Желание вновь сделать Америку великой может натолкнуться на законодательные препоны.
Президент США Дональд Трамп подписал проект федерального бюджета на 2018 финансовый год, который в середине прошлого месяца был направлен в Конгресс. Этот документ вышел под заголовком «Америка – прежде всего. Проект бюджета, который позволит сделать Америку снова великой» (America First A Budget Blueprint to Make America Great Again). Он является лицевой стороной федерального бюджета, его своеобразным аверсом. В данном проекте в самых общих словах изложены подходы новой администрации Белого дома к формированию бюджетной заявки президента на будущий год. В соответствии с требованиями опубликованного проекта бюджета свои запросы на ассигнования будут составлять все федеральные министерства и ведомства.
В период предвыборной кампании Трамп очень активно и жестко критиковал нынешнее состояние Вооруженных сил США. Он неоднократно утверждал, что Америка утратила роль глобального лидера, которая до сих пор в значительной мере определялась ее военной мощью. Главный лозунг будущего президента звучал так: «Вернем Америке былое величие».
В первых строчках сопроводительного письма к своему проекту бюджета на предстоящий год, направленного в адрес Конгресса, Трамп написал: «Американский народ избрал меня, чтобы я сражался за его приоритеты в Вашингтоне, и положился на мое обещание защищать нашу нацию. Я твердо намерен выполнить это обещание. В соответствии с этим я представляю Конгрессу данный проект бюджета, в котором пересмотрена приоритетность федеральных расходов в интересах обеспечения безопасности народа Америки».
ТРАМП ИСПРАВЛЯЕТ ОШИБКИ ОБАМЫ
В преамбуле к оборонной части проекта федерального бюджета США на 2018 финансовый год, которые появились на столах конгрессменов и сенаторов 16 марта, указано, что целью предлагаемых объемов расходов Пентагона в будущем году является приостановка процесса ослабления национальных ВС и укрепление мира путем наращивания силы. Здесь также отмечается, что новым бюджетом полностью ликвидируются ранее законодательно установленные требования к сокращению военных затрат. В следующем финансовом году МО получит такие ассигнования, которые необходимы для ускорения разгрома воинских формирований «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в Ираке и в Сирии и для осуществления мероприятий на начальном этапе процесса восстановления ВС США.
В бюджетной заявке президента на военные расходы в будущем финансовом году, которая будет составлена в соответствии с изданным документом, на финансирование МО будет запрошено 639 млрд долл., что превышает текущие расходы Пентагона на 52 млрд. Базовый бюджет Пентагона в следующем году должен составлять 574 млрд долл., то есть будет увеличен на 10% по сравнению с нынешним годом. Затраты военного ведомства на проведение военных операций за рубежом должны быть профинансированы в объеме 65 млрд.
Президент Трамп и его администрация намерены прекратить процесс урезания оборонных расходов и отменить нормы военных затрат, установленные законом о секвестре. Первоначально законом «О контроле бюджета», принятом в 2011 году, не предусматривалось снижение ассигнований на военные нужды. Однако новый подход к сокращению дефицита федерального бюджета, который тогда исчислялся суммой чуть более 15 трлн долл., привел к тому, что начиная с 2013 года МО было обязано сократить около 200 млрд долл. своих затрат, а к 2021 году оно должно было урезать еще более 200 млрд. Исправление такого положения вещей в области финансирования оборонных расходов, говорится в проекте военного бюджета, является не только выполнением обещаний президента и необходимостью ликвидации ошибок администрации Барака Обамы, но и современными требованиями к поддержанию на необходимом уровне возможностей ВС по защите США.
Подобный рост военных расходов только за один год, отмечается в документе, будет самым крупным увеличением ассигнований на оборону за всю историю Америки. Эту цифру можно сравнивать только с темпами роста бюджета Пентагона во времена правления президента Рональда Рейгана и в периоды ведения войн в Корее, во Вьетнаме, в Ираке и в Афганистане. Такое увеличение бюджета МО в мирное время, в отличие от периодов ведения ВС США боевых действий, направлено прежде всего на укрепление их военного потенциала и боевых возможностей.
Объем ассигнований, запрашиваемых на будущий год, определяется необходимостью ускорения процесса полного разгрома ИГ. Эти затраты являются гарантией того, что МО будет располагать всем инструментарием, необходимым для предотвращения угрозы США со стороны экстремистов. Они нужны Пентагону для нанесения ударов по формированиям и объектам террористов, для поддержания партнеров Америки, воюющих с боевиками, для прерывания действий вооруженных отрядов радикалов за пределами основных районов постоянной дислокации и для ликвидации каналов их финансового обеспечения.
Бюджет МО в будущем году должен обеспечить потребности войск в поддержании боевой готовности. Последние 15 лет ВС США непрерывно принимали участие в вооруженных конфликтах. В последние годы это сопровождалось сокращением ассигнований на военные нужды. Все это привело к определенной деградации ВС. Поэтому в следующем году военное ведомство должно получить столько средств, сколько необходимо для того, чтобы войска США оставались самой лучшей военной силой мира по эффективности управления, технической оснащенности и боевой готовности.
В будущем году должна начаться перестройка ВС, направленная на неотложную ликвидацию накопившихся проблем, включая недостаточность запасов наиболее важных боекомплектов на военных складах, нехватку личного состава, снижение темпов ремонта и модернизации вооружений, кибернетическую уязвимость войск и устаревание объектов военной инфраструктуры. ВС должны восполнить военные потери, обеспечить выполнение требований по модернизации и материально-техническому обслуживанию ВВТ, а также преодолеть трудности, возникшие в связи с сокращением ассигнований.
В соответствии с новой Стратегией национальной обороны бюджетом на 2018 финансовый год предусматривается создание основы для обеспечения превосходства ВС США не только на земле, в воздухе, на воде и в космосе, но и в киберпространстве. Современный мир становится все более опасным. Военный потенциал вероятных противников США продолжает возрастать, более широко распространяются технологии разрушения и нарастает экспансия терроризма. В этих условиях ВС США сокращаются, а их технологические возможности снижаются. Бюджет будущего года должен обеспечить выделение средств на преодоление этих тенденций и на реализацию эффективных мероприятий по военному строительству.
Новым бюджетом МО предусматривается выделение средств для развития Армии (СВ), ВВС и ВМС. СВ должны начать увеличивать свою численность, восстанавливать боевую готовность и не испытывать трудностей с финансами. Количество боевых кораблей ВМС тоже должно быть существенно увеличено. ВВС получат ассигнования на повышение готовности тактической авиации, на достижение технического превосходства и на ремонт устаревших объектов инфраструктуры. Основная часть ассигнований ВВС будет направлена на развитие системы МТО, систем обучения личного состава и на закупку истребителей F-35.
А в целом расходы на обеспечение национальной безопасности должны возрасти на 54 млрд долларов. Планом президента предусматривается увеличение на 2 млрд долл. расходов на оборону, заложенных в бюджеты Министерства энергетики и Госдепа.
ОБОРОННО-ФИНАНСОВЫЙ БЕНЕФИС МОЖЕТ НЕ СОСТОЯТЬСЯ
Через две недели после опубликования общих подходов нынешней администрации Белого дома к формированию бюджетной заявки на будущий финансовый год, в которой планируется полностью реализовать замыслы Дональда Трампа по дальнейшему развитию ВС и по повышению военных расходов, Научно-исследовательская служба Конгресса (Congressional Research Service – CRS) провела краткую оценку ряда положений этого документа и выпустила доклад, который от ее лица составил специалист по оборонной политике и бюджету Пэт Тауэлл.
Эксперт Службы утверждает, что финансовые намерения Белого дома не соответствуют юридическим нормам финансирования МО, установленным законом «О контроле бюджета». В соответствии с этим законом ежегодные расходы Пентагона не должны превышать определенные пороги, если в него не будут внесены соответствующие поправки. Поэтому в изданном президентом документе говорится о необходимости внесения изменений в этот закон, которые позволят увеличить ассигнования Пентагону до необходимых объемов. Дополнительные финансовые средства для военного ведомства, как указывается в бюджетном документе Белого дома, могут быть получены за счет урезания бюджетов Агентства по охране окружающей среды и Государственного департамента, а также путем сокращения объемов финансирования системы социального обеспечения и программы медицинского страхования Medicare.
В своем докладе эксперт CRS указывает и на то, что заявление о полной отмене секвестра в военной сфере, фигурирующее в документе Вашингтона, не соответствует действительности. Нормы сокращения военных расходов могут быть отменены, если будут отменены, только для будущего года, а для последующих лет, вплоть до 2021 года, они будут оставаться в силе.
Между строк этого доклада, в котором прямо не делается никаких заявлений о политических аспектах намерений Трампа в военной сфере и вероятности достижения им поставленных целей, можно прочитать, что президенту предстоит трудная борьба за военный бюджет и что ему придется преодолеть серьезное сопротивление различных политических и деловых объединений Америки.
Как отмечают американские эксперты, намерения 45-го президента США существенно повысить военные расходы встречают полную поддержку многих военных чиновников и командиров, «ястребов» из обеих партий, лидеров ВПК и в определенной мере простых американцев, поскольку могут быть созданы новые рабочие места. Однако Конгрессу придется отнять деньги у социально незащищенных слоев населения, сократить финансирование некоторых программ Госдепа и охраны природных ресурсов. А это может встретить серьезное сопротивление со стороны определенных политических кругов США.
Здесь необходимо отметить, что бюджет Пентагона начал резко возрастать с 2002 года и в 2011-м достиг своего максимума – 711,4 млрд долл. После этого военные расходы стали постепенно сокращаться. Однако административное и военное руководство МО постоянно выражало свое несогласие с такой финансовой политикой Белого дома в области военного строительства.
Сейчас трудно сказать, что будет с расходами США на оборону, сможет ли «миролюбивый» президент резко раскачать военный маховик Америки и что после этого произойдет в мире. Но пока ясно только одно: лучше не будет.