18 апреля 2017
На основании референдума Турция становится президентской республикой
Фёдор Лукьянов - главный редактор
журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002
году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике
России с 2012 года. Профессор-исследователь НИУ ВШЭ. Научный директор
Международного дискуссионного клуба «Валдай». Выпускник филологического
факультета МГУ, с 1990 года – журналист-международник.
Резюме:С небольшим перевесом на референдуме по изменению Конституции Турции
победили сторонники придания президенту более широких полномочий.
Реджеп Тайип Эрдоган добился своего, изменив баланс власти.
Реджеп Тайип Эрдоган добился своего - с небольшим перевесом
на референдуме по изменению Конституции победили сторонники придания
президенту намного более широких полномочий. Турция превращается в
президентскую республику, в которой баланс власти резко смещается к
централизации. К тому же сам Эрдоган получает право оставаться на посту
еще 12 лет, если, конечно, захочет и выиграет выборы 2019 и 2024 года.
То, что захочет, сомнений, зная характер турецкого президента, мало. К
тому же ему всего 63 года (Трампу, например, 70), так что до 75-летия
управлять страной Эрдоган вполне в состоянии. Ну а перспективы побед
зависят от множества факторов, в том числе от степени той самой
централизации власти, которая начинается де-юре.
Эрдоган обретает полноту власти над расколотой страной с растущим
потенциалом конфликтов и насилия. Мнения разделились почти поровну ("за"
- чуть более 51%), население трех крупнейших городов конституционные
поправки отвергло. Усугубляется кризис во взаимоотношениях с курдами
(почти пятая часть населения). Жесткое подавление любой реальной или
мнимой фронды после попытки военного переворота летом прошлого года
накаляет обстановку в обществе. Внешнеполитическая система координат
невнятна, а нестабильность в регионе не демонстрирует ни малейших примет
успокоения.
Турецкий президент и его соратники утверждают, что сильная власть
нужна как раз для того, чтобы решить все эти проблемы и повести страну
путем обновления и модернизации. Сценарий дальнейшего развития Турции
важен не только для нее самой и с точки зрения региональных перспектив,
но и как модель на будущее. Ведь Реджеп Тайип Эрдоган олицетворяет тип
лидерства, который, как считают некоторые, является альтернативой
либеральной демократии и способна лучше нее реагировать на вызовы
современности.
В начале 2000-х с Эрдоганом были связаны большие надежды в области
демократизации, ограничения власти военных и экономической либерализации
неповоротливой турецкой экономики. По всем этим направлениям страна
достигла заметного прогресса. Одновременно в качестве одной из главных
целей ставилось вступление Турции в ЕС, и именно при Эрдогане начались
официальные переговоры об этом после четырех десятилетий обещаний со
стороны Брюсселя и ожидания.
Почему все потом пошло совсем иначе? Как всегда, можно говорить о
совокупности причин. Общий рост мирового беспорядка, в котором у стран
среднего калибра появился соблазн громче заявить о себе. Подспудный, а
потом все более явный кризис европейского проекта. Политика США, которая
воспламенила Ближний Восток, как минимум плеснула бензин в тлевшие
угли обострения. Быстрый рост влияния политического ислама. Мировой
экономический кризис, следствием которого стал и кризис восприятия
демократии. Ну и так далее.
Идея сильного лидерства как залога выживания во все менее понятных
обстоятельствах появилась не в Турции. Однако сама личность Эрдогана
способствовала тому, что именно здесь модель "плебисцитарной
демократии", то есть наличия яркого руководителя авторитарного типа,
подтверждающего свои полномочия через всенародные выборы и подотчетного
народу в целом, а не институтам, нашла наиболее плодотворную почву.
Результаты реализации такой модели, если судить по текущему состоянию
страны, вызывают сомнения. Турецкий экономический бум в прошлом,
причем в значительной степени именно по причинам политических, особенно
внешнеполитических шараханий вождя. Стратегия повышения международного
влияния под вопросом - Анкара запуталась в отношениях и с соседями, и с
великими державами. На европейском направлении - острая взаимная
неприязнь и глухие угрозы. Ну и раскол общества - и по этническим
(курды), и по социальным линиям.
Однако отступать президент не собирается, да, скорее всего, уже и
некуда, он должен доказать правоту своего курса. Исходя из предыдущего
опыта, трудно ожидать, что, победив с небольшим перевесом, президент
Турции постарается умиротворить своих оппонентов. Он скорее склонен к
подходу в стиле "победитель получает все".
До какой степени можно сохранять управляемость
общественно-политической системой, опираясь на собственные волевые
качества и поддержку лишь части (хотя и наиболее населенной) страны,
будет выясняться в ближайшее время. Турки, в принципе, не та нация,
которую можно произвольно и без ограничений ломать через колено.
России надо быть готовой к тому, что проявления, мягко говоря,
своенравия и взбалмошности со стороны турецких партнеров будут
продолжаться, а то и усугубляться. К сожалению, правило о том, что
раскол общества нередко стремятся преодолевать за счет
внешнеполитических акций (не хочется употреблять слово авантюр), вполне
универсально. Это известно и на отечественном опыте, и на опыте многих
других государств. Восторженная реакция турецких властей на удар США по
Сирии на прошлой неделе заставила в очередной раз задуматься о
последовательности и предсказуемости партнеров - пока впечатление, что
Анкара разве что не обнулила результаты трудных, но необходимых
Астанинских переговоров конца прошлого - начала этого года. Турции
предстоит новая фаза самоутверждения, а это редко не сопровождается
эксцессами.
Российская Газета