Каспийский маятник: от равнодушия к открытой конкуренции
«Неравномерность распределения нефтегазовых ресурсов является
объективной причиной разногласий в вопросе определения правового
статуса Каспия. Цена вопроса велика, так как при различных вариантах
раздела дна Каспийского моря максимальные и минимальные оценки ресурсов
нефти и газа, приходящихся на долю отдельных каспийских государств,
варьируются», - заявил политолог Эдуард Полетаев, выступая на заседании экспертного клуба на тему: «Море дружбы и сотрудничества: состоится ли прикаспийский прорыв?»
StanRadar.com приводит выдержку из выступления эксперта:
Проблематика решения каспийских вопросов переговорным путем, среди
прочих причин, зачастую упирается в то, что Каспий, по принципу
маятника, то превращается из надежды в разочарование, то из
разочарования в надежду.
К примеру, бассейн Каспия является старейшим нефтедобывающим районом в
мире, но по сей день он считается не до конца изученным с точки зрения
величины извлекаемых, перспективных и прогнозных запасов углеводородного
сырья.
Много говорится о Каспии, который становится ареной противостояния и
пристального внимания внешних сил, однако, даже поверхностный
контент-анализ зарубежных научных работ и материалов ведущих зарубежных
СМИ показывает более слабый внешний интерес к Каспию, по сравнению со
многими другими нефтегазоносными регионами мира.
Постоянно говорится о том, что планируется раздел акватории
Каспийского моря, а сенсационных новостей все нет, и встречи
высокопоставленных лиц кажутся дежурными. В конце концов, до сих пор нет
согласия в научных кругах в вопросе отнесения Каспия к морю или озеру.
Тем не менее, сама проблема сближения интересов становится все более
актуальной, особенно в условиях возрастающей напряженности в мире. Это
видно как по динамике работы экспертных советов и количеству встреч и
конференций, так и по тональности заявлений о статусе Каспия, звучащих
из уст компетентных представителей практически всех стран,
заинтересованных в разделе каспийского шельфа. Особенно много позитива
наблюдается в нынешнем году.
Хронология встреч и смена тональности в переговорах
О каспийском прорыве, о подписании Конвенции о правовом статусе
Каспийского моря говорят около 20 лет. Уже прошло четыре саммита лидеров
пяти прикаспийских государств. Первый саммит прошел в Ашхабаде 23-24
апреля 2002 года. Второй состоялся в Тегеране 16 октября 2007 года.
Была подписана Декларация, которая обозначила общие подходы к
выработке конвенции о правовом статусе Каспия. На третьем каспийском
саммите, состоявшемся 18 ноября 2010 года в Баку, было подписано
Совместное заявление президентов «каспийской пятерки», а также
Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море.
Четвертый Каспийский саммит прошел 29 сентября 2014 года на
российской территории в Астрахани. 2017 год фокусирует на себя серьезные
ожидания в том, что данный документ, возможно, будет подписан на
саммите, который предполагается провести в Астане. Даты саммита не
определены, поскольку до него министры иностранных дел должны собраться в
Ашхабаде. Когда? Точно пока не известно. И там, в Туркменистане, главы
МИД должны согласовать проект Конвенции.
По данным, озвученным министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром
Мамедъяровым, на 80 процентов проект Конвенции уже согласован. Но что
содержится в остальных 20 процентах и насколько они принципиальные, пока
в открытом доступе об этом ничего нет. Тем не менее, число
неурегулированных вопросов становится меньше. Понятно также, что
Конвенция - системный и масштабный документ.
Множество раз говорилось, что неравномерность распределения
нефтегазовых ресурсов является объективной причиной разногласий в
вопросе определения правового статуса Каспия. Цена вопроса велика, так
как при различных вариантах раздела дна Каспийского моря максимальные и
минимальные оценки ресурсов нефти и газа, приходящихся на долю отдельных
каспийских государств, варьируются.
Относительно недавно начал наблюдаться прогресс в переговорном
процессе пятистороннего формата. Не секрет, что страны на севере Каспия
оказались более договороспособны. Позиция Ирана, например, за прошедшие
годы не была четко сфокусирована. Понятное дело, что решение этой
проблемы осложнено (да и возникла она благодаря) развалу СССР.
Последний договор о правовом статусе Каспийского моря был подписан в
1940 году между СССР и Ираном. Ситуация осложнилась тем, что после
распада СССР стало 5 государств, обладающих выходом к Каспию - Россия,
Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Иран. Интересов стало больше. Это
сложнее.
Все усугубляется тем, что три бывших республики СССР (Казахстан,
Азербайджан и Туркменистан), если Россию не считать новым государством,
поскольку она является правопреемницей Союза, вдруг стали морскими
державами. Каспий у них – единственное море. У этих же стран основные
месторождения нефти и газа (экспортного товара) как раз находятся на
Каспии и близ него. В то время как основная масса месторождений Ирана и
России расположена в иных регионах.
В свою очередь проблема милитаризации Каспия, на мой взгляд,
несколько гипертрофирована. Во многом благодаря самоощущению новых
стран, как морских, у них и появляются военно-морские силы. Но так
просто должно быть скорее формально. Ведь серьезных конфликтов не было и
нет. Доминирует понимание: лучше договориться, чем ссориться.
Сложность в подписании Конвенции о правовом статусе также зависит от
того, считать Каспий озером или морем. То, что нет прямой связи с
мировым океаном – это проблема достаточно серьезная. Поэтому к Каспию
нельзя применить принципы разделения территориальных вод, как для
«настоящего» моря.
Активное освоение нефтегазовых ресурсов активно влияет на схемы
разграничения дна. До сих пор не решен вопрос между Азербайджаном и
Туркменистаном по трем спорным месторождениям, которые азербайджанцы
считают своими, потому что еще бакинские нефтяники их осваивали. А они
географически ближе к Туркменистану, который также их читает.
Также не стоит забывать, что Каспийское море является пространством,
объединяющее сразу несколько макрорегионов евразийского материка
(Ближний Восток, Центральную Азию, Закавказье и т.д.). Некоторые аспекты
развития Прикаспийского региона носят трансграничный и глобальный
характер (например, определение маршрутов транзита сырья) и не могут
быть решены в узких рамках. Поэтому особое значение имеет сотрудничество
каспийских стран, и альтернатив этому нет.
Сближение интересов пяти стран становится более актуальной задачей.
Эксперты какой-то конструктивный климат вносят по поводу правового
статуса Каспийского моря. Анализ показывает, что есть проблема
доминирования одних и тех же оценок и фактов, но, к сожалению, какого-то
прорыва в данной теме не наблюдается.
Заседание экспертного клуба на тему «Море дружбы и сотрудничества: состоится ли прикаспийский прорыв?» было организовано ОФ «Мир Евразии». Материал предоставлен организаторами мероприятия.
Источник: stanradar.com.
Рейтинг публикации:
|