Не
так давно было принято считать, что вмешательство НАТО в боснийский
конфликт, положившее конец войне в регионе, является одним из главных
успехов эпохи, последовавшей за окончанием холодной войны. Слободан
Милошевич был свержен и понес наказание за свои военные преступления;
косовары обрели независимость; и сегодня три западнобалканских
государства являются членами НАТО. Однако почти два десятилетия спустя
после того, как Охридское соглашение поставило точку в военных действиях
в бывшей Югославии, положение региона, раздираемого межэтническими
распрями и переживающего откат от демократии, по-прежнему оставляет
желать лучшего.
В чем же дело?
В
1990-е годы и в начале 2000-х западное вмешательство в дела Балкан
и последовавшая за этим волна зарубежной помощи уступили место модели
благотворного невмешательства, которой последовали как Соединенные
Штаты, так и Европейский союз. Полагая, что членство в ЕС составит
демократическое будущее Западных Балкан, Соединенные Штаты во многом
перепоручили задачу политического, институционального и экономического
развития региона Евросоюзу.
К
сожалению, Европа не смогла в полной мере оправдать связанные с нею
ожидания. Приняв в свои ряды Хорватию и Словению, Евросоюз утратил
прежний интерес к расширению границ и оставил другие страны региона
(Боснию, Сербию, Черногорию, Косово, Албанию и Македонию) ждать
на пороге. Явления, которые мы наблюдаем в последние годы: Брексит,
миграционный кризис и усиление недовольства Евросоюзом — поколебали
самые основы ЕС и стали очередным препятствием на пути присоединения
к союзу новых государств-членов. В то же время неразвитость региона
и внутренние разногласия только усугубились, оставив на европейской
периферии полосу бедных и нестабильных стран, равно как и вакуум,
который не преминули заполнить явно менее созидательные политические
силы.
Россия
с ее реваншизмом вновь выступила в своей традиционной роли защитницы
православных христианских народов, используя Балканы в качестве буфера,
чтобы предотвратить дальнейшую европейскую экспансию и восстановить
собственную сферу влияния. В Сербии, Черногории и Македонии Россия
активно влияет на общественное мнение с целью ослабить энтузиазм
в отношении членства в ЕС и НАТО, к тому же она продолжает укрепляет
свои позиции посредством военной помощи и дезинформации, которая
обостряет межэтническую напряженность. Согласно недавнему опросу
Международного республиканского института (IRI), членство в НАТО
поддерживает все меньшее число македонцев, сегодня этот показатель самый
низкий с 2008 года. В Боснии опрос IRI показывает, что за присоединение
к ЕС активно выступают только 18% этнических сербов.
Турция
и страны Персидского залива ответили на это усилением поддержки
балканских мусульман — но помощь их не всегда можно назвать
благоприятной. Саудовская Аравия возводит мечети и приглашает к себе
на обучение балканских имамов. Некоторые из них возвращаются на родину
проповедниками строго консервативного ваххабитского учения, что резко
контрастирует с умеренным исламом, который практикуется на Балканах
на протяжении веков. Это приводит к росту исламистского фундаментализма
среди местного мусульманского населения.
Неудивительно,
что в сложившейся обстановке возрождается политика идентичности,
сосредоточенная на этнорелигиозном национализме. Лидер сербской части
Боснии Милорад Додик призывает к референдуму о независимости, чтобы
отделиться от многонациональной Федерации Боснии и Герцеговины. Додик
часто ездит в Москву, чтобы засвидетельствовать свое почтение Путину. В
Боснии лидер основной мусульманской политической партии Бакир
Изетбегович регулярно наносит визиты в Стамбул и частенько появляется
на публике со все более авторитарным правителем Турции Эрдоганом.
Еще
одним признаком роста напряженности можно назвать призыв не чуждого
националистическим взглядам президента Косово Хашима Тачи к созданию
национальной армии, и это несмотря на присутствие пятитысячного
контингента НАТО и решительное противодействие со стороны западного
альянса, а также таких соседей, как Сербия и Македония. Между тем не так
давно сербские националисты попытались отправить через границу поезд,
украшенный лозунгом «Косово — это Сербия», что носило явно
провокационный характер. Президент Албании Эди Рама часто говорит
о необходимости расширения сотрудничества между его страной и албанцами
в Косово и Македонии, а критики, в свою очередь, обвиняют его
в стремлении создать «большую Албанию».
Когда
на Ближнем Востоке складывается взрывоопасная ситуация, а Северная
Корея угрожает началом ядерной войны, к чему Западу Балканы? Начнем
с того, что ввиду близости региона к Европе дестабилизация на Балканах
может быстро стать общеевропейской проблемой. В 2015 году этот регион
был основным маршрутом для более чем миллиона мигрантов, бежавших
в Германию и Швецию, и кризис мог обернуться гораздо более серьезными
последствиями, если бы местному руководству не удалось на время оставить
свои разногласия и работать сообща.
Если
напряженность в регионе продолжит нарастать, в период следующего
кризиса подобного сотрудничества может уже не возникнуть. Поскольку
боевики ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России — прим.ред.)
по-прежнему пользуются политическим хаосом и слабостью стран
для проникновения в Европу, под угрозой оказываются гуманитарная
ситуация и безопасность.
Россия
долгое время поддерживала раскол в регионе, чтобы укрепить свое
стратегическое превосходство над Европой, а усилившееся безразличие
и даже антипатия к западным институтам Кремлю только на руку. Без опоры
на западные институты нелиберальные демократии и растущий религиозный
фундаментализм, вероятно, станут в регионе нормой.
Некоторые
наблюдатели утверждают, что решить эти многолетние этнические
разногласия можно только путем изменения национальных границ —
по-видимому, забывая, каким губительным оказался этот подход в 1990-е
годы. Дело в том, что переиначить границы, при этом не затронув
интересов какой-либо из этнических групп, не возможно. Несмотря
на этнические чистки и перемещения, которые имели место во время войны
в Боснии, по-прежнему существует много областей (наиболее показательным
примером является Сараево), где сербы, хорваты и мусульмане живут бок
о бок.
Более
того, простой обмен территориями на основании этнического большинства
в таком неоднородном регионе, каким являются Балканы — это прямой путь
к хаосу. В Косово сербский анклав в Митровице сопротивляется правлению
албанского большинства и хочет присоединиться к Сербии. Поскольку
в Прешевской долине на юге Сербии есть албанские общины, формально можно
предположить, что две территории должны просто обменяться населением.
Тем не менее обмен между Прешево и Митровицей спровоцировал бы опасную
борьбу за территорию, поскольку не все анклавы прилегают друг к другу
географически. По той же причине маловероятно, что Сербия согласится
передать в большинстве своем мусульманский регион Сандзак Боснии.
Более
эффективным шагом было бы создание и укрепление региональных институтов
для содействия экономическому и политическому сотрудничеству
и разрешению конфликтов. Таможенный союз Западных Балкан — проект единой
экономической зоны, в последнее время обсуждаемый лидерами Сербии,
Боснии и Герцеговины (БиГ), Черногории, Македонии, Косово и Албании —
может стать шагом в верном направлении. Однако подобную инициативу
нельзя рассматривать как замену существенным гарантиям, которые
предоставляет более тесное сотрудничество с НАТО и ЕС.
К
сожалению, ЕС по сути отказался от своей стратегии расширения
в регионе — сдерживаемый постоянным сопротивлением со стороны
правительств стран-членов, которые опасаются наплыва дешевой рабочей
силы и волны общественного недовольства. Однако тщательно разработанная
«дорожная карта» для вступления в ЕС предоставила бы странам региона
конкретные стимулы для политических и экономических реформ. Это могло бы
привести к укреплению регионального сотрудничества, а следовательно,
к спаду межэтнической напряженности и большей стабильности как в
регионе, так и на континенте в целом.
Интеграция
Западных Балкан в НАТО одинаково важная и, вероятно, более легко
выполнимая задача. Предстоящее вступление в НАТО Черногории открывает
двери Сербии, Македонии, Боснии и даже Косово. Присоединение к этому
жизненно важному альянсу послужит важным сигналом о том, что Балканы
считают себя частью Запада и готовы помогать странам противостоять
проискам Москвы.
Гарантии,
которые предоставляет членство в НАТО, также могут быть полезны
в борьбе с терроризмом. Последний опрос, проведенный IRI среди граждан
Боснии, показывает, что, хотя боснийцы в этническом отношении расходятся
по ряду вопросов, включая членство в НАТО, они едины в своем неприятии
«Исламского государства». Преодолеть отвращение этнических сербов —
которые по большей части симпатизируют России — к членству в НАТО было
бы легче, если представить это как часть более масштабного проекта
по борьбе с транснациональным терроризмом и укреплению стабильности
в регионе.
Перед
Западом стоит неизбежный выбор: либо он относится к Балканам как к
ключевому стратегическому активу, либо рискует потерять регион, который
может оказаться под влиянием России и исламского экстремизма. В сентябре
прошлого года Босния подала официальное заявление о вступлении
в Европейский союз. Брюссель должен серьезно рассмотреть эту просьбу,
а НАТО следует довести до конца процесс вступления Черногории в альянс,
уделяя при этом пристальное внимание Сербии и Боснии как будущим членам.
В условиях кризиса, который переживает ЕС, интеграция со странами,
стремящимися вступить на европейский путь роста и стабильности, сегодня,
как это ни парадоксально, важнее, чем когда-либо прежде.
Пол Маккарти — заместитель руководителя по делам Европы в Международном республиканском институте.