Сто дней Додона: меморандум о сотрудничестве с ЕАЭС и молдавский референдум
Президент
Молдовы Игорь Додон отметил 100 дней своего вступления в должность
двумя ошеломительными новостями. Во-первых, он подписал Декрет о
назначении в республике консультативного референдума по четырём
вопросам, в числе которых сокращение количества депутатов парламента со
101 до 71 человека и наделение президента дополнительными полномочиями
по роспуску парламента и назначению даты досрочных парламентских
выборов. «Я обещал, что спорные вопросы повышенной важности будут
решаться на референдуме. Все эти проблемы я пытался решить в парламенте.
Внёс эти предложения в парламент, но они блокируют все инициативы. Я
другого выхода не вижу, кроме как обратиться к народу, чтобы узнать
мнение граждан по этим животрепещущим вопросам», – заявил Додон
журналистам.
За
месяц до своей инициативы по поводу проведения референдума президент
Молдовы представил законопроект по изменению конституции, предложив
депутатам поддержать роспуск парламента по ряду дополнительных
оснований. Ещё в феврале Додон обещал обратиться напрямую к народу, если
парламентарии не сочтут возможным собрать необходимое количество
подписей в поддержку президентских конституционных инициатив. Так и
вышло.
Представленный законопроект предполагает роспуск парламента:
– после консультаций президента с депутатскими фракциями;
– при неисполнении в течение года воли народа, выраженной на консультативном референдуме;
–
в случае негативного результата республиканского референдума об
отставке президента или подтверждённой конституционным судом его
недействительности;
– в случае, если парламент в течение 2-х месяцев не в состоянии принять бюджет;
– по итогам референдума, инициированного президентом.
В
действующей Конституции Республики Молдова (РМ) роспуск парламента
возможен только в двух случаях: если в течение 3-х месяцев он не может
сформировать правительство или же в случае неспособности в отведённое
время выразить вотум недоверия правительству. Фактически депутаты и
члены правительства представляют собой подобие системы «сообщающихся
сосудов»: парламент и утверждает премьер-министра с министрами, и
распускает его. Президент только выдвигает кандидатуры и утверждает их
после одобрения парламентом. Воля народа остаётся за рамками системы:
неважно, какие показатели доверия у главы государства и у депутатского
корпуса, президент не имеет полномочий распустить парламент, даже если
депутаты откровенно саботируют его инициативы. Вместо обещанного
«европейскими ценностями» баланса ветвей власти получается откровенное
их противостояние, а демократия вынесена за скобки.
Это
и подвигло Додона назначить консультативный референдум. И можно сколько
угодно утверждать, что тут просто изучение общественного мнения,
которое не имеет юридических последствий. Воля молдавского народа будет
висеть над проевропейским большинством парламента дамокловым мечом, и
выбор невелик: либо проигнорировать результаты референдума и тем самым
отказаться от своей проевропейскости, либо дать ход законопроекту
президента об изменениях конституции.
Перед
глазами у молдавских парламентариев будет, как ни крути, стоять призрак
консультативного референдума в Нидерландах по Украине, итоги которого
власти игнорировать не смогли – пришлось на европейском уровне
подтверждать гарантии того, что украинское государство в ЕС принимать
никто не собирается. А ведь это тоже был «только опрос», как утверждали
СМИ.
Додон
вынес также на референдум вопрос об отмене закона о порядке возврата
украденного миллиарда евро из банковской системы Молдовы (так
называемого закона о миллиарде, предполагающего перевод в госдолг суммы,
одолженной Нацбанку РМ для закрытия финансовых «дыр» трёх
ликвидированных банков – это было одним из условий МВФ). Додон считает,
что украденный миллиард должны возвращать не налогоплательщики, а
виновные в присвоении денег. «Приложу все усилия, чтобы эти деньги
возвращали те, кто был замешан в этой краже, буду настаивать на том,
чтобы все, кто виновен, были наказаны, чтобы имущество всех, кто прямо
или косвенно принял участие в этом преступлении, было конфисковано и
продано», – заявил президент. Правительство же, принявшее в 2016 году
злополучный «закон о миллиарде», объявило, что обратной силы он не имеет
и отменить его невозможно – пусть долги банкиров оплачивает население
республики.
Ещё
один вопрос, вынесенный Додоном на референдум – замена в школьной
программе предмета «история румын» на «историю Молдовы». Это положение
содержится и в программе Партии социалистов (ПСРМ) – её Додон возглавлял
с 2011 года до своего избрания на пост президента страны в ноябре 2016
года. Для сторонников поглощения Молдовы Румынией (и, соответственно,
румынизации образования) инициатива Додона крайне болезненна. А он
обещал своим избирателям быть промолдавским президентом – и выиграл выборы.
Проведение консультационного референдума назначено на 24 сентября 2017 года.
Второе
событие, которым отмечено начало президентского срока Игоря Додона, –
грядущее подписание меморандума с Евразийским союзом. Премьер-министр
Молдовы Павел Филип кисло высказался по этому поводу: мол,
сотрудничество Молдовы с ЕАЭС не принесёт пользы. «С точки зрения
правительства как подписание меморандума о сотрудничестве с Евразийским
экономическим союзом, так и заявка на получение статуса
государства-наблюдателя в рамках Евразийского союза нецелесообразны, так
как это не принесет нашей стране какие-либо экономические дивиденды», –
говорится в письме премьера, которое передано Додону и опубликовано на
официальной странице правительства Молдовы в Facebook. По мнению Филипа,
«участие Молдовы в этом региональном геополитическом проекте означало
бы принятие ряда правил Таможенного союза, что является несовместимым с
режимом свободной торговли, который применяется в отношении с
Европейским союзом».
В
ответ Додон резко раскритиковал главу правительства и напомнил ему, что
как раз соглашение об ассоциации с ЕС оказалось губительным для страны –
оно сделало банкротами многих молдавских производителей. «Премьер Филип
говорит о геополитическом равновесии и социально-политической
стабильности? Возможно, стабильность есть в кабинетах правительства.
Общество же кипит от недовольства, а Республика Молдова никогда за
последние два десятилетия не была настолько геополитически разобщена,
как сейчас, когда так называемая демократическая власть находится в
прямой дипломатической конфронтации с Российской Федерацией», –
возмутился президент Молдовы. По его убеждению, «однобокая политика
власти разделила страну». «Меморандум с Евразийским экономическим союзом
будет подписан, и точка», – резюмировал Додон.
Соб. корр. ФСК
Источник: fondsk.ru.
Рейтинг публикации:
|