Уловив удивленный взгляд, рассказал анекдот, как пограничник с собакой пошел в ночной дозор. Зашли в лес – и вдруг в кустах зашуршало что-то подозрительное. Пограничник отстегнул поводок и скомандовал овчарке: «Фас!». Но умный пес повертел хвостом и говорит: «А можно я отсюда погавкаю?».
Уголовники в мундирах
«Так и наши силовики, – продолжил Петр. – Как увидят какое-нибудь преступление, какое-нибудь нарушение, даже обычную драку, сразу «уходят в нейтралитет», ожидают результатов стычки. А когда «отсвистят пули», зафиксируют последствия и на том считают свои обязанности выполненными».
Этот рассказ милицейского подполковника я часто вспоминал, путешествуя по Украине. Милиция, которая здесь, как и в России, стала полицией и приобрела новые знаки различия, действительно не спешит наводить порядок. Может быть, в другое время это было бы и нормально, ведь приятно же удивляться тому, что в западных странах почти не видно полицейских, а законность блюдется. Но сейчас, когда Украина буквально завалена оружием, когда все споры, будь они экономические, политические, дорожные или футбольные, решаются в основном силой, очень нужна твердая позиция правоохранителей.
Но ее как раз и нет. В чем причина? Во-первых, в огромной нехватке личного состава, объясняют эксперты. Во-вторых, в отсутствии у полицейских опыта, так как на место люстрированных специалистов пришли абсолютно необученные люди. В одном из областных южных городов был случай, когда пьяные мужики бандитского вида и поведения буквально издевались над полицейскими, а те даже не пытались за себя заступиться. Сумели лишь вызвать коллег, которые также молча сносили оскорбления. Закончилось все увольнением правоохранителей.
Но главная причина столь вялого и трусливого исполнения полицейскими своих обязанностей, как считают многие политологи, кроется в наличии в верховном руководстве страны людей, которым такое («А можно я отсюда погавкаю?») состояние правоохранителей выгодно. Для разъяснения я обратился к Анатолию Комару, с которым подружился во время службы в группе советских войск, потом он долгие годы служил в украинской прокуратуре. Не так давно он уволился, но связь с силовиками еще не потерял. Показательно, что Комар родом с Западной Украины, но вопреки распространенному мнению про «западенцев» как движущей силе майдана рассуждает и оценивает состояние дел в стране очень здраво: «Конечно, такие люди в нашей стране есть, фактически это все наши богачи. Им легче, опираясь на тугие кошельки, решать дела с полунищими затурканными и запуганными правоохранителями. Кроме того, все они имеют оружие. И не только охотничье, а боевое, часто наградное. Недавно появилась информация, что администрация президента (точнее говоря, это сам Петр Порошенко), Служба безопасности Украины и Министерство внутренних дел за неполных три года после победы «революции гидности» наградили огнестрельным оружием целую армию – 2367 человек.
Депутат Верховной рады Сергей Пашинский, вывозивший с майдана снайперскую винтовку и впоследствии возглавивший администрацию президента Украины, недавно из пистолета расстрелял безоружного жителя пригорода Киева Вячеслава Химикуса, который попал в госпиталь. Сейчас по делу начались допросы, но Пашинскому это, как говорит современная молодежь, по барабану. Такую полицию он не уважает и не боится, и ее полупарализованное состояние его очень даже устраивает».
Но главный сторонник и исполнитель плана по уменьшению возможностей правоохранителей – сам министр внутренних дел Арсен Аваков. Ларчик открывается просто – у руководителя МВД имеется в подчинении еще одно войско. Как известно, на Украине широкое развитие получило так называемое добровольчество. Расстроенные российским выбором крымчан, резкой реакцией жителей Донбасса на майдан и опасаясь «скорого и неизбежного вторжения оккупантов», о котором день и ночь трубит телевизионная пропаганда, многие клюнули на эту приманку – записались в добровольцы. Сейчас большинство украинцев поняли, что это было разводилово, позволяющее власть имущим приумножить свои капиталы, и вернулись к мирной жизни. Но самые отпетые и прыгучие остались в добровольцах. Преимущественно из них формируется несколько видов воинских частей. Это батальоны территориальной обороны (БТРО), относящиеся к вооруженным силам, национальной гвардии (бывшие внутренние войска), специального назначения МВД, а также добровольческий корпус «Правого сектора». Надо сказать, что по качеству подготовки и вооружению между ними нет особых различий – это довольно слабые, анархистского толка организации, вооруженные стрелковым оружием. Они очень редко демонстрируют дисциплину в бою, а уж слово «субординация» здесь просто ругательное. Конечно, такие подразделения следовало бы запретить. Но состояние армейских частей ничем не лучше.
Главная разница между этими батальонами – в ведомственной принадлежности. Их совсем немного в подчинении военного ведомства (самый известный – «Айдар»). На пальцах одной руки можно пересчитать батальоны национальной гвардии и так называемого добровольческого корпуса «Правого сектора». Но в МВД под Аваковым свыше тридцати рот и батальонов таких архаровцев. Они как бы подчиняются управлениям внутренних дел разных областей: «Азов» – Киевской, «Днепр» – Днепропетровской и так далее, но на самом деле это армия министра. Что там за публика, можно судить по всколыхнувшему страну делу роты патрульной службы «Торнадо» Главного управления МВД Украины в Луганской области. Само название стало символом насилия. Во главе «Торнадо» стоял трижды судимый криминальный авторитет Руслан Абальмаз (перешел на фамилию жены – Онищенко), которому Аваков присвоил звание лейтенанта милиции. Фактическим же лидером так называемой добровольческой роты был пять раз судимый гражданин Дякон (прозвище Толстый). Каждый четвертый боец «Торнадо» посидел на нарах. Неудивительно, что рота представляла собой вооруженную банду уголовников, которые грабили, отбирали автомобили, убивали, насиловали. Полная аналогия с гаитянскими «добробатами» тонтон-макутов конца 50-х годов, служившими диктатору Дювалье и потрясшими мир своей жестокостью. Другие батальоны не столь уголовные, но тоже «боевые». Штатная численность каждого подразделения – от 30 до 400 человек, набирается мощная группировка. То есть у Авакова как бы одна рука – правоохранители, а вторая – анархисты, хулиганы, уголовники.
Вакантная корона
Логика руководителя украинского МВД проста: зачем ему усиливать милицию, если очень скоро придется делать ставку на добровольцев? Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять: при освобождении президентского кресла в последующей борьбе за власть все средства хороши. А о том, что такое время приближается, говорят многие факторы.
Это падение до нулевых отметок рейтинга нынешнего президента. Недавно покупая «его торт в его магазине», разговорился с продавщицей и та, посетовав на тотальное ухудшение жизни, к моему удивлению, высказала немыслимую еще полгода назад идею: «Президента этого гнать и вернуть старого – Януковича, а премьер-министром назначить Юльку».
Это наблюдаемая во всем мире головная боль от Украины, от ее нежелания выполнять Минские соглашения, от разгула коррупции и беззакония.
Но главное обстоятельство предстоящих на Украине изменений – победа республиканца Трампа на выборах президента США. Собственно, он-то и будет решать судьбу нынешнего руководителя незалежной. Как считают многие политологи, жесткий и бережливый Трамп изберет чилийский сценарий: будет подыскан киевский Пиночет, который твердой рукой решит украинские проблемы, не перекладывая их на иностранных партнеров, «бо спонсоры втомылыся». Это должен быть сильный, волевой, властолюбивый, если хотите, с амбициями Наполеона политик, который в случае необходимости сумеет совладать со всякого рода оппозиционерами, противниками и прочими несогласными. При этом останется послушным Америке.
Кандидатов называют трех. Самый искушенный – затаившаяся в последнее время на политическом дне Юлия Тимошенко. Кстати, подобная тактика действительно повышает ее рейтинг. По своим волевым качествам она также может удовлетворить предъявляемым требованиям: давно известно, что среди украинской элиты есть только один политик с мужским характером – это как раз Юлечка, так ее любовно кличут некоторые жители страны. Но только некоторые. Большинство же украинцев за прошлые выкрутасы зовут ее Ведьмой с косой.
Еще один претендент – экс-руководитель СБУ Валентин Наливайченко. У него есть преимущество перед другими кандидатами: по сообщениям СМИ, он давний агент спецслужб США, близкий и верный им человек. Опять же в дружеских отношениях с лидером «Правого сектора» Дмитрием Ярошем. Но Наливайченко вряд ли годится в Пиночеты – человек он, откровенно говоря, слабовольный. Стоял во главе СБУ, мощнейшей спецслужбы страны, но после первого же пинка пост бросил и бежал.
Как можно догадаться, третий и наиболее подходящий для сурового президентства претендент – Арсен Аваков. У него есть все необходимое американцам: наполеоновские амбиции, мощная силовая поддержка и жуткое желание служить Дяде Сэму.
Реальностью Украины является доминирование в политической жизни страны, как принято говорить, понаехавших – евреев, литовцев, поляков, американцев, грузин. Удивительная ситуация для государства, насчитывающего около сорока миллионов образованных и трудолюбивых представителей титульной нации. Тем не менее появление армянина на президентском троне будет воспринято нормально – в отличие от политических гастролеров типа Михаила Саакашвили Аваков почти всю жизнь провел на украинской земле. Он сын военного летчика, родился в Азербайджане, в двухлетнем возрасте с родителями переехал в Харьков, где в дальнейшем жил и учился.
Что касается его политического пути, то он также не выходит за пределы украинской традиции: это готовность пойти на союз с кем угодно, лишь бы получить власть и конвертировать ее в богатство. Одно время он входил в круг друзей президента Виктора Ющенко, назначившего его губернатором Харьковщины. А когда маятник удачи качнулся в другую сторону, Аваков, ни минуты не колеблясь, стал человеком Тимошенко. После победы «революции гидности» вошел в политсовет партии «Народный фронт», организованной оголтелыми националистами. Среди его соратников – бывший премьер правительства Арсений Яценюк, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов, председатель Верховной рады Андрей Парубий – все, как на подбор, отпетые русофобы и сторонники решать любые проблемы силой. Короче, претендент Аваков – настоящий современный украинский политик – без совести, самоуважения, стыда. Впрочем, приоритет у него имеется – деньги. И на поприще бизнеса он преуспел, войдя в число 200 самых богатых граждан страны.
Ощущая ответственность наступающего момента, Аваков наращивает усилия по продвижению в обществе своей кандидатуры. Тут все средства хороши. К примеру, из розданных в качестве награды 2367 единиц огнестрельного оружия, о которых уже шла речь, 2200 – из его рук. И ладно бы раздавал пистолеты украинским джеймсбондам, а то ведь одаривает близких и нужных людей. Шесть единиц оружия он вручил своему советнику Игорю Котвицкому, которого, кстати, называют «кошельком Авакова». По четыре ствола получили бывший и нынешний председатели правительства Украины – Арсений Яценюк и Владимир Гройсман. По три – уже упоминавшийся Александр Турчинов и Виктор Назаренко, глава госпогранслужбы. Тех же, кого Аваков наградил всего двумя стволами, просто не упомнишь. Среди получивших оружие – 88 депутатов Верховной рады, в том числе тот самый Пашинский.
Что показательно, кроме «близких и нужных», в списке награжденных огромное число журналистов – газетных обозревателей, телеведущих, начальников теле- и радиоканалов. Подвигов, разумеется, за ними никаких не числится, но Арсен Борисович смотрит далеко вперед – ему нужны сторонники в СМИ. Тем более что нынешние его промоутеры свою работу завалили. Речь о его советниках – Зоряне Шкиряке и Антоне Геращенко. Можно только удивляться, почему столь тонкое дело, как рекламное продвижение, было поручено таким неподготовленным людям. Оба стали персонажами анекдотов не случайно.
Был в гостях в киевской семье. Неожиданно застолье прервалось – по телевизору показали, как на столичной улице один из бывших участников антитеррористической операции без всякой видимой причины кинул в толпу гранату, от взрыва которой погибли несколько «побратимов». Что случилось? На экран выплывает лицо Шкиряка, который сообщает: расследование еще не началось, но уже виден... след Кремля. И сидящие за столом люди, минуту назад обвинявшие Россию в агрессии, начали ржать, передразнивая аваковского советника: «Да, это же сам Путин бросил».
Из той же серии Геращенко. Как всем толстым и мешковатым людям, ему хочется выглядеть стройным, грозным, беспощадным. Потому его риторика иногда даже грознее коллеги Шкиряка: «Во всем виноват Путин, воевать с ним будем до победного».
Кстати, в украинских СМИ появилась оценка деятельности советников Авакова: никто не сделал для дискредитации Украины так много, как эти два бойца информационного фронта. Так что их шеф вынужден задабривать пистолетами журналистов.
Но вряд ли он откажется от своих помощников – в украинских СМИ встретилась информация о «большой, настоящей, мужской дружбе» этих людей. Впрочем, Аваков и сам предпринимает информационные акции. 17 января, выступая на коллегии государственной пограничной службы Украины, он неожиданно поставил задачу: быть готовым в короткие сроки вернуть Донбасскую и Луганскую области. Что тут началось! Военные и гражданские аналитики буквально зависли над картами, выискивая то место, где будет совершен этот «Аваковский прорыв», с которого начнется закрытие границы с Россией. Лишь теперь стало понятно, что это был некий мессидж за океан – он уже готов отвечать за всю страну. Такова историческая традиция: вслед за революцией всегда приходит реакционер Наполеон.
Есть старый анекдот: в железнодорожном купе едут прекрасная блондинка и горячий представитель Кавказа. Мужчина не сводит глаз с собеседницы, но красавица сообщает, какие ей нравятся исключительно индейцы, евреи и армяне. «Позвольте представиться, – привстает кавказец. – Чингачгук Моисеевич Авакян». Такое ощущение, что скоро в американском Белом доме появится мужчина с синим украинским паспортом и доложит на входе: «Наполеон Пиночетович Аваков прибыл!».