7 апреля 2017
Россия, Китай и «баланс зависимости» в Большой Евразии
Гленн Дисен – старший преподаватель Университета Макуари (Сидней, Австралия).
Резюме:Для устойчивого партнерства с Китаем требуется мягкая балансировка и
взаимовыгодные экономические связи. Стремление к жесткому балансу и
принцип нулевой суммы, как в Европе, обрекут Большую Евразию на то же
фиаско, что постигло Большую Европу.
Проекты региональной интеграции, которые обеспечивают взаимные
экономические выгоды, устойчивы лишь в том случае, когда соблюдается
баланс зависимости. Железное положение теории реализма гласит, что
сотрудничество ради абсолютной выгоды требует баланса сил, когда ни одна
из сторон не посягает на статус-кво. В век все более разрушительных
вооружений и усугубляющейся экономической взаимозависимости политическая
власть во многом обусловлена асимметричной экономической зависимостью.
Асимметричная взаимозависимость или перекос в «балансе зависимости» дает
возможность менее зависимому государству устанавливать благоприятный
экономический режим и получать политические уступки от более зависимого
партнера. Державы конкурируют за власть, нарушая симметрию в рамках
экономически взаимозависимых партнерств для повышения своего влияния и
автономии. Диверсификация партнерств способна уменьшить зависимость от
государства или региона, в то время как ужесточение контроля над
стратегическими рынками уменьшает возможности других стран снижать свою
зависимость.
Многовековое геоэкономическое доминирование Запада – продукт
асимметричной взаимозависимости за счет укрепления контроля над
стратегическими рынками, транспортными коридорами и финансовыми
учреждениями. После распада Монгольской империи наземные маршруты
древнего Шелкового пути, стимулировавшие торговлю и рост, исчезли. С
начала XVI века западные морские державы вышли на передний план за счет
контроля над основными морскими путями и создания затем «империй
торговых точек», власти через торгово-экономическое присутствие.
Следовательно, ведущие морские державы, такие как Великобритания,
исторически были более склонны к свободной торговле, ведь, контролируя
торговые пути, они больше приобретали и меньше рисковали. Морские
стратегии Альфреда Тайера Мэхэна, разработанные в конце XIX века,
основывались на этом стратегическом посыле. Это был фундамент, опираясь
на который, США постепенно превратились в военно-морскую державу,
оберегая свою безопасность и экономическое могущество за счет контроля
над океанами и евразийским континентом на периферии. После Второй
мировой войны Соединенные Штаты стали непревзойденной геоэкономической
державой благодаря их доле в мировом ВВП, Бреттон-Вудским институтам,
доминированию над стратегическими рынками/ресурсами и транспортными
коридорами. Ирония в том, что главным соперником США был Советский Союз –
коммунистическое государство, отгородившееся от мирового рынка и во
многом по этой причине неподвластное экономическому диктату Америки.
После краха коммунизма Россия вернулась к дилемме, которую необходимо
решать евразийской державе с огромными территориями, стремящейся к
экономической интеграции и модернизации. Развитие и процветание
требовало сотрудничества с Западом – экономическим стержнем системы
международных отношений. Однако интеграция в западные
производственно-сбытовые цепочки и экономические структуры не была
надежной альтернативой, поскольку асимметричную экономическую силу и
власть можно было конвертировать в политические инструменты, уменьшавшие
влияние и автономию России. Амбиции Москвы по созданию общего
политического, экономического и оборонного пространства в Европе,
«Общего европейского дома», показывают, в каком затруднительном
положении она оказалась. После окончания холодной войны Запад
поддерживал лишь те европейские организации, которые могли бы поэтапно
наращивать его коллективную переговорную силу, чтобы экономическая
интеграция не привела к росту российского политического капитала.
Единственным решением для России было развитие в качестве евразийской
державы и диверсификация связей во избежание чрезмерной зависимости от
Запада – и одновременно приобретение влияния на конкурентных
стратегических рынках, в производственно-сбытовых цепочках, транспортных
маршрутах и международных финансовых организациях. Стратегическое
партнерство с Китаем незаменимо для конструирования Большой Евразии.
Вместе с тем Россия должна сделать правильные выводы из неудач Большой
Европы, чтобы не допустить повторения ошибок в развитии партнерских
отношений с экономически более сильным Китаем. Зарождающееся
стратегическое партнерство Москвы и Пекина в какой-то мере
парадоксально, поскольку устойчивость согласованного проекта «Большая
Евразия» требует, чтобы Россия уравновешивала КНР. Асимметричная
взаимозависимость создает стимулы для Китая требовать политических
уступок, что в долгосрочной перспективе сделает подобное партнерство
непригодным для России. Для жизнеспособности Большой Евразии необходимо
мягкое уравновешивание Китая – создание балансира без воспроизведения
игр с нулевой суммой, которые уничтожили перспективы Большой Европы.
Уроки неудачного опыта создания Большой Европы
Амбициозный проект региональной интеграции Москвы под названием
«Большая Европа» потерпел неудачу из-за неспособности создать противовес
зависимости внутри Европы. Инициатива Москвы была нацелена на
пропорциональное представительство за европейским столом, что позволило
бы России извлекать преимущества в силу своего размера, гарантировало бы
влияние и безопасность. Проект Большой Европы вступал в прямое
противоречие с инициативой ЕС и НАТО по созданию «Расширенной Европы», в
которой они стремились максимально использовать коллективную
переговорную силу посредством формата 28+1 для сотрудничества с Россией.
Последующие чрезвычайно асимметричные партнерства попросту маскируют
однополярную конфигурацию, поскольку создаются форматы
взаимозависимости, позволяющие Западу максимально использовать свою
автономию и влияние. Со временем развивается концепция «сотрудничества» в
рамках формата учитель-ученик/ведущий-ведомый, где Россию вынуждают
пойти на односторонние уступки. Твердо вознамерившись неустанно
наращивать коллективную переговорную силу путем расширения Евросоюза и
НАТО на восток, Европа так и не сумела установить прочный статус-кво с
Россией. «Европейская интеграция» осталась геостратегическим проектом с
нулевой суммой, где географическое соседство было представлено как
«цивилизационный выбор».
Проект Москвы «Большая Европа» был во многом парадоксален и с самого
зарождения обречен на провал. Однобокая приверженность идеалу единой
Европы при игнорировании других партнеров на востоке лишило Россию
переговорной силы, необходимой для согласования более благоприятного
формата взаимодействия с Европой. Бжезинский отметил, что Запад был
«единственным выбором России, пусть и тактическим, и это предоставило
ему стратегические возможности и создало предпосылки для поэтапной
геополитической экспансии западного сообщества вглубь евразийского
континента». В конце 1990-х гг. Ельцин согласился, что Запад
эксплуатировал однобокую политику России в своих интересах вместо того,
чтобы вознаграждать ее. Он призвал диверсифицировать партнерства и
превратить Россию в евразийскую державу. Однако евразийские амбиции
возвращают в геополитическое прошлое и апеллируют к соответствующему
опыту, между тем концепцию евразийства необходимо пересмотреть в
категориях геоэкономики.
Путин быстро и умело воспользовался экономикой как главным
инструментом восстановления силы и влияния России. Возвращение под
государственный контроль энергетических ресурсов стало гарантией того,
что стратегические отрасли будут работать на благо государства, а не
олигархов, использовавших их для контроля над правительством и
пользовавшихся все большим покровительством Запада. План Путина
заключался в том, чтобы превратить Россию в энергетическую сверхдержаву,
что должно было стать инструментом влияния на переговорах с де-факто
Большой Европой. В Энергетической стратегии России до 2030 г. снова
ставится цель использовать энергетические ресурсы для возрождения
влияния в Европе и более широко понимаемых международных отношениях.
Вместе с тем непропорциональные экономические связи с Европой требовали
преемственности и препятствовали решительному размежеванию с Большой
Европой.
Энергетическая зависимость от России и связанное с ней влияние Москвы
встречало последовательное и энергичное сопротивление и не могло стать
прочным фундаментом для де-факто Большой Европы. В то время как Евросоюз
все больше зависел от России как поставщика энергоресурсов, Россия не
меньше, если не больше, зависела от ЕС как потребителя энергоресурсов.
Симметрия в рамках взаимозависимых отношений не позволяла Москве
добиться существенных политических уступок. Поскольку Запад оставался
единственным выбором России, европейские структуры, руководствующиеся
нулевой суммой, укреплялись, а влияние России на транзитные страны
уменьшалось вместе с влиянием на континенте. «Восточное партнерство» ЕС и
Соглашения об ассоциации символизировали стремление в одностороннем
порядке превратить «общее соседство» в эксклюзивные договоренности.
Большая Европа потерпела крах, когда Запад поддержал переворот в Киеве,
играя на возмущении украинцев уровнем коррупции, чтобы втянуть Украину в
евроатлантическую орбиту. Санкции, призванные ослабить российскую
экономику, не распространялись на энергетику, поскольку Запад понимал
симметрию в энергетической взаимозависимости между потребителем и
поставщиком.
На протяжении 2000-х гг. Россия постепенно расширяла экономические
связи с растущим Востоком, однако западно-центричная внешняя политика во
многом гасила импульс, необходимый для болезненных реформ, и готовность
брать на себя долговременные обязательства. Амбиции России по поводу
создания Большой Европы особенно тревожили Китай и Иран, поскольку те
могли оказаться разменной монетой в торге за наращивание «рыночной
стоимости» России на Западе.
Несоответствующие потенциалу связи с растущими азиатскими державами
негативно сказываются на геоэкономическом потенциале России, а
объясняются они, по словам политолога Сергея Караганова, «иллюзиями по поводу постепенной интеграции с Западом». Бывший министр
иностранных дел России Игорь Иванов, ранее убежденный сторонник Большой
Европы, признает, что эту ошибочную инициативу следует заменить более
реалистичным и полезным для России проектом «Большая Евразия».
Большая Евразия: Россия как преемница Монгольской империи
Евразийский континент в некотором смысле парадоксален. Здесь живет
большая часть населения мира; здесь же находятся огромные запасы
ресурсов, он вносит самую большую лепту в мировой ВВП. Вместе с тем в
Евразии удивительно плохо развиты экономические связи – не хватает ни
материальной инфраструктуры, ни механизмов сотрудничества. Пятьсот лет,
на протяжении которых Евразия по сути находилась под геоэкономическим
управлением морских держав, поставили Россию в уязвимое положение
двойной периферии: как Европы, так и Восточной Азии. Геоэкономическая
слабость России – следствие неспособности воспользоваться своими
огромными территориями, развивая экономические связи на суше в самом
сердце Евразии. Россия могла бы сместить в свою пользу симметрию
взаимозависимости, став своего рода преемницей Монгольской империи и
наведя мосты через гигантский евразийский континент, тем самым снизить
зависимость от любого государства или региона и увеличить зависимость
партнеров, нуждающихся в ее территории для транспортных маршрутов.
Британско-русское соперничество за доминирование, по большому счету,
сводилось к попыткам обрести конкурентные преимущества за счет того, как
будет управляться Евразия – из центра в качестве сухопутной державы или
с периферии в качестве державы морской. Схватка усугубилась к середине
XIX века, когда Великобритания победила Китай в Опиумных войнах и
застолбила привилегированное военно-экономическое присутствие вдоль
восточного побережья Евразии. Воспользовавшись слабостью Китая, Россия
присвоила более 1,5 млн квадратных километров его территории вдоль
тихоокеанского побережья, закрепив приобретения в договорах,
впоследствии названных «неравноправными». Быстрая территориальная
экспансия России на восток породила в Великобритании опасения, что
Россия может фактически занять место Монгольской империи и обратить
вспять военно-экономические преимущества морских держав. Маккиндер
предупреждал, что преимущества морской мобильности временны в силу
возникновения новых технологий перемещения по суше: «Похоже, что паровой
двигатель и Суэцкий канал повысили мобильность морской державы
относительно сухопутной. Железные дороги в основном обслуживали
торговлю, идущую по морям и океанам. Однако сегодня трансконтинентальные
железные дороги меняют условия игры для сухопутной державы, и нигде они
не могут быть более действенны, чем в замкнутом пространстве Евразии».
Предсказания Маккиндера не исполнились, поскольку российская
геоэкономика пришла в упадок из-за коммунизма и холодной войны.
Экономическая составляющая в управлении государством фактически
отсутствовала при Советской власти, тогда как военный и идейный раскол
холодной войны нарушил экономические связи в Евразии, милитаризировал ее
части.
Мир глубоко изменился после падения коммунизма, что дало России еще
одну возможность наладить экономические связи в Евразии. Геоэкономика
больше не прерогатива Запада, поскольку перераспределение силы в мире и
подъем Азии создает стимулы для создания альтернативных транспортных
коридоров и механизмов сотрудничества. В последние годы большинство
крупных экономик в Евразии выступили с разными интеграционными
инициативами. Понятно, что новая российская концепция евразийства должна
отмежеваться от прежних представлений, связанных с отсталой
милитаризованной геополитикой и неизбежным имперским перенапряжением.
Новую геоэкономическую концепцию евразийства следует нацелить на
осуществление выборочной евразийской интеграции, чтобы сделать Россию
главной движущей силой модернизации и глобализации. Главное отличие
пересмотренной концепции евразийства заключается в признании того, что у
России нет ни возможностей, ни намерения господствовать на евразийском
континенте. Жизнеспособные партнерства с евразийскими державами
критически важны для создания сбалансированной и функциональной Большой
Евразии.
Китай как незаменимый партнер России в Большой Евразии
Главным партнером России в Большой Евразии с неизбежностью будет
Китай, способный и готовый конкурировать с международной системой во
главе с США. Стратегическое партнерство Пекина и Москвы незаменимо при
любом формате Большой Евразии, так как этот тандем включает крупнейшего в
мире производителя энергоносителей и крупнейшего их потребителя, лидера
мировой торговли и континентальный сухопутный мост. В последние годы
Пекин и Москва стали главными противниками однополярного мира,
накапливающими золотовалютные резервы, использующими региональные валюты
и создающими новые финансово-экономические организации, такие как
БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский экономический
союз.
Экономическое чудо возрождения Китая дает России возможность сделать
Большую Евразию жизнеспособной геоэкономической инициативой. Поражение
Китая в «опиумных войнах» середины XIX века устранило его с карты мира в
качестве могущественной мировой экономической державы и ознаменовало
начало «века унижения». Первоначально внутренняя стратегия развития,
начавшаяся в 1970-е гг., осуществлялась под лозунгом «мирного подъема»,
чтобы не вызывать ни у кого негативной реакции. Она сменилась открытым
вызовом мировому порядку под руководством США после запуска в 2013 г.
проекта «Один пояс, один путь». Амбиции Пекина по возрождению древнего
Шелкового пути посредством развития сухопутной инфраструктуры и морских
путей должны финансироваться кредитными организациями во главе с Китаем.
Расчеты ведутся в юанях, получающих все большее признание в мире. После
поддержанного Западом переворота в Киеве и последовавших взаимных
санкций экономическая интеграция Китая с Россией углубилась.
Первоначально было объявлено о строительстве трубопровода «Сила Сибири»
стоимостью 400 млрд долларов, а также о совместных проектах по созданию
транспортной инфраструктуры, причем финансирование их рассчитывается в
местных валютах. Также разработаны новые механизмы сотрудничества через
создание совместных международных организаций, финансовых учреждений,
платежных систем, рейтинговых агентств и валютных свопов.
Быстрая переориентация на Азию совершена в ущерб региональному
балансу зависимости, поскольку Россия сделала на Китай слишком большую
ставку. Асимметричное экономическое могущество России и КНР в прошлом
смягчалось диверсификацией связей. Отмена проекта строительства
трубопровода Ангарск–Дацин в пользу трубопровода ВСТО была иллюстрацией
усилий Москвы по поддержанию регионального баланса зависимости.
Аналогичным образом министр иностранных дел России Сергей Лавров
определил роль России в Азии в качестве «важного стабилизирующего
фактора» для создания «поистине стабильного баланса сил». Избыточная
зависимость от Китая может подорвать нейтралитет России в отношении
споров между Пекином и Токио, что отрицательно скажется на связях России
и Японии и усугубит зависимость Москвы от более могущественного Китая.
Растущее влияние Китая в Центральной Азии и на российском Дальнем
Востоке также вызывает озабоченность. Другими словами, простой перенос
однобокой европейской политики на отношения с Пекином обрек бы Москву на
невыносимое и неустойчивое асимметричное партнерство. Россия может
согласиться с экономическим лидерством Китая как с неизбежной
реальностью, но ей нужно сопротивляться доминированию КНР.
Евразийский баланс зависимости
Для устойчивого стратегического партнерства с Китаем требуется мягкая
балансировка и экономическая связанность, основанная на обоюдном
выигрыше. Жесткая балансировка и структуры с нулевой суммой, как это
было в Европе, обрекут проект Большой Евразии на такое же фиаско,
которое постигло Большую Европу. Мягкая балансировка должна повлечь за
собой признание геоэкономического лидерства Китая при одновременном
сопротивлении китайской гегемонии. Этого можно добиться с помощью:
- диверсификации партнерства, обеспечивающей выигрыш для всех за счет взаимодействия с масштабными экономиками;
- развития эксклюзивных институтов для получения коллективных
переговорных преимуществ по отношению к Китаю, которые также выгодны и
Пекину;
- создания многосторонних организаций, в которых Китай будет считаться
с другими крупными державами – для достижения внутреннего баланса сил.
Во-первых, диверсификация в Северо-Восточной Азии
особенно необходима, поскольку модернизация российского Дальнего Востока
создаст эффект масштаба для России, что выгодно всем государствам
региона. Сеул и Токио больше других заинтересованы в том, чтобы
участвовать в энергетических и транспортных проектах России в регионе,
которые будут дешевле в качестве дополнения к более широким проектам
создания материальной инфраструктуры и экономических связей между
Россией и Китаем. КНР не только не возражает против планов России
развивать Дальний Восток, но и готов стать спонсором и внести вклад в
подъем российского тихоокеанского побережья для расширения экономических
отношений. «Неравноправные договоры» середины XIX века лишили две
северо-восточные провинции Китая, Хэйлунцзян и Цзилинь, выхода к морю,
но их экономические связи могут существенно усовершенствоваться после
модернизации портов на тихоокеанском побережье России. Только в
последние месяцы активизировались экономические связи с Южной Кореей и
Японией. На Восточном экономическом форуме во Владивостоке в сентябре
2016 г. подписано множество экономических соглашений с Сеулом.
Южнокорейские планы евразийской интеграции совпадают с планами России, и
Корея предложила подписать Соглашение о свободной торговле с
Евразийским экономическим союзом. В декабре 2016 г. было подписано
соглашение с Японией о совместном экономическом развитии Южных
Курильских островов.
Во-вторых, ЕАЭС – важный инструмент укрепления
коллективных переговорных позиций и восстановления симметрии в
отношениях как с Китаем, так и с Евросоюзом. Институционализация
привилегированного положения России в Центральной Азии с целью
уравновешивания экономического могущества Китая необходима для баланса в
этом регионе. Можно даже заручиться поддержкой Китая, не входящего в
ЕАЭС, нейтрализуя неудобства от его отсутствия в этой организации
предложением материальных выгод. Общая таможенная зона, стандарты и
законодательство внутри ЕАЭС упрощают доступ к региону и рынку и, что
еще важнее, повышают привлекательность для транзита, поскольку между
Китаем и ЕС будет лишь одна таможенная зона.
В-третьих, общие с Китаем организации и договоры
должны быть многосторонними с привлечением других крупных держав для
обеспечения внутреннего баланса сил и недопущения доминирования КНР.
Часто упускается из виду тот факт, что региональные организации и
соглашения о коллективной переговорной позиции со странами, не
являющимися членами этих организаций или договоров, требуют внутреннего
баланса сил. Следует понять ошибки Запада во избежание их повторения. ЕС
обеспечил коллективную переговорную силу с целью перекоса симметрии в
отношениях с США и другими странами, тогда как Североамериканское
соглашение о свободной торговле (НАФТА) было аналогичным ответом на
более конкурентное положение ЕС и Японии. Однако экономические различия
между странами, входящими в эти организации, в конечном итоге привели к
тому, что они начали трещать по швам. Евро – недооцененная валюта для
Германии, которая подпитывала ее экспортно-ориентированную стратегию
развития и поглотила производственный потенциал Средиземноморья. В связи
с нарушением внутреннего баланса сил внутри Евросоюза более слабые
страны будут все решительнее и яростнее протестовать против
доминирования Германии. В рамках НАФТА колоссальная разница в стоимости
рабочей силы привела к перемещению производственных мощностей в Мексику,
что вызвало возмущение американцев, достигшее кульминации в поддержке
призывов Трампа к выходу из этого торгового соглашения.
Китай был главным инициатором активизации ШОС в качестве крупного
международного игрока путем превращения ее в инструмент геоэкономики. По
словам Александра Лукина, расширенная ШОС стала бы «краеугольным камнем зарождающегося
многополярного мира и платформой, предлагающей евразийскую альтернативу
Западной Европе». Одно из важнейших предложений заключалось в создании
объединенного Банка развития ШОС как альтернативы МВФ и Всемирному банку
для финансирования совместных инфраструктурных проектов по налаживанию
связей в регионе. Россия проявила осторожность и отложила принятие
решения, поскольку переход от вопросов военной безопасности к
экономическому сотрудничеству влечет за собой передачу лидерства Китаю.
Контрпредложение Москвы состояло в учреждении Банка развития ШОС на
фундаменте Евразийского банка развития (ЕБР), в котором доминируют
Россия и Казахстан. В результате Россия лишилась места за столом
могущественной геоэкономической организации, действующей на основе
четких правил, а Китай усугубил асимметрию влияния, закрепившись в
регионе при помощи специально разработанных двусторонних соглашений о
сотрудничестве. Кроме того, на смену многосторонней ШОС пришла
односторонняя инициатива Китая по созданию Шелкового пути, а Банк
развития ШОС был заменен Азиатским банком инфраструктурных инвестиций
(АБИИ).
России остается либо считаться с растущей мощью Китая в
многосторонних организациях ради гармонизации интересов, либо
сопротивляться смещению международного баланса сил и сваливаться в
конфронтацию с нулевой суммой, в которой она вряд ли одержит верх.
Похоже, Москва нашла третий путь, введя в ШОС другие крупные державы,
которые будут препятствовать гегемонии Китая, не бросая вызов его
экономическому лидерству. Решение расширить ШОС за счет Индии и
Пакистана, а в будущем, возможно, и Ирана, смягчает обеспокоенность
России, поскольку в этом случае влияние и могущество Пекина в
организации сокращается, и баланс восстанавливается. Данная модель
основана на том же принципе, что и Банк развития БРИКС: объединение
сравнительно сильных игроков во главе с Китаем. Подписанное в 2015 г.
соглашение о гармонизации ЕАЭС и Шелкового пути на основе ШОС стало
моделью геоэкономической балансировки, необходимой для обеспечения
жизнеспособности проекта «Большая Евразия». Последующая организация
Россией встречи стран – участниц ЕАЭС, ШОС и БРИКС в Уфе также
свидетельствует о формировании сложной, многосторонней и
сбалансированной Большой Евразии.
Перезагрузка отношений или примирение России с Западом должны
соответствовать долгосрочной стратегии создания сбалансированной Большой
Евразии. При любой сделке с администрацией Трампа следует избежать
того, к чему, вероятнее всего, стремится Вашингтон: размежевания России и
Китая и использования жесткой балансировки. Проект создания Большой
Евразии – единственный жизнеспособный геоэкономический проект для
России, в котором Китай выступает в качестве незаменимого партнера.
Экономические связи с Западом должны помочь России в ее стремлении к
диверсификации международных отношений и уменьшить ее зависимость от
какого-то одного региона, одновременно увеличив ее влияние в качестве
поставщика энергоносителей и транспортного коридора. В противовес этому
жесткая балансировка Китая лишь воспроизведет европейские структуры,
которые руководствуются нулевой суммой.
Данная статья представляет собой отрывок из будущей книги
«Геоэкономическая стратегия России в отношении Большой Евразии»
(Rutledge, 2017). Полный текст со справочным аппаратом опубликован в
серии «Валдайские записки», с ним и другими публикациями этой серии
можно ознакомиться здесь: http://ru.valdaiclub.com/a/valdai-papers/