Кровопролитная
война в Сирии и Ираке стала очередным серьезнейшим и трагическим
испытанием для многострадального христианского населения Ближнего
Востока. Относительно малочисленные и слабозащищенные сирийские и
иракские христиане, а также мандеи и езиды стали довольно легкой мишенью
для радикальных группировок. Тем не менее, достаточно быстро
христианским общинам Сирии и Ирака удалось самоорганизоваться и
сформировать собственные отряды ополчения. О них известно меньше, чем о
легендарных курдских ополчениях. Это и понятно: курдские формирования, в
силу своей численности, вносят важнейший вклад в антитеррористическую
борьбу. Но и христианские отряды героически сражаются с радикальными
группировками — самостоятельно и в союзе с курдами.
Три
крупнейшие этнические группы в общей массе ближневосточных христиан —
это ассирийцы, армяне и арабские христиане (православные и католики).
Ассирийцы, один из древнейших народов Месопотамии, живет на землях
современных Сирии и Ирака тысячелетия. Это — прямые потомки древнего
населения Вавилонии и Ассирии, сохранившие самоназвание «сураи —
ашураи», т.е. «сирийцы» или «ассирийцы». Большая часть ассирийцев,
оттесненных еще в Средние века в труднодоступные горные районы,
занимается сельским хозяйством. Османская империя предпочитала не
вмешиваться во внутренние дела ассирийских общин. В частности,
управление общинами осуществлялось через патриарха Ассирийской церкви
Востока.
Однако,
в годы Первой мировой войны в Османской империи усилились
антихристианские настроения, в конце концов вылившиеся в трагедию 1915
года. В свою очередь, и армяне, и ассирийцы Османской империи взяли в
руки оружие, чтобы защитить себя и отомстить за невинно убиенных
соплеменников и единоверцев. Появились христианские вооруженные отряды,
собственные полководцы. Одним из наиболее известных среди них был Ага
Петрос, возглавлявший Ассирийские добровольческие силы и получивший даже
прозвище «нового Ашшурбанипала».
Воевавшие на стороне Антанты
ближневосточные христиане надеялись, что разрушение Османской империи
принесет им долгожданное избавление от угнетенного положения и позволит
получить автономию, в которой будут уважаться их религия и образ жизни.
После распада Османской империи Ирак оказался под контролем британцев,
Сирия — под контролем французов. И в Ираке, и в Сирии проживало
многочисленное ассирийское население, рассчитывавшее на поддержку со
стороны европейских христианских держав. Но Запад фактически предал
христианское население Ближнего Востока — автономные государства для
христиан так и не были созданы ни на французской, ни на британской
подмандатных территориях.
В 1933 г. произошла знаменитая резня в
Симеле на севере Ирака, в результате которой были убиты несколько тысяч
ассирийцев. После того, как Ирак добился суверенитета, ассирийцы
потеряли в нем даже те права, которыми обладали в Османской империи.
Иракское руководство, стремившееся сформировать единую иракскую нацию,
не было заинтересовано в сохранении национальной самобытности
ассирийского народа. Более того, оно предпринимало шаги для формального
разделения единой ассирийской общности на три народа по
конфессиональному признаку — сирийцев (последователей Сиро-яковитской
церкви), халдеев (последователей Халдейской католической церкви) и
ассирийцев (последователей Ассирийской церкви Востока). Однако, даже
весьма жесткая национальная политика Саддама Хусейна не шла ни в какое
сравнение с теми ужасами, с которыми столкнулись иракские ассирийцы
после начала кровопролитной войны, развязанной ИГ.
В
Ираке один из основных очагов компактного расселения христиан —
Ниневийская равнина. Кстати, еще в 1957 г. христиане составляли 75%
населения Ниневийской равнины. К 2000-м гг. их оставалось не менее
25-30% от общей численности населения этого региона. В снижении
численности христианского населения сыграли свою роль сразу несколько
факторов: особенности демографического поведения христианского населения
(меньший уровень рождаемости по сравнению с арабо-суннитским
населением), заселение территории арабо-мусульманским населением,
массовая эмиграция иракских христиан в страны Европы и Америку. И, тем
не менее, в районе Ниневии присутствовало весьма многочисленное
христианское население — коренные жители этих мест, потомки древних
строителей и обитателей ассирийских городов.
Когда в Ираке, а
затем и Сирии, активизировались вооруженные отряды религиозных
экстремистов, первыми во всеоружии их встретили курды. В этом не было
ничего удивительного, поскольку и иракские, и сирийские курды вели
вооруженную борьбу против правительств своих стран и обладали
собственными боевыми отрядами. Кроме того, курдское население и в Сирии,
и в Ираке весьма многочисленно и имеет развитые связи с курдской
диаспорой, расселившейся по всему миру. Христианское население Ближнего
Востока первое время не уделяло должного внимания созданию собственных
вооруженных формирований, что, по мнению некоторых аналитиков, и привело
к первым внушительным жертвам среди мирного населения. В 2014 г., в
результате начавшегося мощного наступления радикалов из ИГ (запрещенная в
России организация), десятки тысяч иракских христиан были вынуждены
бежать с обжитых мест.
Очень большими были человеческие жертвы — террористы убивали мужчин,
обращали в рабство женщин и девушек. Естественно, что такая ситуация не
могла не вызвать у христианского населения Ирака, а затем и Сирии,
желания сплотиться с оружием в руках для самозащиты и защиты своих
единоверцев и других мирных людей, страдающих от действий террористов.
Многие армяне и ассирийцы вступали в курдское ополчение, в рядах
которого действовали целые христианские подразделения. Однако затем и
сирийские, и иракские христиане, прежде всего ассирийцы, стали создавать
свои отряды самообороны, взяв пример с соседей-курдов.
В 2014
г. стало известно о формировании в Ираке ассирийского ополчения «Dwekh
Nawsha», что значит «Будущие мученики». Его возглавил альберт Киссо, а
обучение личного состава взял на себя подполковник Юсеф Одишо —
ассириец, профессиональный военнослужащий, в прошлом служивший в
иракской армии. Многие бойцы «Dwekh Nawsha» являются членами Ассирийской
патриотической партии — политической национальной организации
ассирийцев, основанной в Багдаде более 40 лет назад, в 1973 году.
Однако, считать «Dwekh Nawsha» вооруженным крылом партии все же не стоит
— это надпартийное вооруженное формирование, созданное для защиты
ассирийского народа от террористов. Оно действует в тесном контакте с
курдским ополчением Пешмерга. Кстати, именно на территории Иракского
Курдистана христиане чувствуют себя в наибольшей безопасности.
В
Сирии еще в 2005 году была основана Партия сириакского союза, которая с
началом в 2011 г. фазы активного вооруженного противостояния в стране
стала позиционировать себя в качестве оппозиции Башару Асаду. Вскоре
партия создала и собственные вооруженные формирования, известные как
«Суторо» (официально — Ассирийское управление безопасности). Перед
ассирийским ополчением была поставлена основная задача — защитить
христианские общины страны от нападений религиозных экстремистов из ИГ и
других группировок. С самого начала, как и в Ираке, сирийские христиане
стали сотрудничать с курдским ополчением — Отрядами народной
самообороны (YPG). В феврале 2013 г. в провинции Хасеке на
северо-востоке Сирии был сформирован Ассирийский военный совет (Mawtbo
Fulhoyo Suryoyo, сокр. МФС) — вооруженное формирование Партии
сириакского союза, которое в 2014 г. влилось в состав курдских Отрядов
народной самообороны.
В городе Эль-Камышлы, что на
северо-востоке Сирии, на сирийско-турецкой границе, базируется еще одно
крупное вооруженное формирование сирийских христиан — «Сооторо» (Силы
обороны Гозарто). Оно было создано местными ассирийцами и армянами для
защиты христианского населения Эль-Камышлы. В отличие от «Суторо»,
«Сооторо» поддерживает союзнические отношения с сирийскими
правительственными войсками, подчиняющимися Башару Асаду. При этом
формально «Сооторо» позиционирует себя как политически нейтральную
организацию. То обстоятельство, что «Сооторо» поддерживает Башара Асада,
является главной причиной размежевания этой организации с «Суторо».
Неоднократно имели место даже вооруженные столкновения между
проправительственной ассирийской милицией и антиправительственными
формированиями, включая и курдские Отряды народной самообороны.
В
настоящее время численность христианских милиций в Сирии оценивается
примерно в 20 тысяч человек. Они вооружены стрелковым оружием и, в
целом, представляют собой значительно меньшую силу, чем курдское
ополчение. Поэтому основной удар террористов принимают на себя курдские
Отряды народной самообороны. Но достается и ассирийским ополченцам,
которые сражаются плечом к плечу со своими курдскими товарищами.
Вооруженная
борьба, которую ведет христианское население Сирии и Ирака, защищаясь
от нападений террористов, вызывает симпатии во многих странах мира с
преобладающим христианским населением. В Сирии и Ираке сражаются
американские и европейские добровольцы, прибывшие сюда из соображений
религиозной солидарности и своих политических убеждений. Как правило,
это представители праворадикальных организаций или их симпатизанты.
Если
леваки предпочитают воевать на той же стороне, но в составе курдского
ополчения, то христианские фундаменталисты присоединяются к ассирийской
милиции. Так, Мэтью Ван Дайк — гражданин США, уроженец Балтимора,
приехал в Ирак как представитель созданной им некоммерческой организации
«Международные сыны свободы». В прошлом режиссер и наемник,
участвовавший в восстании против Муаммара Каддафи в Ливии, Ван Дайк
действует в Ираке как организатор боевой подготовки христианского
ассирийского ополчения. Он присоединился к «Подразделению защиты равнин
Ниневии» — одному из христианских ополчений Ниневийской равнины,
укомплектованному преимущественно ассирийцами. И таких примеров
достаточно много. Чаще всего в Ирак едут бывшие военнослужащие из США,
Канады, Ирландии и Великобритании. Многие из них имеют реальный опыт
участия в войнах и конфликтах и, выйдя в отставку и почувствовав себя не
на своем месте, решили вновь вернуться на службу — только теперь уже в
качестве добровольцев христианских ополчений Ирака.
Тесная связь
американских добровольцев именно с иракскими ополченцами объясняется
тем, что, во-первых, до Ирака проще добраться, во-вторых, США официально
сотрудничают с иракским правительством и с иракскими курдами, что
придает некоторую легитимность участию в боевых действиях на территории
Ирака. Созданная Ван Дайком организация «Международные сыны свободы»
стремится набирать в Ирак исключительно людей с боевым опытом, причем
серьезным. Предпочтение отдается бывшим коммандос и военным разведчикам,
отставным командирам, способным организовать процесс боевой подготовки
христианских ополченцев. На рядовые должности в ополчение желающие есть
всегда — из числа местной христианской молодежи, а вот обучить их,
наладить систему управления, обеспечить инженерную и техническую
поддержку — здесь требуются крепкие профессионалы, прошедшие хорошую
школу в армиях США, Канады или европейских государств.
Примечательно,
что в самом Ираке к участию иностранных добровольцев в боевых действиях
относятся двойственно. Хотя в христианских ополчениях их поддерживают,
иракские эксперты и аналитики более осторожны в своей оценке
«христианского волонтерства». Главная проблема, с их точки зрения,
заключается в том, что присутствие большого количества христианских
добровольцев из стран Европы и США становится дополнительным козырем для
пропагандистской машины ИГ, которая пытается представить войну в Ираке и
Сирии как конфликт западных «крестоносцев» и их пособников с исламским
миром. Примечательно, что против деятельности не только добровольцев из
других стран, но и самих ополченцев выступили некоторые религиозные
деятели восточных христианских церквей, которые убеждены в том, что
защищать христиан Ирака должны власти этой страны. Однако, такая позиция
получила отповедь со стороны международных ассирийских организаций.
Например, в мае 2016 года Ассирийская Конфедерация Европы (АСЕ)
подвергла критике эту позицию религиозных лидеров, заявив, последним не
стоит столь активно вмешиваться в политическую жизнь своего народа.
В
Сирии также воюют многочисленные иностранные добровольцы. Больше всего
их в курдских Отрядах народной самообороны. Героизм воинов Рожавы
впечатляет и вдохновляет многочисленных европейских, американских,
азиатских добровольцев, сочувствующих левым или просто демократическим
идеям. Что касается ассирийских христианских милиций, то иностранные
добровольцы есть и в них. Правда, поскольку деятельность ассирийских
милиций менее известна, в них и меньше добровольцев. Ведь информационное
обеспечение играет очень большую роль в современном мире.
Необходимость
активного участия христианских вооруженных милиций в войне против
террористов в Сирии и Ираке объясняется не только соображениями
самозащиты и борьбы с терроризмом и геноцидом, но и обеспечением
представителям христианского населения реального права принять участие в
определении политического будущего Ближнего Востока после
окончательного разгрома ИГ. Можно сказать, что это — очередной, не
исключено, что и последний, шанс ближневосточных христиан обрести свою
политическую субъектность, хотя бы в качестве автономии.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+