Не секрет, что новой американской администрации
досталось не самое лучшее наследство на Ближнем Востоке. Политика
экс-президента Барака Обамы была запутанной и непоследовательной.
Декларируемые
цели и используемые средства их реализации плохо соотносились между
собой. Попытки превратить врага – Иран в партнера не принесли Вашингтону
особых дивидендов, но поссорили США с традиционными союзниками.
Объявленная
задачей Америки борьба с терроризмом плохо сочеталась с поддержкой
исламистских радикалов по всему БСВ, будь то «Братья-мусульмане», особо
любимые Госдепом, поставившим на них в «арабской весне» со списанием
военных режимов и авторитарных лидеров, или ультраконсервативные
группировки типа «Аль-Каиды», используемые для проведения своей политики
Саудовской Аравией и Катаром.
Похоже, что никакой продуманной стратегии действий на Ближнем и
Среднем Востоке ни администрация Трампа, ни ее аналитики не имеют.
Однако они стараются как минимум не повторять ошибок предшественников.
Это помимо прочего означает: их ошибки будут другими. Впрочем, заметная
активизация американских военных и опора в ключевых точках на
собственные силы традиционна для республиканцев. При этом многие решения
приходится принимать быстро, на ходу меняя привычный для Пентагона и
ЦРУ формат работы, в которой упор делался не столько на результат,
сколько на его демонстрацию руководству ради откровенного пиара
президентской администрации в очередной избирательной кампании. О
разбазаривании бюджетных средств умолчим. Их выделение на программы
поддержки «умеренной оппозиции» в Сирии стало иллюстрацией того, почему
настолько провальна американская политика в регионе.
Отечественные
эксперты в связи с активизацией военно-политической деятельности России
в регионе, в первую очередь в Сирии, разбирают не только политику
Соединенных Штатов, их союзников по НАТО и региональных партнеров,
борющихся между собой за влияние на Вашингтон и роль главного
американского союзника, но и доминирующие тенденции в аналитических
разработках, подготовленных для Белого дома экспертным сообществом США.
Изменения в американской политике между тем заметны не только на таких
традиционных ближневосточных плацдармах, как Сирия, Ирак, Йемен,
Персидский залив и Турция, но и на далекой периферии региона – в Сахеле.
Рассмотрим некоторые аспекты, опираясь на материалы экспертов ИБВ А. А.
Быстрова, П. П. Рябова и Ю. Б. Щегловина.
Плюсы и минусы новой стратегии
В
Сирии нарастают разногласия между Турцией и США по «курдскому вопросу».
Анкара настаивает на участии своих войск в освобождении Ракки и считает
террористами курдов из Сил демократической Сирии (СДС), ведущих бои с
ИГ. США перебрасывают туда морскую пехоту, спецназ и гаубицы. И через
курдов апеллируют к России, прося перекрыть с помощью сирийских
правительственных сил ряд направлений продвижения протурецких
группировок к городу Манбидж. Задержка операции под Раккой связана с
нежеланием Вашингтона подпускать туда турецкую армию. Анкаре это
разъяснили во время переговоров начальников генштабов России, США и
Турции в Анталии. Отказываться от участия курдов в составе СДС при
штурме Ракки американцы не намерены, хотя уверяют Анкару, что саму Ракку
будут штурмовать арабские части СДС при активной поддержке американских
морпехов. Главная причина задержки наступления на Ракку – дефицит
поддержки с воздуха, так как авиация коалиции сейчас действует под
Мосулом.
Характерно, что США планируют перебросить дополнительный
воинский контингент в Афганистан в соответствии с новой стратегией
действий на БСВ. Об этом заявил 8 марта на слушаниях в комитете по делам
ВС сената конгресса США глава Центрального командования вооруженных сил
США (СЕНТКОМ) генерал Джозеф Вотел. Новая стратегия Пентагона, которую
одобрил Трамп, – решение вопросов противостояния с радикальными
группировками в опорных для безопасности США точках за счет собственных
сил. Новый президент США не доверяет долгоиграющим комбинациям. Пентагон
продолжает подготовку местных сил, но эта политика потерпела фиаско.
Плюсы новой стратегии – быстрота решения задач по разгрому основных сил
джихадистов, минусы – ввязывание в партизанские войны. При этом основные
конфликты не урегулируются из-за противоречий местных элит и
деятельности внешних спонсоров.
Любопытно, что согласно докладу
американских военных аналитиков о перспективах активности «Аль-Каиды» в
Сирии группы противников Асада, аффилированные с этой организацией
(запрещенной в России), – наиболее эффективная военная сила,
противостоящая Дамаску, что позволяет им поглощать мелкие банды
оппозиции. При этом растет число недовольных влиянием «Джебхат
ан-Нусры», которая в сентябре 2016 года трансформировалась в «Джебхат
Фатх аш-Шам» (в России также запрещена). Американские аналитики
ассоциируют новый альянс с «Аль-Каидой» и полагают, что после разгрома
«Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) США и их союзники
направят основные военные усилия на нее. Вопрос, как это будет
сочетаться с курсом США на реанимацию регионального стратегического
партнерства с Саудовской Аравией (КСА) как основным спонсором «Джебхат
Фатх аш-Шам», американцами не задается. Причем помимо исламистов
инструментов укрепления своего влияния в регионе Эр-Рияд не имеет.
В
отличие от того, что утверждают американские аналитики, ИГ с момента
создания в Сирии как минимум не уступало «Джебхат Фатх аш-Шам» по
боевому потенциалу, а в ряде случаев превосходило его. Достаточно
посмотреть на зоны влияния в Сирии, чтобы убедиться: ИГ держало под
контролем вдвое большие территории в ключевых точках приграничья с
Турцией, где сосредоточены основные логистические коридоры
материально-технической помощи, а также по реке Евфрат, через которые
шли основные каналы товарного потока и контрабанды нефти. Даже сейчас
зоны влияния ИГ больше, чем у «Джебхат Фатх аш-Шам». Причина – ясная
программа административно-государственного устройства (точнее,
хозяйственной автономии), которую предложило ИГ сирийским суннитам.
«Джебхат Фатх аш-Шам» же всегда делала упор на борьбу с Ираном и
свержение Асада. В КСА не утруждались разработкой схем государственного и
административного устройства, а просто покупали лояльность населения.
В
основе успеха экспансии исламистов в Сирии два фактора. Во-первых,
нежелание администрации Обамы вкладывать ресурсы в формирование
«светской оппозиции», что не раз предлагала сделать Анкара, взяв за
основу Сирийскую свободную армию (ССА), которая в начале гражданской
войны состояла из суннитов, дезертировавших из армии. Это привело к
исламизации оппозиционного движения под эгидой саудитов, которые
подключили к его поддержке обиженных невниманием американцев турок.
Во-вторых, любая экспансия стоит денег. Костяк «Джебхат Фатх аш-Шам» на
70 процентов – иностранцы, которые бесплатно не воюют. Рецепт борьбы с
радикалами прост – действия против их спонсоров, а это КСА и в случае ИГ
– Катар. Уязвимая точка всех докладов экспертного сообщества США в
отношении исламистского терроризма – уход от акцентирования роли
зарубежных спонсоров террористических групп.
Американцы
рассматривают такие особенности тактики «Джебхат Фатх аш-Шам» как
публичную компрометацию враждебных ей повстанческих организаций
(особенно связанных с США), а затем их изоляцию или поглощение. Они
прогнозируют стычки «Джебхат Фатх аш-Шам» с другими крупными игроками
вооруженной оппозиции в Сирии, которые будут нарастать по мере снижения
влияния ИГ, в первую очередь протурецкими «Ахрар аш-Шам» и «Джейш
аль-Ислам». Существенно, что минимизация саудовского влияния на севере
Сирии будет зависеть от того, в какой степени заверения турецкого
президента о приверженности борьбы с «Джебхат Фатх аш-Шам» воплотятся в
жизнь. Базой «Джебхат Фатх аш-Шам» стал Идлиб, что делает провинцию
основной целью для России и ее союзников. Разгром этой группировки в
Идлибе необходим для снижения ее влияния в Сирии.
Компромиссы и компроматы
Кризис
в отношениях Абу-Даби с Эр-Риядом и «законным» йеменским президентом А.
М. Хади нарастает. Кульминацией конфликта стали события в феврале,
когда отряды сына президента Насера попытались взять под контроль
аэропорт Адена, натолкнувшись на сопротивление не только охранявшей
терминалы проэмиратовской милиции Security Belt, но и ВВС ОАЭ. Абу-Даби в
отличие от Эр-Рияда продемонстрировал свое непосредственное участие в
конфликте. Суть его в монополизации Эмиратами основных каналов
контрабанды и поставок оружия в страну через южнойеменские логистические
маршруты: порты в Адене, Мохе, Хадрамауте и аэропорт в Адене. Это
выводит из игры и А. М. Хади, и отряды исламистской партии «Ислах» во
главе с вице-президентом Али Мохсеном аль-Ахмаром. ОАЭ взяли под
контроль канал поставок оружия (в основном с Украины) для снижения до
минимума их способности влиять на ситуацию в стране, отодвинув от
основных финансовых потоков. Причина этого – нежелание Абу-Даби
ренессанса в Йемене сил, являющихся составной частью движения
«Братья-мусульмане».
Вмешательство
саудитов и втягивание в посредничество США в лице их дипломатов в
Абу-Даби не изменили позицию ОАЭ (наследного принца Мухаммеда бен Заеда
аль-Нахаяна). Попытки КСА и представителей «законной власти» Йемена
обсудить компромиссные варианты решения проблемы вроде совместной охраны
аэропорта в Адене были отвергнуты. Налицо кризис саудовско-эмиратовских
отношений, пока применительно к йеменской ситуации. От КСА в процессе
«примирения сторон» выступили король Сальман и его сын – министр обороны
и наследник наследного принца Мухаммед бен Сальман. Сначала в Абу-Даби
они отправили для переговоров командующего силами спецназа КСА Фахда бен
Турки аль-Сауда, а затем и самого А. М. Хади. Но переговоры
провалились, хотя король Сальман отправил наследному принцу ОАЭ
послание, в котором выражал «надежду, что существующий инцидент будет
исчерпан до его отъезда в азиатское турне в конце февраля».
Во
время встречи в Абу-Даби 27 февраля, где помимо наследного принца
присутствовал куратор разведки ОАЭ и помощник главы Высшего
национального совета по безопасности Али бен Хамад аль-Шамси, кроме
обвинений в поддержке Хади сторонников «Братьев-мусульман» из партии
«Ислах» были предъявлены улики – по крайней мере 14 высших функционеров
«Ислаха» ассоциируются с принадлежностью к «Аль-Каиде Аравийского
полуострова» (АКАП).
Факты, добытые спецслужбами ОАЭ, были
настолько убедительны, что Хади пообещал немедленно переговорить с
генсеком партии «Ислах» Мухаммедом аль-Ядуми о неотложном исключении
указанных лиц из партии и дистанцировании от них. В ответ на предложение
Хади организовать совместную охрану аэропорта Адена с участием отрядов
под командованием его сына Насера президенту Йемена предъявили
материалы, согласно которым именно Насер организовал на юге Абъяна
(родовой вотчины клана Хади) тренировочные лагеря, в которых
дислоцируются в том числе боевики и эмиссары АКАП, активно участвующие в
деятельности подконтрольных ему формирований.
В ОАЭ знают, что
АКАП для США – главная угроза на Аравийском полуострове, и именно для
ликвидации этой структуры они действуют в Йемене. Любого президента
Йемена Вашингтон оценивает прежде всего по его готовности сражаться с
АКАП. Абу-Даби скомпрометировал в глазах Вашингтона не только А. М.
Хади, но и его саудовских кураторов. ОАЭ не приветствуют желания новой
американской администрации ставить в стратегическом региональном
сотрудничестве на КСА и демонстрируют с уликами в руках (на переговорах
присутствовали американские дипломаты, сообщившие в Вашингтон об
итогах), что это решение может привести к непредсказуемым результатам.
Удачный ход и точно выверенное воздействие на болевые точки американской
внешней политики в области безопасности, что наверняка не останется без
последствий как в многоходовой комбинации по установлению доминирования
той или иной монархии Залива в Йемене, так и в борьбе за усиление
позиций в самих США.
Миссионеры против партизан
Основные
усилия американцев направлены на борьбу с ИГ и «Аль-Каидой» в силу
исторических причин противостояния с этой группировкой. В то же время
различные исламистские формирования Северной Африки остаются на
периферии внимания прессы и политиков, хотя и представляют большую
угрозу для стран, в которых действуют. Речь в первую очередь о
сомалийской «Аш-Шабаб» и «Боко харам», активной в Нигерии и соседних
государствах Сахары и Сахеля. Сейчас активность в противостоянии с «Боко
харам» растет, что, по мнению экспертов, связано с программой борьбы,
разработанной национальной разведкой США согласно принятому 14 декабря
2016 года законопроекту, инициированному сенатором от штата Мэн С.
Коллинзом. Перед спецслужбой поставили задачу оценить недостатки
задействованных США сил и средств, прежде всего разведки, противостоящих
террористам. США вновь начали активно работать над усилением
разведывательного потенциала страны, причем главная часть работы в
Северной Африке – с агентурой – возложена на британцев.
Под
нажимом американских партнеров Лондон решил интенсифицировать свои
усилия в рамках НАТО по проведению совместных мероприятий в отношении
«Боко харам» в Нигерии. До того основная активность Великобритании была
сосредоточена на предупреждении распространения влияния этой группировки
за пределы северной Нигерии. Под этой дипломатической формулировкой
скрывается консультативно-учебная поддержка подготовки сотрудников
спецслужб и армий государств, где действуют террористы. Начиная с 2014
года британцы обучили порядка 22 000 нигерийских военных, большая часть
которых прошла тренинг по контрпартизанской войне. Как предполагается,
британский и канадский спецназ примет непосредственное участие в рейдах
нигерийских силовиков, также будет координировать работу БЛА по сбору
развединформации. Обычно эти действия спецназа означают подготовительную
стадию к применению штурмовой авиации.
МИ-6 предписано усилить
обмен разведданными с французскими и американскими коллегами. Лондон
готов выделить пять миллионов фунтов стерлингов на экипировку и
содержание многонациональных сил африканских стран Multinational Joint
Task Force (MJTF), куда вошли воинские контингенты Чада, Камеруна,
Нигера и Нигерии. При этом не решен вопрос о налаживании координации
между командованием этих сил, поскольку власти Нигерии не хотят видеть
на своей территории чадцев, отчего в прошлом не раз возникали конфликты.
Президент И. Деби год назад вывел воинский контингент из приграничных с
Нигерией областей и сосредоточил его в районе озера Чад (где проходят
основные транснациональные торговые и контрабандные пути, а также каналы
материально-технической подпитки террористов «Боко харам») и в столице
страны Нджамене, что было вызвано волнениями оппозиции. В районе озера
располагаются два крупных лагеря для беженцев из Нигерии, являющихся
тыловыми базами террористов.
Основной причиной вывода чадских
военных, ослабившей фронт противостояния со сторонниками «Боко харам» и
контроль их перемещений через границу в глубь Нигерии, стали финансовые
причины. Париж навлек на себя гнев чадского лидера из-за массовых
задержек выплаты содержания воинскому контингенту. Поскольку большинство
чадских военных – бывшие члены дарфурского повстанческого Движения за
справедливость и равенство (ДСР), вопрос оплаты их контракта стоит
остро. ДСР – наемники, за плату воюющие за кого угодно, – от М. Каддафи
до властей Южного Судана. Значительная часть выделяемой британским
правительством суммы помощи пойдет на их оплату, полагают эксперты.
Отметим,
что Лондон более не будет в соответствии с разделением обязанностей
между партнерами по НАТО заниматься воздушной и радиоразведкой с
задействованием в этих целях дронов. Эта миссия полностью ложится на
плечи американцев, которые разместили в Нигерии порядка 200 военных
рейнджеров и несколько беспилотников. Ожидается, что в ближайшее время
США усилят стационарную систему перехвата телефонных переговоров и
интернет-трафика. То есть американцы берут на себя сферы
военно-технической и разведдеятельности, где они традиционно сильны.
Благо, эти направления требуют наличия соответствующего
материально-технического потенциала, который у большей части союзников
Вашингтона слабее. Это в полной мере доказала операция «Серваль», в
которой Франция не справилась с изначально поставленными задачами по
борьбе с террористами в Сахаре и Сахеле.
Кроме указанных областей
сотрудничества с местными правительствами, Лондон принял на себя
финансирование проектов не только в области безопасности, но и в
социальной сфере. В частности, британский Департамент по иностранному
развитию (DFID) выделил 80 миллионов фунтов на поддержку социальных и
инфраструктурных проектов в Северной Нигерии, в дополнение к 90
миллионам, которые потрачены на аналогичные цели с 2014 года. Британские
спецслужбы в Нигерии активно работают под прикрытием таких проектов.
Социальная сфера дает хорошие возможности вербовать информаторов во всех
слоях общества. Что в свое время было в России во время военных
действий на Северном Кавказе...