Кризис в Йемене и перспективы российской дипломатии
Обзорный материал по йеменской войне и перспетивам дипломатии России в отношениях с участниками этой войны.
Кризис в Йемене и перспективы российской дипломатии
Начавшаяся в январе 2011 г. «арабская весна» погрузила регион Ближнего
Востока, который и до того нельзя было назвать бастионом стабильности, в
период затяжной турбулентности. За первой волной народных волнений в
Тунисе и Египте, приведших к смене власти, последовали массовые
протестные выступления в целом ряде стран региона. Где-то, как в
Иордании, Марокко, Алжире, правительствам удалось нейтрализовать их
путем уступок и мер социального и политического характера. Где-то, как в
Бахрейне, протесты получилось подавить силой. Где-то, как в Ливии и
Сирии, они вошли в неконтролируемую фазу и привели к внутреннему
гражданскому конфликту. Особняком стоит ситуация в Йемене, где
проходившие поначалу мирно внутренние преобразования, даже называвшиеся
одно время образцом «политического перехода» в арабских странах,
скатились в итоге к гражданской войне и иностранной интервенции.
Так сложилось, что ситуация в Йемене в последние годы находится в фокусе
внимания в основном «узких» специалистов по региону, дипломатов и
военных. Широкую российскую, да и мировую общественность она интересует
меньше, чем конфликты в Сирии, Ираке или Ливии. В политическом смысле
йеменский конфликт воспринимается как до некоторой степени периферийный.
В его вооруженную фазу непосредственно вовлечены лишь региональные
державы (опять-таки, в отличие от Сирии, Ирака и Ливии). Сама страна
имеет репутацию хронически нестабильной (с учетом неоднократных
гражданских конфликтов) и экономически отсталой, «ударными темпами
движущейся из XIV века в XV», как в свое время не без горькой иронии
говорили командировавшиеся туда отечественные военные специалисты.
Представляется, что йеменский сюжет в настоящее время заслуживает
большего внимания. В том числе — с учетом резко возросшей в последние
годы вовлеченности нашей страны в ближневосточные дела, регионального
суннитско-шиитского (саудовско-иранского) контекста, а также непростого
периода российско-американских отношений.
Хроника событий
Напомним читателю основные этапы развития современного йеменского
кризиса. Всё началось в соответствии со знакомым по другим арабским
странам сценарию — в январе 2011 г. в столице Сане развернулись
антиправительственные демонстрации с требованием отставки президента Али
Абдаллы Салеха, к тому моменту правившего Йеменом более трех
десятилетий. В мае того же года при посредничестве Генсекретаря Совета
сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) был
выработан проект межйеменского соглашения по урегулированию
политического кризиса, одобренный представителями оппозиции и правящей в
Йемене партии «Всеобщий народный конгресс», подконтрольной главе
государства.
В июне 2011 г. Али Абдалла Салех получил серьезные ранения в результате
теракта. В связи с недееспособностью президента его полномочия были
временно переданы вице-президенту Абдраббо Мансуру Хади, который стал
ответственным за проведение переговоров с оппозицией на предмет передачи
власти. Контакты велись при активном содействии ССАГПЗ, спецпосланника
Генсекретаря ООН Джамаля Беномара, а также США, ЕС, Китая и России, и
увенчались подписанием в Эр-Рияде 23 ноября 2011 г. плана мирной
передачи власти. В соответствии с достигнутыми тогда договоренностями А.
Салех официально отказался от своих полномочий в пользу вице-президента
А. Хади, который впоследствии был избран на пост главы государства.
Однако политический процесс по формированию светского демократического
государства в Йемене был сорван, когда в конце лета 2014 г. обострилось
вооруженное противостояние между шиитским движением «Ансар Алла»
(выражает интересы шиитов-зейдитов, 30% населения Йемена), с одной
стороны, и сторонниками суннитской партии «Ислах», а также армейскими
подразделениями, лояльными президенту А. Хади, — с другой. Закончилось
всё захватом бойцами шиитского ополчения (именуемых хуситами по имени
своего ныне покойного лидера Хусейна Хуси) девяти северных провинций
страны, а затем йеменской столицы и расположенных в ней
правительственных учреждений. Движение «Ансар Алла», неожиданно для
регионалов и международного сообщества в целом, стало ведущим игроком на
политической сцене Йемена и главным претендентом на власть в стране.
Хуситы вынудили президента А. Хади подписать Соглашение о мире и
национальном партнерстве, в рамках которого йеменский парламент утвердил
новое правительство технократов во главе с Халедом Бахахом. Ключевые
посты в правительстве отошли представителям Ансар Алла.
Проявленная центральными властями неуступчивость в вопросе формирования
повестки дня национального диалога, неготовность учитывать интересы
различных фракций йеменского общества при выработке консенсусных
развязок нараставшего политического и экономического кризиса привели к
резкому обострению ситуации в стране. Хуситы, выступавшие против не
устраивающего их проекта Конституции, организовали вооруженные
столкновения, которые в январе 2015 г. привели к отставке президента А.
Хади и правительства Х. Бахаха. Оба руководителя были помещены боевиками
Ансар Алла под домашний арест.
Начавшиеся под эгидой Спецсоветника Генсекретаря ООН по Йемену Дж.
Беномара переговоры с участием основных политических сил страны о
формировании временного высшего органа власти в стране — т.н.
«президентского совета» — закончились безрезультатно. В этих условиях
США, Великобритания, а также другие европейские государства и страны
ССАГПЗ, сославшись на резко ухудшившуюся ситуацию в области
безопасности, эвакуировали свои дипмиссии из Саны.
23 февраля 2015 г. президент А. Хади бежал в бывшую столицу Южного
Йемена Аден, объявив его временной политической столицей государства.
Фактически в Йемене установилось двоевластие: Ансар Алла контролировало
Сану и находящиеся в ней госаппарат и силовые структуры; в то же время
легитимный президент А. Хади пытался управлять Йеменом из Адена при
поддержке южан.
Во внутрийеменской борьбе хуситы обрели неожиданного союзника —
экс-президента А. Салеха и подконтрольные ему подразделения армии
Йемена. Несмотря на сложную историю отношений (во время правления Салеха
между хуситами и центральным правительством много лет шла то
затухавшая, то разгоравшаяся война), недовольство экс-президента и его
окружения отстранением от политических и экономических рычагов власти и
желание восстановить прежнее влияние сыграло решающую роль в тактическом
союзе со вчерашними врагами.
Стремительное продвижение отрядов хуситов при содействии армейских
подразделений А. Салеха в сторону Адена завершилось окружением южной
столицы страны. А. Хади бежал в Эр-Рияд.
26 марта 2015 г. Саудовская Аравия, реагируя на просьбу президента А.
Хади о военном вмешательстве, приступила к проведению воздушной силовой
операции против Ансар Алла, получившей название «Буря решимости». ВВС
королевства при поддержке арабских государств Персидского залива (кроме
Омана), Иордании, Турции, Пакистана, Судана, Египта и Марокко начали
наносить авиаудары по позициям хуситов в Сане, Адене и других крупных
городах и провинциях страны. ВМФ Египта блокировали подходы к йеменским
портам.
В связи с резким обострением военно-политической ситуации в Йемене
руководством России было принято решение об эвакуации российских
граждан, а также граждан других государств, пожелавших покинуть страну. В
марте-мае 2015 г. самолетами Минобороны России было вывезено свыше 1500
человек, причем только треть из них были гражданами нашей страны. К
операции по эвакуации российских граждан, в т.ч. сотрудников
генконсульства России в Адене, привлекался и корабль ВМФ России
«Приазовье».
В апреле 2015 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2216 с призывом
к движению «Ансар Алла» незамедлительно вывести свои отряды из
занимаемых им районов, в том числе из Саны, и сложить оружие. Резолюцией
было введено эмбарго на поставки вооружений хуситам и салеховцам.
Россия при голосовании по документу воздержалась.
В июне 2015 г. в Женеве под эгидой ООН прошли консультации по
урегулированию в Йемене с участием представителей Ансар Алла,
правительства и ряда политических партий. Однако из-за серьезных
противоречий консультации закончились безрезультатно. Не удалось
договориться даже о прекращении огня и установлении гуманитарного
перемирия.
В августе 2015 г. при усилившейся военно-технической поддержке
Саудовской Аравии и ОАЭ формирования суннитских «народных комитетов»
лояльные А. Хади, смогли вытеснить хуситов из Адена и прилегающих к нему
территорий. Вместе с тем командованию коалиции и воюющим на местах
просаудовским силам не удалось установить полный контроль над южными и
центральными районами страны, где отряды хуситов продолжили оказывать
ожесточенное сопротивление. Неоднократные попытки сторонников А. Хади
овладеть провинциями Маариб, Таиз, Эль-Джоуф и развить наступление в
направлении Саны результатов не принесли. Ансар Алла и салеховцы
сохранили контроль над севером Йемена, включая Сану, а также рядом
районов в центральной и южных частях страны.
Вакуумом власти в Йемене воспользовались экстремисты, которые
традиционно присутствовали в ряде районов страны, а правительство А.
Салеха при поддержке американцев с переменным успехом с ними боролось.
После фактического демонтажа центральной власти на значительной части
страны местный филиал Аль-Каиды (Аль-Каида на Аравийском полуострове), и
набирающая популярность в экстремистских кругах франшиза ИГ расширили
свое влияние на большие территории на юге и востоке страны. Саудовцы и
поддерживаемое ими правительство А. Хади закрывали на это глаза, видя в
террористах своего временного союзника в борьбе с хуситами.
Несмотря на воинственные обещания Эр-Рияда и Абу-Даби продолжать боевые
действия до победного конца, расходы на операцию пробили серьезную брешь
в их и так прохудившихся из-за падения цен на нефть бюджетах.
Состоявшийся в Омане в сентябре 2015 г. второй этап межйеменских
переговоров закончился так же безуспешно, как и первый — стороны
конфликта по-прежнему выступали с запросных позиций, были не готовы к
уступкам, поиску взаимоприемлемых развязок затянувшейся гражданской
войны. Некоторый прогресс был достигнут в ходе состоявшемся под эгидой
ООН в декабре 2015 г. в Швейцарии третьего раунда консультаций йеменских
сторон по урегулированию вооруженного конфликта. Впервые удалось
согласовать механизмы решения первоочередных вопросов политического,
военного и гуманитарного характера, включая обмен военнопленными и
политзаключенными. Была достигнута также договоренность о мерах
укрепления доверия, обеспечении гуманитарного доступа в третий по
величине город страны Таиз и другие районы.
Большие надежды на окончательное урегулирование возлагались на
проходивший в Кувейте в апреле-августе 2016 г. четвертый раунд
межйеменских консультаций. Но переговоры вновь закончились ничем.
Попытки посредника ООН Исмаила Ахмеда сохранить лицо и объявить о
согласовании «дорожной карты» ситуацию не изменили — в начале августа
коалиция возобновила массированные бомбардировки Йемена. С новой силой
вспыхнули бои как на йеменской территории, так и в приграничных
саудовских провинциях.
Таким образом, попытки мирного урегулирования, по сути, зашли в тупик.
Коалиция во главе с саудовцами сделала ставку на силовое решение кризиса
и будет добиваться от хуситов капитуляции (что в реальности вряд ли
возможно). Ими фактически игнорируется А. Салех и возглавляемая им
крупнейшая йеменская партия «Всеобщий народный конгресс». Все более
радикальные позиции занимает президент А. Хади.
При этом ни те, ни другие позиции сдавать не собираются — так, недавно
хуситы и салеховцы приняли решение учредить Высший политический совет,
что фактически привело к созданию параллельного правительства страны и
стало очередным шагом к закреплению существующих на местах
административных реалий. Всё это, естественно, плохо согласуется с
перспективами мирного урегулирования.
Почти два года боев вкупе с фактической торговой блокадой поставили
страну, и до того не отличавшуюся высоким уровнем жизни, на грань
гуманитарной катастрофы.
По оценкам Управления по координации гуманитарных вопросов ООН, по
масштабу разрушений инфраструктуры и страданий гражданского населения
йеменский кризис — один из тяжелейших в мире. С начала конфликта в
результате боевых действий погибли более 7,5 тыс. чел., около 40 тыс.
получили ранения. Число беженцев достигло 250 тыс. чел., временно
перемещенных лиц — 3,15 млн. В срочной помощи нуждаются 21,1 млн
йеменцев или 82% населения страны, в том числе в продовольственной
помощи — 14 млн.
Региональная призма
Йеменский конфликт следует воспринимать в общей логике региональной
ситуации, характеризующейся сегодня противостоянием Саудовской Аравии и
Ирана. И хотя реальное участие Тегерана в йеменских событиях, судя по
всему, не слишком велико, Эр-Рияд хочет исключить саму возможность
возникновения в своем «подбрюшье» шиитского анклава, в перспективе —
иранского союзника.
Москва с начала йеменского кризиса занимала равноудаленную от всех сторон конфликта позицию.
При этом ведомая Саудовской Аравией коалиция несет ощутимые боевые и
имиджевые потери. Несмотря на воинственные обещания Эр-Рияда и Абу-Даби
продолжать боевые действия до победного конца, расходы на операцию
пробили серьезную брешь в их и так прохудившихся из-за падения цен на
нефть бюджетах. Да и сама йеменская кампания оказалась совсем не легкой
прогулкой. В столицах коалиции осознают, что одними авиаударами и
морской блокадой разгрома хуситов и салеховцев не добиться, но для
начала масштабной наземной операции у них не хватает ни ресурсов, ни
решимости — ведь ход войны показал, что реальные боевые возможности
армий стран Персидского залива куда ниже заявленных.
Всё это сопровождается нарастающим недопониманием между Эр-Риядом и
Вашингтоном по региональным сюжетам. Недоверие к американским
намерениям, возникшее у Саудовской Аравии после отказа США от силового
свержения президента Сирии Б. Асада в 2013 г., резко усугубилось спустя
два года в результате сделки по иранскому ядерному досье, против которой
саудовцы открыто выступали. По Йемену со стороны Вашингтона также не
видно желания бежать впереди Эр-Рияда. Такая ситуация подогревает
неуверенность Саудовской Аравии в готовности Соединенных Штатов в
будущем приносить серьезные жертвы на алтарь интересов Эр-Рияда в
области обороны и безопасности.
Открытый вопрос — может ли что-то поменяться в позиции американцев в
случае более плотного дипломатического подключения России к
посредническим усилиям в Йемене. Пожалуй, для более точного ответа на
него необходимо поставить верный диагноз всему комплексу нынешних
российско-американских отношений, что выходит далеко за рамки настоящей
статьи. Сирийский опыт в этом плане неутешителен. В том числе и поэтому
ранее предпринимавшиеся подходы Россией к американцам с предложением
сформировать Международную группу поддержки Йемена (по модели
аналогичной структуры по Сирии) результата не дали. В Вашингтоне
уклонились от раскручивания этой инициативы — видимо, из-за опасения
вызвать неудовольствие региональных союзников.
Однако в региональном контексте ценность йеменского сюжета для российских интересов выше, о чем речь пойдет ниже.
Роль России в урегулировании
Москва с начала йеменского кризиса занимала равноудаленную от всех
сторон конфликта позицию. Не прекращая контактов с легитимными властями
Йемена во главе с президентом А. Хади, российская дипломатия выстроила
доверительные отношения с другими ключевыми игроками в стране — прежде
всего с хуситами, а также экс-президентом А. Салехом и его окружением.
После бегства правительства А. Хади в Саудовскую Аравию и начала горячей
фазы конфликта Россия осталась единственным крупным международным
игроком, сохранившим, пусть и в усеченном виде, дипломатическое
присутствие в Сане.
Пассивная позиция нашей страны не соответствует ее реальному
посредническому потенциалу и объясняется скорее тактическими
соображениями.
Российское посольство в Эр-Рияде наладило рабочий контакт с осевшим там
А. Хади и правительством в изгнании. При этом за последние два года в
Москве неоднократно принимали представителей самых разных политических
сил Йемена, в том числе Ансар Алла, «Всеобщего народного конгресса»,
южан из «Южного движения», функционеров Социалистической партии, партии
«Баас» и т.д.
Тем не менее на первые роли в международном содействии йеменскому
мирному процессу Россия не выдвигалась. До начала войны наши дипломаты в
Сане действовали в рамках «Группы десяти послов», которая впоследствии
разрослась до «Группы восемнадцати». В том же формате мы выступали и в
ходе межйеменских переговоров в Кувейте, куда был командирован посол
России в Йемене В. Дедушкин.
Как представляется, пассивная позиция нашей страны не соответствует ее
реальному посредническому потенциалу и объясняется скорее тактическими
соображениями, ведь отчасти нынешний статус-кво России выгоден —
завязшая в Йемене Саудовская Аравия объективно не может полностью
переключиться на Сирию, где российско-саудовские противоречия выглядят
особенно остро. Вместе с тем в определенный момент Россия может
включиться в процесс куда более активно и имеет шансы добиться прорыва
в, казалось бы, зашедшем в тупик процессе.
С учетом нынешнего состояния отношений с США Москве следует работать напрямую с региональными игроками.
Причин тому несколько. Активным участием в урегулировании сирийского
конфликта Россия значительно повысила свой авторитет в региональных
делах. После нашего закрепления в качестве серьезного и долговременного
игрока на Ближнем Востоке все больше стран и политических сил в регионе
стали обращать свои взоры в сторону Москвы как к «честному брокеру»,
свободному от влияния Запада и крупнейших регионалов и имеющему в то же
время реальный ресурс воздействия на происходящее в этой части планеты.
В ситуации с Йеменом реноме России подкрепляется хорошо налаженным
контактом с оппонентами йеменского правительства, которых большая часть
международного сообщества игнорирует. Ни хуситы, ни сторонники А. Салеха
не воспринимаются ни в региональных, ни в западных столицах в качестве
рукопожатного партнера по переговорам. Единственное исключение — Оман,
дипломатический калибр которого, однако, невелик и не способен реально
изменить ситуацию.
Вкупе с солидным весом в регионе и неиспорченными отношениями со
сторонами конфликта Россия, по сути, единственный серьезный
международный игрок, способный транслировать позиции хуситов и
салеховцев. Те, в свою очередь, весьма благожелательно воспринимают
Москву в качестве медиатора и неоднократно сигнализировали о
желательности активизации наших посреднических усилий.
Еще одной картой в йеменской колоде стал юг страны, где сложилась крайне
пестрая картина: там де-факто отсутствует центральная власть, и
территория поделена на очаги, контролируемые разными вооруженными
группировками, в т.ч. террористическими. Ширится сецессионистское
движение, основанное на ностальгии по временами независимости. Главной
действующей силой в нем выступает бывший офицерский корпус армии Южного
Йемена, в подавляющем большинстве получивший военное образование в СССР и
сохранивший особое отношение к России. Наша страна могла бы
использовать этот ресурс для вовлечения южан в общейеменский
политический процесс, от участия в котором те, по большому счету, пока
уклоняются.
Включение России на более позднем этапе во внешние посреднические усилия
по йеменскому урегулированию в качестве лидирующей международной силы
могло бы быть выгодно с нескольких точек зрения.
Во-первых, это дополнительно упрочит наш статус активного
военно-политического игрока в регионе, способного вносить реальный вклад
в урегулирование кризисных ситуаций с позиций беспристрастного
посредника. Вплетение России в военно-политические процессы в этой части
Ближнего Востока создаст новый «фронт дипломатической напряженности»
для ключевых региональных держав, прежде всего Саудовской Аравии, что
даст нам дополнительные очки во взаимодействии с ними по другим сюжетам,
в т.ч. Сирии.
Во-вторых, успех российских дипломатических усилий по примирению
суннитской коалиции и легитимного правительства с шиитскими
повстанцами–хуситами позволит нам скорректировать складывающийся среди
арабского населения (из-за поддержки Б. Асада и особых отношений с
Ираном) имидж шиитского союзника.
В-третьих, упрочение наших позиций внутри Йемена и завязывание на себя в
политическом плане хуситов и южан позволит России создать точку опоры в
этой стратегически расположенной на перекрестке мировых торговых путей
стране (а точнее — восстановить ее, ведь в свое время Южный Йемен был в
орбите советского влияния). Косвенным свидетельством интереса йеменских
сторон к этому служат заявление А. Салеха в телеинтервью в августе этого
года о готовности к всестороннему развитию отношений с Москвой, в т.ч.
предоставлению военных баз на территории Йемена.
Почетный выход из войны в качестве формального победителя был бы
желательным для молодого и амбициозного преемника наследного принца,
министра обороны КСА Мухаммеда Бен Сальмана.
Наконец, это будет способствовать укреплению на международной арене
образа России как миротворца и способствовать торпедированию линии
Запада на очернение нашей страны.
С учетом нынешнего состояния отношений с США Москве следует работать
напрямую с региональными игроками, в т.ч. используя споры между
различными участниками коалиции, в первую очередь КСА и ОАЭ. Коалиции
это позволило бы сохранить лицо и объявить о своей военной победе, а ее
оппонентам не допустить окончательного разрушения страны и в то же время
закрепить свои позиции и гарантировать квоту во властных структурах
Йемена.
Необходимо будет использовать и внутриполитические расклады в главной
действующей силе коалиции — Саудовской Аравии. Почетный выход из войны в
качестве формального победителя был бы желательным для молодого и
амбициозного преемника наследного принца, министра обороны КСА Мухаммеда
Бен Сальмана. Это важно для него во внутриполитическом смысле и
сработало бы на его имидж успешного военачальника, что в свою очередь
позволит укрепить позиции в борьбе за престол. С учетом большой
значимости персонального фактора в арабском мире оказанная Россией
посредническая услуга и наработанное взаимодействие могло бы в таком
случае превратиться в ценный ресурс в плане выстраивания дальнейших
российско-саудовских отношений и сближения позиций в региональных делах.
Особенно — на фоне заметного охлаждения между Эр-Риядом и Вашингтоном.
Таким образом, для включения России в «йеменскую игру» нужно правильно
выбрать момент. Но политический результат может существенно превзойти
затраты. Источник: cont.ws.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+