Китайские
стратеги владеют искусством использования экономических пактов для
достижения стратегических целей. Яркими примерами, подтверждающими это,
могут служить инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) и Азиатский банк
инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Китай возлагает надежды на
приобретение стратегического первенства в Южно-азиатском и
Центрально-азиатском регионах благодаря своим «глубоким карманам».
Инфраструктурные инвестиции наделяют его рычагами влияния в регионе.
Однако, Южная и Центральная Азия не испытывают недостатка в державах,
стремящихся к укреплению своего влияния – у России и Ирана также имеются
собственные региональные инвестиционные программы, планы и партнеры.
Китайско-пакистанский
экономический коридор имеет особенно важное значение для Китая. Получив
доступ к пакистанским портам, Китай сможет расширить охват рынка и
привлечь прямые иностранные инвестиции, чтобы смягчить девальвацию юаня.
Снижение курса юаня свидетельствует о том, что Китай надеется увеличить
количество низкооплачиваемых рабочих мест за рубежом и застраховаться
от будущих рисков, связанных с проведением финансовых реформ. Хотя Китай
превратился в крупнейшую банковскую систему мира, ключевую роль в его
экономическом росте на протяжении последних лет играет внешняя
задолженность.
Проект ОПОП
служит буфером: финансирование на обратной основе инфраструктурных
проектов за рубежом с целью обеспечить краткосрочную занятость, создание
некоторого роста за рубежом, разгрузка избыточных производственных
мощностей, а также укрепление влияния и расширение контроля над активами
в других странах. Хотя китайско-пакистанский экономический коридор
(КПЭК) на первый взгляд представляется выгодным, скорее он являет собой
попытку Китая приобрести влияние и получить доступ к Индийскому океану,
создав при этом стимул для некоторых отраслей промышленности.
Порт Гвадар как жемчужина КПЭК
Пакистанский
порт Гвадар является торговым хабом КПЭК на берегу Индийского океана.
Китай провозгласил свой 57-миллиардный план инвестиционных вложений в
этот коридор, конечным пунктом которого является Гвадар. Порт Гвадар на
данный момент не является действующим в коммерческом отношении, отчасти
из-за отсутствия сообщения через Белуджистан. Другие значительные
отрезки проектируемого коридора проходят через нестабильные регионы, что
связано с определенным риском. И, наконец, острая нехватка воды в
Белуджистане затрудняет реализацию крупномасштабных строительных
проектов. Эти препятствия тормозят завершение создания столь желанного
для Китая маршрута импорта энергоносителей в обход Малаккского пролива.
Повесть о двух портах
Расположенный
неподалеку иранский порт Чабахар, в который вкладывает инвестиции
Индия, является геополитическим зеркалом Гвадара. Оба проекта отражают
успехи и ограничения попыток Китая расширить свое влияние на побережье
Индийского океана.
Чабахар
является чрезвычайно важным проектом для региональной энергетической
безопасности, который, несмотря на некоторые проблемы, Индия и Япония
полны решимости осуществить. Продуманное использование Китаем
инфраструктурных инвестиций, хотя и является полезным для пакистанского
фондового рынка, не в состоянии в ближайшее время дать желаемых
результатов, из-за ограничений в китайской стратегии и сложной
политической обстановки в регионе, затрудняющей взаимодействие. Ситуация
вокруг развития этих двух портов создает интересное окно возможностей
для России, которая может выступить в качестве балансирующей силы между
Китаем, Индией и Ираном.
Российско-иранские отношения
Российско-иранские
отношения часто обсуждаются в связи с взаимными интересами двух стран
на Ближнем Востоке, поскольку как Россия, так и Иран стремятся ослабить
влияние США и играть более важную роль на территории своей общей
периферии. Их партнерство в основном связано с Каспийским морем. Так,
Россия продала иранским компаниям контрольные пакеты акций двух
стратегически важных портов в столице Дагестана Махачкале и Астрахани, а
Иран выступает против роли Азербайджана как ведущего грузоотправителя
на Каспии.
Российско-иранские
политические отношения в течение некоторого времени опережали
экономические связи. Даже несмотря на то, что объем товарооборота в 2016
году вырос на 70-80 процентов, он составил всего 2,2 миллиарда
долларов. Россия пытается привлечь иранские инвестиции в свои
мусульманские регионы. Вероятно, в ближайшем будущем можно ожидать роста
деловых контактов, который может позволить России попытаться
использовать существующие связи между различными этническими и
религиозными общинами в каспийском регионе и Татарстане.
Хотя
у Китая имеется значительно более мощный арсенал финансовых и
экономических инструментов для инвестиций в Иран и углубления связей с
этой страной, именно Лукойл стал первой нефтегазовой компанией,
подписавшей договор с Ираном после введения специально разработанного
нефтяного контракта (Iran Petroleum Contract, IPC). Несмотря на попытки
Ирана наладить местное производство оружия с использованием совместных
предприятий или лицензионных продуктов, российская военная
промышленность стремится закрепить свою долю рынка в Иране, прежде чем
китайский экспорт сможет составить ей конкуренцию.
Учитывая
все эти факты, Чабахар представляет собой экономический и политический
символ для будущей торговли между Россией, Ираном и Индией, которая
фигурирует в региональном балансе сил. Китай вряд ли будет обеспокоен,
учитывая крошечные объемы этой торговли. Однако, символы порождают
развитие регионального сотрудничества и возможность появления новых
каналов поставок, которые в общем и целом будут идти в обход желаемых
маршрутов, в которые инвестирует Китай.
Границы российских интересов в Пакистане
Несмотря
на некоторые шаги по укреплению военных связей с Пакистаном, включая
продажу оружия и совместные учения, экономические интересы России в
Пакистане остаются в лучшем случае амбивалентными, учитывая ее
региональные интересы и вызовы, связанные с Афганистаном. В 2015 году
было подписано соглашение на 2 миллиарда долларов о прокладке
газопровода между Карачи и Лахором, однако российские деловые круги
ограничены в своих возможностях выхода на этот рынок из-за недостатка
знаний, ограниченных областей конкурентных преимуществ и отсутствия
финансирования. Даже в рамках реализации проекта строительства
газопровода ведутся переговоры о снижении российских толлинговых
вознаграждений, поскольку Пакистан воспринимает угрозу конкуренции с
Катаром, как средство давления. Были предприняты определенные попытки
стимулирования инвестиций и торговли между Пенджабом и Татарстаном,
однако они привели к минимальному эффекту для обеих сторон.
Пакистан
публично заявил, что Россия может использовать порт Гвадар для
экспорта. В то же время, Гвадар не является логически обоснованным
транзитным пунктом для российского импорта или экспорта. Теперь Роснефть
владеет портами Вадинар и Гуджарати, после того, как она приобрела
компанию Essar Oil, а транзит российской нефти никогда не пойдет через
Центральную Азию в Пакистан. Россия пытается балансировать между своим
новоявленным интересом к Пакистану и более важными для Москвы
отношениями с Индией. Помимо энергетического сектора, где доминируют
китайские инвестиции, у России нет причин для экономического
взаимодействия с Пакистаном. Пакистан уже потребляет 35 процентов
китайского экспорта вооружений, и пока Россия будет стремиться закрепить
свою долю рынка, Китай прочно займет выгодные позиции. Главной целью
России является улучшение контактов и влияние на Талибан, поскольку
Москва стремится подорвать власть Кабула. Но до тех пор, пока
Таджикистан не вступит в Евразийский экономический союз и не будет
гарантирован транзит через Афганистан и Пакистан в Индию, у России не
будет никаких оснований для более глубокого взаимодействия, кроме
улучшения политических связей в сфере безопасности.
Россия и ОПОП
Учитывая
неопределенную эффективность инфраструктурных инвестиций, китайская
инициатива ОПОП мало чем сможет помочь экономическому росту в транзитных
странах без проведения реформ и ослабления политической напряженности.
Пакистан демонстрирует позитивные признаки.
Тем
не менее, политическая напряженность и проблемы безопасности не
позволят осуществление транзита через Афганистан и надолго отрежут
Таджикистан от торговли с Пакистаном. Россия имеет гораздо лучшие
отношения с Тегераном, чем Пекин, и ее политика в Пакистане должна
рассматриваться через призму более широкого взаимодействия с регионом
Индийского океана. Экспансия Китая в Пакистане обострила вражду между
индийским и пакистанским правительствами, создав для России определенный
простор для маневра. Хотя Китай может утверждать, что его инвестиции
являются взаимовыгодными и не выполняют никакой политической функции,
все же существуют региональные победители и проигравшие.
Мягкие
попытки противостоять ОПОП маскируют расчеты Москвы на то, что
каспийский регион станет препятствием для китайской экспансии. Иран и
Россия предпочитают разделить Каспий между собой и действуют
соответствующим образом. Учитывая ничтожную вероятность крупного сдвига в
пакистано-индийских отношениях, который повысил бы надежность
сухопутных торговых маршрутов через Пакистан и Афганистан, Россия готова
использовать свои главные источники существования – энергоносители и
оружие, в качестве политических инструментов для наращивания
регионального влияния, без выделения гигантских финансовых ресурсов ради
проектов сомнительной экономической ценности. Подход России к
китайско-пакистанскому экономическому коридору является ассиметричным и
заключается в использовании целевых секторов для конкуренции с Китаем
там, где она возможна. Чабахар обеспечит важный канал для этой двойной
игры, независимо от новостей из Гвадара.
Источник: geo-politica.info.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 749
Рейтинг поста: