«Никола Тесла» в кольце фронтов
Приближающиеся
президентские выборы в Сербии (первый тур назначен на 2 апреля) – для
властей, безусловно, тема номер один. Шансы премьер-министра Александара
Вучича пересесть в президентское кресло возросли, но, как показывает
практика избирательных кампаний в Европе и США, результаты
волеизъявления граждан не следует предвосхищать заранее.
И
избирательная кампания – лишь один из элементов жизни страны. Не менее
важна повседневная работа правительства по решению насущных
социально-экономических задач. Так, в ближайшее время сербскому
правительству предстоит сделать выбор, касающийся одного из наиболее
амбициозных национальных проектов - модернизации белградского аэропорта
«Никола Тесла».
За
последние 10 лет проходящий через этот аэропорт пассажиропоток
увеличился более чем вдвое, достигнув в 2016 году 4,9 млн человек и
приблизившись к порогу «выносливости» терминала. Как результат – 10
февраля кабинет Александара Вучича объявил конкурс на передачу аэропорта
в концессию сроком на 25 лет с правом распоряжаться всеми движимыми и
недвижимыми активами и проводить лицензионную аэропортовую деятельность.
Цена
вопроса – 250 млн евро инвестиций, которые пойдут в том числе на
сооружение ещё одного терминала пропускной способностью 5 млн пассажиров
в год. Иными словами, в случае реализации проекта аэропорт «Никола
Тесла» сможет принимать вдвое больше пассажиров, чем сейчас, что сделает
его одним из крупнейших транспортных узлов Европы.
Принятие
искомого решения станет для кабинета Александара Вучича непростым
делом. И причина вовсе не в отсутствии достойных претендентов, а в
политической подоплеке вопроса.
Дело
в том, что приведенные выше расчёты потенциальных инвестиций в аэропорт
«Никола Тесла» принадлежат российскому аэропортовому холдингу
«Новапорт», подавшему заявку на участие в концессионном конкурсе.
Одновременно свою готовность инвестировать в белградский аэропорт
выразила другая российская профильная компания – холдинг «Аэропорты
регионов».
Обе
российские компании уже хорошо зарекомендовали себя на рынке и,
безусловно, способны реально помочь белградскому аэропорту. В частности,
«Новапорт» владеет 12 региональными аэропортами России – от
Калининграда до Читы. Компания «Аэропорты регионов» также располагает
серьёзными возможностями и опытом. На её балансе в настоящее время –
четыре аэропорта, в том числе «Кольцово» в Екатеринбурге с
пассажиропотоком в 4,2 млн человек в 2016 году.
Так
что с точки зрения финансово-экономических возможностей развития
аэропорта «Никола Тесла» претензий к российским компаниям быть не может.
Однако есть ещё и политические соображения. Руководство Европейского
союза уже уведомило кабинет Вучича о нежелательности победы российских
компаний в свете «санкционной войны», объявленной Брюсселем Москве.
Какие
же претензии к российским претендентам? По «Новапорту» - тот факт, что
нынешний совладелец холдинга Роман Троценко в 2012-2015 годах возглавлял
швейцарскую «дочку» компании «Роснефть» Rosneft Overseas, а ранее
являлся советником главного исполнительного директора этой нефтяной
компании Игоря Сечина. Доверить такому человеку белградский аэропорт
было бы со стороны Сербии преступлением перед санкционной политикой
Брюсселя и могло бы стать препятствием к вступлению Сербии в ЕС, считают
в Еврокомиссии. Что же касается «Аэропортов регионов», то
нежелательность победы этой компании на тендере в Сербии даже не связана
с кадровыми вопросами, а определяется просто тем, что она – российская.
Чтобы
не допустить победы российской заявки на концессионном конкурсе по
аэропорту «Никола Тесла», Брюссель и прозападные круги в Белграде
подготовили сразу два плана. «План А» предусматривает фиксированную
победу в конкурсе германской транспортной компании Fraport AG (хотя
данная компания сознаёт ограниченность своих ресурсов и не горит
желанием браться за модернизацию «Николы Теслы»).
«План
Б» исходит из наличия в конкурсных требованиях условия, согласно
которому претендент должен владеть и управлять аэропортом, ежегодно
принимавшим за два последних года свыше 5 млн пассажиров. На этом
основании весь концессионный конкурс может быть объявлен
недействительным, если во второй этап выйдут лишь российские компании,
поскольку обе они близки к выполнению вышеуказанного требования, но ещё
не выполнили его. И в этом случае соображения экономической
эффективности и интересов пассажиров вступят в конфликт с
бюрократическими соображениями.
В
обеих российских компаниях предлагают свои варианты решения проблемы. В
частности, в компании «Новапорт» отмечают, что, если вышеуказанное
условие не будет отменено, и «Новапорт», и «Аэропорты регионов» готовы
найти партнёра. Другой вариант – расширение указанного условия
посредством совокупного учёта всех активов заявителя, которые в случае с
российскими компаниями намного превышают отметку в 5 млн пассажиров.
Российские
инвестиции в модернизацию аэропорта «Никола Тесла» могут стать одним из
ключевых экономических проектов для Сербии, каким ранее стала
модернизация (а по сути – спасение от банкротства) ещё одной российской
компанией «Газпром нефть» сербского предприятия Naftna Industrija Srbije
(NIS). К слову, именно NIS поставляет топливо для «Николы Теслы», и
реализация инвестиционных проектов российских компаний по аэропорту
создаст выгодную Сербии единую транспортно-энергетическую
инфраструктуру.
Однако
для этого правительству кандидата в президенты Александара Вучича
необходимо сделать два шага. Первый: отказаться выполнять пагубные для
финансовых и социально-экономических интересов страны рекомендации из
Брюсселя. Второй: содействовать проведению концессионного конкурса по
аэропорту «Никола Тесла» в соответствии с принципами экономической, а не
политической целесообразности. Так мало и так много для сторонника
евроатлантизма! Тем более, когда Запад наращивает давление на Россию.
«Россия сознательно проводит в Сербии стратегию дестабилизации. Это повод для серьезного беспокойства», - трубит председатель комитета Европарламента по международным отношениям Дэвид
МакАллистер. По его словам, Москва наращивает влияние в Сербии, несмотря
на то что эта страна является официальным кандидатом на вступление в
ЕС. А самое плохое в глазах МакАллистера – это то, что «Россия воспринимается сербским обществом как главный союзник».
Германскому политику ответил со страниц сербского еженедельника «Печат» журналист Драгомир
Анджелкович. «Россия — надежная опора официального Белграда, кто бы ни
был в Сербии у власти и насколько корректно он к Москве ни относился бы.
Россия, в отличие от западных центров власти, не вмешивается в наши
политические игры, тогда как местные евроатлантические активисты в них
грубо лезут».
Добавить к этому нечего. Особенно в канун президентских выборов в Сербии.
Источник: fondsk.ru.
Рейтинг публикации:
|