Отношения Узбекистана и России определённо становятся ближе
Узбекистан долгое время стремился не попадать
под влияние Москвы. После развала СССР Россия желала видеть Узбекистан в
качестве партнёра из-за его стратегически важного местоположения, так
как эта страна граничит с каждой бывшей советской республикой в
Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан), а
также с Афганистаном. Многонаселённость Узбекистана и богатые запасы
нефти и газа лишь подогревали интерес Москвы.
Подпись к изображению: С приходом Шавката Мирзиёева отношения Узбекистана и России определённо стали ближе
Тем не менее, Узбекистан исторически придерживался изоляционизма –
наследие президента Ислама Каримова, который пробыл на посту довольно
долго. За 26 лет его президентства Узбекистан отказался от участия в
Евразийском экономическом союзе, возглавляемом Россией, и спустя 4 года
покинул Организацию Договора о коллективной безопасности. Каримов с
большим подозрением относился к иностранному влиянию в своём
государстве, исходившему как от российской, так и от западной стороны.
Но из-за смерти Каримова в 2016 году и последующей передачи власти
Шавкату Мирзиёеву, который долгое время занимал пост премьер-министра, у
Москвы появился шанс изменить ситуацию, и она не преминула им
воспользоваться. Во время поездки в Самарканд после похорон Каримова в
сентябре президент России Владимир Путин встретился с Мирзиёевым задолго
до того, как тот одержал победу на декабрьских выборах президента.
Позже Мирзиёев охарактеризовал встречу как «исторический прорыв» в
отношениях Узбекистана и России, отметив, что было положено «хорошее
начало хорошим результатам» для обеих сторон.
За позитивной словесной оценкой последовали конкретные действия.
Третьего апреля МИД Узбекистана сообщил, что узбекские и российские
компании заключили 16 двусторонних торговых соглашений на общую сумму
более 3,5 млрд. долларов. Двумя днями позже во время первого
официального государственного визита Мирзиёева в Россию президенты
Узбекистана и России объявили о дополнительных совместных инвестиционных
проектах (оцениваются в 12 млрд. долларов), касающихся геологоразведки,
разработки сырьевых запасов и новых технологий при производстве газа.
Кроме того, политики одобрили 5-летний газовый контракт между
Узбекистаном и российским энергогигантом Газпром, а также обсудили
вопрос о трудовых мигрантах, так как в России работает множество граждан
Узбекистана.
Встреча Мирзиёева и Путина прошла спустя два дня после взрыва в
петербуржском метро, который, по информации российских властей, был
осуществлён предположительно этническим узбеком из киргизского города
Ош, несколько лет прожившим в России. Мирзиёев пообещал развивать
«тесное сотрудничество с Россией по вопросам безопасности» в связи с
атакой, в которое входит борьба с терроризмом, международной
организованной преступностью, нелегальной иммиграцией, распространением
наркотиков и контрабандой оружия.
На этот шаг со стороны Узбекистана следует обратить внимание, так как
Ташкент годами активно не сотрудничал с Москвой в вопросах безопасности
в отличие от Кыргызстана и Таджикистана, на территории которых
находятся российские военные базы. Но и до теракта Мирзиёев выказывал
интерес к укреплению связи с Россией по вопросам безопасности: уже в
ноябре министры обороны Узбекистана и России подписали Договор о
развитии военно-технического сотрудничества, хотя на тот момент Мирзиёев
успел провести на посту президента Узбекистана всего несколько недель.
Намерения России и других стран касательно безопасности в Центральной
Азии, на территории которой прошли несколько военных атак, остаются
неясны, что в ближайшие месяцы может привести к ещё более продуктивному
взаимодействию Москвы и Ташкента.
Как бы то ни было, развитие отношений не стоит расценивать как
желание Узбекистана стать союзником России. Мирзиёев во время
предвыборной кампании подчёркивал, что в течение президентства намерен
продолжать политику своего предшественника, сохранять нейтралитет страны
и не допустить вступления Узбекистана ни в какие зарубежные военные или
политические альянсы. Даже если Мирзиёев, по сути, хотел изменить своё
положение, его действия ограничены влиятельными и более консервативно
настроенными членами правительства, среди которых активно выделяется
председатель службы национальной безопасности Узбекистана Рустам
Иноятов, выступающий за сохранение наследия Каримова. Наконец,
Узбекистан сотрудничает и с другими влиятельными в регионе силами – с
Китаем и США (Китай остаётся ключевым экономическим и торговым партнёром
Узбекистана, а США обеспечивают безопасность и обучают ведению
контртеррористической деятельности).
Тем не менее, с приходом Шавката Мирзиёева отношения Узбекистана и
России определённо стали ближе. В условиях нестабильности в регионе это
сотрудничество может развиваться и дальше. Хотя Узбекистан вряд ли
формально присоединится к возглавляемым Россией организациям или
позволит создать на своей территории российские военные базы, у обеих
сторон масса возможностей развить сотрудничество в других областях. Если
это произойдёт, у Москвы появится шанс распространить своё влияние в
Узбекистане и в регионе в целом.
Источник перевод для MixedNews — Антон Комаров Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|