Трудности германо-китайского диалога
Министр
иностранных дел Германии Зигмар Габриэль прибыл с официальным визитом в
Китай по случаю открытия новой площадки для развития двустороннего
диалога - People-to-People Dialog. Это событие немецкая сторона
комментировала подчеркнуто сдержанно. Выступая перед журналистами,
Габриэль заявил,
что сделаны только первые шаги; «надо быть реалистами» и понимать, что
понадобится время, чтобы между обеими сторонами начался «настоящий
общественный диалог». Тем самым министр дал понять, что не возлагает
особых надежд на это начинание, инициированное китайской стороной.
Почему так?
Германо-китайские
отношения с 2004 года имеют официальный статус «стратегического
партнёрства с глобальной ответственностью». В 2014 г., в ходе визита
председателя Си Цзиньпина, этот статус был поднят до «всеобъемлющего
стратегического партнерства». С 2011 г. регулярно проводятся
двусторонние правительственные консультации. В последнем заседании,
состоявшемся в Пекине в июне 2016 г., немецкую делегацию возглавляла
канцлер Ангела Меркель. Всего учреждено более 60 различных «диалоговых
инструментов», в т. ч. на высшем правительственном уровне, на уровне
министерств и ведомств. Заслуживают внимания новые форматы:
стратегический диалог министров иностранных дел двух стран по вопросам
внешней политики и политики безопасности, а также диалог министров
финансов и глав центробанков. По итогам 2016 года Китай впервые стал
крупнейшим торговым партнёром Германии: оборот взаимной торговли
составил почти 170 млрд евро (для сравнения: аналогичный показатель в
торговле с Россией - 48 млрд евро). В то же время Китай – один из
немногих партнёров, имеющих в торговле с Германией профицит, т. е.
Германия закупает больше товаров, чем продает. И объём этого
отрицательного сальдо (17 млрд евро) максимальный в сравнении с прочими
торговыми партнёрами. Напротив, в торговле с Францией и США (они
соответственно на втором и третьем месте по объему торговли) у немцев
положительное сальдо, притом весьма внушительное: соответственно 49 и 36
млрд евро. Аналогичная картина в торговле с большинством европейских
партнеров. Напомним, что такая структура внешнеторгового обмена стала
объектом критики со стороны Д. Трампа, который потребовал от немецкой
стороны принятия мер для снижения существующего дисбаланса. В Германии
это требование вписали в длинный список «чудачеств» Трампа, который-де
выставляет себя врагом свободной торговли и поборником протекционистских
мер. В самом деле, от либерализации торговли такой сильный экспортёр,
как Германия, пока в выигрыше – зачем же ей менять существующий порядок?
Другой
вопрос, устраивает ли саму Германию немалое отрицательное сальдо в
торговле с Китаем. Похоже, при всей непоколебимой уверенности в
конкурентоспособности немецких товаров такое положение дел постепенно
начинает немцев раздражать. Вот конкретный пример. Немцы вложили немалые
средства в развитие солнечной энергетики. Немецкие фирмы по
производству фотобатарей не выдержали конкуренции с производителями из
Китая и его соседей по региону. В 2012 г. большинство немецких компаний
обанкротились и уже не смогли подняться на ноги. Рассуждения о высоком
качестве отечественной продукции не были услышаны немецким покупателем,
который сделал выбор в пользу китайцев, чьи товары оказались
предпочтительнее по соотношению цены и качества. Подобная судьба
угрожает теперь и немецким производителям ветротурбин, со все большим
трудом удерживающим лидерство на мировом рынке. Из таких «кирпичиков» и
складывается отрицательный баланс в торговле с Китаем.
Недовольство
китайской экспансией обретает в Европе уже зримые формы. Так, Ангела
Меркель и её британская коллега Тереза Мэй не воспользовались
приглашением устроителей форума «Один пояс, один путь», который проходил
в середине мая в Пекине. За этим отказом видится плохо скрываемое
недовольство успехами Китая по продвижению своего проекта, особенно если
припомнить, что амбициозный транспортный проект TRACECA (Transport
Corridor Europe-Caucasus-Asia), который в начале 90-х годов инициировал
Европейский союз, в итоге неприметно сошёл на нет.
На
форуме в Пекине немецкая делегация, пусть и не столь представительная,
всё же присутствовала. А игнорировать китайскую инициативу
People-to-People Dialog немецкой стороне ещё труднее: ведь партнёры
предлагают продвижение в той сфере, где прежде задавали тон сами немцы
(речь идет об организации встреч между представителями культуры, СМИ и
гражданского сообщества). Ещё в 1999 г. был заключён договор о диалоге
по вопросам правового государства, ежегодные встречи в рамках этого
диалога продолжаются, но, видно, впредь Китай уже не намерен лишь
выслушивать поучения. И европейцам, в том числе немцам, приходится
принимать новые условия игры. Скажем, немецким политическим фондам,
работающим в Китае (это связанный с ХДС Фонд Аденауэра и с ХСС - Фонд
Зайделя), пришлось пройти перерегистрацию по принятому в 2016 г. закону,
регулирующему деятельность иностранных НКО. Когда во время диалога по
правам человека Великобритании и Китая англичане принялись критиковать
закон, китайские представители сообщили, что НКО, считающие новые
положения чрезмерным бременем, могут покинуть Китай. Теперь немецкие
фонды не торопятся снять с себя новое бремя: Зигмар Габриэль
поблагодарил китайскую сторону за успешное прохождение фондами
регистрации. Источник: fondsk.ru.
Рейтинг публикации:
|