Праздник Пасхи в Донецке: ждут победную!
«В
четыре часа утра вышла во двор с собакой, а весь город аж гудит от
колокольного звона. Даже наш околоток у промзоны отзывается как струна.
Огромная луна подсвечивает аллеи цветущих абрикосов. На первом этаже древний дедушка не спит и курит в балконное окно.
Удивительно
непривычно гулять в комендантский час (только сегодня его отменили на
одну ночь), слышать во дворах, залитых лунным светом, людские голоса.
Все необычно, будто во сне, и что-то в этом есть.
Ночной
трамвай вдруг оказывается наполовину полон. И тормозит совсем не на
остановке, а у поворота, специально, чтобы выпустить двух бабулек с
корзиночками и спешно умчаться дальше. Что за чудеса, думаю я, но
вспоминаю, что Пасха. И всё возможно», – пишет в своей ленте Facebook
дончанка Евгения Марти.
В
республиках особенно ждут эту Пасху. Считается, что именно она будет
«победной» после «кровавой» и «голодной» 2015 и 2016 годов. Хотя по
счёту войны в Донбассе Пасха нынешняя – уже четвёртая, однако три года
назад, 20 апреля (именно на эту дату выпадала Пасха в 2014 году),
вооружённый конфликт ещё только зарождался. В день объявления АТО – 14
апреля – под Славянском люди останавливали голыми руками украинские
танки, а спустя два дня в соседнем Краматорске военнослужащие ВСУ без
боя отдали шесть боевых машин десанта и оружие местным жителям, а ещё
десять БМД были заблокированы в посёлке Пчёлкино. К полудню, 17 апреля,
незаконно исполняющий обязанности президента Александр Турчинов пообещал
парламенту распустить украинскую 25-ю отдельную бригаду
воздушно-десантных войск, перешедшую на сторону народного ополчения под
Славянском. И оставшиеся БМД из Краматорска были выведены. А под вечер
того же дня стало известно, что Верховная рада будто бы разрабатывает
меморандум об урегулировании ситуации на востоке Украины. Правда,
меморандум так и не появился. Зато в Женеве призвали разоружить
незаконные формирования и отказаться от насилия. Уже прозвучали первые
выстрелы – в Мариуполе, но ещё казалось, что есть все шансы избежать
войны, тем более армия не хотела стрелять в народ, военнослужащие
считали чудовищными приказы из Киева.
Настоящим
стартом боевых действий в Донбассе украинское руководство считает дату
авиаудара по донецкому аэропорту – 26 мая. Так что люди справедливо
доверяют подсчётам – именно эта Пасха и есть победная.
Богослужения
в день Светлого Христова Воскресения прошли в 184 православных храмах
по всей территории Донецкой народной республики. К сожалению, не
распахнёт двери для верующих храм Иверского женского монастыря – он
находится совсем близко от донецкого аэропорта, на линии огня. Но
неподалёку есть другой, там и встречают праздник местные жители, не
покидающие своих жилищ, расположенных в «зоне войны» – до передовой
несколько сот метров. Свято-Игнатьевская церковь (Святителя Игнатия
Брянчанинова) находится у дороги, ведущей к руинам донецкого аэропорта.
До войны сюда ходил городской троллейбус, теперь район, прилегающий к
бывшим воздушным воротам Донецка, закрыт для общественного транспорта –
слишком опасно. Однако дончане, долгое время ходившие на службы в
Свято-Игнатьевскую церковь (она была построена в 1991-1995 годах), нашли
способ добраться: кого-то по просьбе священников привёз автобус, кто-то
приехал на своём транспорте, большинство же прихожан живут рядом, в
посёлке «15-й участок». Это не деревня, а микрорайон Донецка, один из
самых обстреливаемых.
«В
сердце войны, в поселке 15-й возле донецкого аэропорта живут люди,
потому что это их дом. У детей – детство, у стариков – старость. Каждую
ночь – гул и взрывы снарядов. Но для них Бог ближе, намного ближе. Одна
женщина узнала, что у меня есть какие-то там смешные проблемы и говорит:
«Что же ты раньше молчал? Я про тебя Богу скажу». Такие дела. Будем
жить!» – рассказывает донецкий фотограф Антон Баешко. Перед Пасхой он
задался целью помочь трапезной Свято-Игнатьевской церкви, где голодного
всегда накормят. И вот уже жители Донецкой народной республики собирают
чашки, кувшины, кастрюли и сковородки, их друзья в России и на Украине
шлют деньги, чтобы заменить прохудившуюся печку и купить холодильник.
Все понимают, как важно помочь ближнему во времена тяжких испытаний,
выпавших на долю православного Донбасса. Поэтому и трапезную
Свято-Игнатьевской церкви люди обустроят, и маленькой прихожанке Даше,
живущей в трёхстах метрах от аэропорта, привезут книги и игрушки к
Пасхе.
«Несмотря
на то, что в нескольких сотнях метров находился донецкий аэропорт, люди
не боялись. Их даже не посещала мысль, что в любой момент украинская
мина может вонзиться в стену святыни, разбросать смертоносные осколки.
Мысли сейчас были не об этом. Люди молились, склонив головы. Маленькие
дети послушно выполняли всё необходимое: пели, молились, держали свечи»,
– пишет о богослужении на Пасху в Свято-Игнатьевской церкви Денис
Григорюк, фотокорреспондент из Донецка.
Единственное,
с чем не складывается в этот Праздник праздников, как называют его
православные, – так это с перемирием. Официально режим прекращения огня
действует с четверга Страстной седмицы, но на деле же – это очередное
предательство: по многострадальному району у аэропорта Донецка, по
городу Ясиноватая и посёлку Васильевка в общей сложности в «пасхальное
перемирие» были выпущены 94 мины из орудий калибром 82 и 120 мм. В
районе Васильевки расположена насосная станция первого подъема
Юго-Донбасского водовода. Она питает фильтровальные станции,
обеспечивающие питьевой водой два миллиона жителей ДНР и четырёх районов
части Донецкой области, подконтрольной украинскому правительству.
Но
люди верят: Воскресение Христово – праздник Победителя смерти, значит, и
у израненного войной Донбасса есть надежда. Переживают за мариупольцев –
в родном для Донецка городе запрещён крестный ход на Пасху. Иезуитским
способом запрещён: якобы из-за невозможности обеспечить безопасность
верующих! «Ситуация, которая складывается в Мариуполе, по информации
правоохранительных органов, не дает возможности обеспечить безопасность
граждан во время крестного хода, – сообщили мариупольские власти. – От
руководства СБУ в Донецкой области в городской совет поступили письма,
которые рекомендуют запретить проведение крестного хода в связи с
имеющейся информацией о радикально настроенных лицах, которые намерены
помешать проведению культового мероприятия».
Действительно,
радикалы потребовали, чтобы православные крестоносцы шли под флагами
Украины, УПА и «Правого сектора»: «Если ход всё же состоится, то только с
национальными и черно-красными флагами. Чтобы не забыли христиане, в
какой стране живут и под какими флагами обороняют воины их мирную
Пасху». Однако вместо того чтобы угомонить распоясавшихся бандеровцев, и
СБУ, и городская власть Мариуполя, подобно тому, как Иуда предал
Христа, предают православных горожан. И тут же глашатаи раскольнического
«киевского патриархата», а заодно и униаты объявляют: «Почувствуйте
полноту и радость Пасхальных праздников именно в украинских храмах!» Под
«украинскими» понимаются храмы, захваченные раскольниками, униатские
культовые сооружения, а также постройки, в которых военные капелланы
охотятся за душами военнослужащих.
«Бесы!»
– говорят дончане о мариупольских раскольниках, сектантах и их
покровителях во власти. Сочувствуют православным Мариуполя, терпящим
притеснения за веру. Духовная брань – это тоже война. А главное, с той и
с другой стороны линии разграничения православные празднуют Воскресение
Христово и молятся о воссоединении Донбасса – и территориальном, и
духовном. Об изгнании нечисти с родной земли, об избавлении от
похитителей, палачей, ловцов душ. О победе над смертью и войной.
Источник: fondsk.ru.
Рейтинг публикации:
|