свой материал газета Le
Point. В потоке комментариев, приветствующих (и с полным основанием!)
этот пиар-ход, скудность президентской программы Макрона в сфере
экологии, а также скорость его перехода в другую веру ни разу не были
упомянуты".
"Комментаторы последних известий,
работающие в прямом эфире, или авторы хвалебных заголовков в
онлайн-прессе были бы сильно удивлены, если бы их назвали "агентами
влияния" французских властей. Не меньше удивились бы и главные
редакторы французских иллюстрированных журналов, которые на протяжении
всей эпопеи Макрона посвятили ему бесчисленные обложки (где он один или
с женой, в движении или бегом и т.д.), если бы их тоже назвали
пропагандистами", - утверждает автор публикации.
"Пропагандистские
СМИ, или медиа "влияния", получающие безвозмездное финансирование от
политической власти, подчиняются совсем не тем правилам и конечным
целям, что коммерческая пресса, которая финансируется своими
рекламодателями и акционерами. Единственная задача пропагандистской
прессы - донести, пусть даже без финансовой отдачи, политический
месседж, - заявляет Шнейдерман. - Главная конечная цель западной
коммерческой прессы, наоборот, состоит в обогащении своих акционеров
или, по крайней мере, в том, чтобы не дать им потерять слишком много
денег (и по возможности выдать высококачественную информацию, но в этом
не всегда есть необходимость). Однако даже такая демократическая
пресса может стать источником одностороннего подхода и мертвого
пространства. А временами и некоторого культа личности".