"Огонек" попросил прокомментировать итоги встречи постоянного представителя РФ при НАТО Александра Грушко
Александр Грушко — постоянный представитель Российской Федерации при НАТО.
Резюме:В Брюсселе прошел совет министров обороны стран — членов НАТО, в
котором принял участие новый глава Пентагона Джеймс Мэттис.
— Какие выводы стоит сделать России по итогам заседания Совета НАТО на уровне министров обороны?
— Можно сделать два вывода. Первый. США
достаточно жестко обусловили дальнейшую поддержку НАТО увеличением
финансовых вкладов союзников, и выход на норматив в 2 процента будет
более крутым, чем предполагалось. Как можно понять из заявлений
руководителей альянса, речь идет и о принятии национальных планов (по
выходу на эти рубежи.— "О"), которые могут быть рассмотрены в ходе саммита НАТО 25 мая.
Второй. Встреча ознаменовалась новыми
решениями в отношении юго-восточного сегмента. На базе румынской бригады
будет создана многонациональная группировка. Восемь стран объявили,
что готовы войти в штаб бригадного уровня, пять стран предоставят
дополнительные элементы поддержки этой бригады — воздушные и наземные.
В том же ряду — решение усилить присутствие ВМФ НАТО в Черном море. Это
еще один шаг по усилению напряженности в регионах, затрагивающих
жизненные интересы РФ.
Разумеется, будут приняты все необходимые
меры, чтобы интересы России в регионе были должным образом обеспечены.
Если делать политические выводы, НАТО продолжает курс на усиление
восточного фланга и пытается навязать нам конфронтационную повестку дня,
в то время как реальные потребности требуют объединения усилия в
борьбе с новыми угрозами. Без позитивной повестки будет трудно искать
какие-то точки соприкосновения.
— Что, по-вашему, меняет бюджетная дискуссия, начавшаяся на этой сессии, и в целом жесткая позиция новой администрации США?
— Тезис о слабости НАТО и, собственно,
требование об увеличении военных расходов до 2 процентов — часть
мифологизации угрозы со стороны России. Но цифры говорят за себя.
Суммарно военные расходы европейских стран — членов НАТО, составляют
250 млрд евро. Это больше, чем совокупный военный бюджет России и Китая.
Если посмотреть на реальные потребности в
области безопасности, этого, конечно, более чем достаточно. Опасность в
том, что увеличить предполагается не только расходы, но и закупки
вооружений, причем существенно. Если эти планы будут реализовываться, мы
можем оказаться в ситуации холодной войны, когда само военное
планирование, заточенное на противодействие большому противнику, будет
генерировать и соответствующую политику. В этом опасность попадания в
порочный круг, из которого трудно выбраться. По сути, вся история
холодной войны — история того, как военное планирование и политика,
взаимно влияя друг на друга, привели к ситуации, когда цена такого мира в
холодной войне оказалась неподъемной ни для кого.
В любом случае, мы не можем не реагировать на
негативные изменения в военном построении альянса. Очевидно, что это
надолго. Речь ведь не только о ротации четырех батальонных групп (в
Польше и странах Балтии.— "О"), о ротациях американской
бригады в Восточной Европе. Предпринимаются усилия по
совершенствованию военной инфраструктуры, повышению емкости аэродромов,
созданию дополнительных штабов — все это, конечно, создает угрозы РФ.
Я все-таки исхожу из того, что рано или
поздно государства Европы поймут, где реально интересы их безопасности.
Лучшая гарантия безопасности — это, разумеется, нормальные, здоровые
отношения с РФ. Если говорить о распределении ресурсов, то, учитывая
информацию, которая поступает из различных связанных с НАТО источников,
многие считают, что нужно думать не о закупке F-35 или танков,
а об усилении правоохранительных структур и информационных систем,
которые позволят улучшить обмен данными. Проблема мигрантов требует
финансовых затрат, это же очевидно. Полагаю, это будет одним из
факторов, который повлияет на дискуссии если не в НАТО, то в западном
сообществе в целом...
— Генерал Мэттис достаточно
жестко сказал, что на военном уровне нет сотрудничества с Россией,
сохраняется только политическое. В чем тогда смысл встречи начальников
генштабов РФ и США в Баку?
— Смысл таких встреч всегда есть. США и
Россия несут особую ответственность за поддержание глобального мира и
стабильности. Кроме того, у России и США, как и у многих других стран,
есть общие интересы, и по целому ряду досье в очень непростых условиях
нам удавалось добиваться серьезных результатов. Если говорить о
двусторонних отношениях, это договор о СНВ и такая тяжелая проблема, как
иранское ядерное досье, которая тоже была решена путем многостороннего
сотрудничества. Было достигнуто продвижение и в создании рамок для
политического урегулирования в Сирии: Международная группа содействия
урегулированию в Сирии — продукт российско-американского сотрудничества.
Поэтому если исходить из того, что говорят представители новой
администрации о готовности искать точки соприкосновения с Россией в
борьбе с терроризмом и другими новыми вызовами, определенные шансы выйти
на конкретные схемы взаимодействия присутствуют. И в этом смысле
значения контактов на таком высоком уровне умалять никак нельзя.
— Как были восприняты слова
президента США Трампа о том, что альянс устарел? Это может подтолкнуть к
собственно европейским оборонным инициативам?
— На первом этапе очень болезненно. Сейчас
НАТО пытается найти какую-то новую точку опоры. Мне кажется, среди
европейцев укоренилось понимание, что надо больше платить и найти
способы увеличить вклад в борьбу с терроризмом, принимая во внимание то,
как ее понимают в США.
Что дальше? Мы знаем, что период оформления
конкретных позиций любой новой администрации США занимает иногда
достаточно продолжительное время: по ряду вопросов стратегический обзор
проходил в течение полугода. Видимо, конкретизация курса по каждому
досье в области безопасности потребует дополнительного времени. Не
случайно Мэттис говорил, что приехал сюда послушать, хотя вроде изнутри
знает НАТО: был командующим трансформацией...
— На пресс-конференциях было
много вопросов от голландцев, испанцев. Мол, как же так: у нас выборы
на носу, а вы 2 процента... Для французов в разгар президентской
кампании рост военных расходов на эти 2 процента тоже вряд ли подарок.
Хотя они к планке поближе...
— В Европе две страны способны вести операции
на удалении — Великобритания и Франция, остальные в этом отношении не
сильно состоятельны. Другое дело, что мы им упростили задачу. Благодаря
российским усилиям тех гор оружия, которые были в центре Европы,
больше нет, нет самой схемы противостояния.
Не хочу сказать, что это обидно, но парадокс в
том, что сейчас, по сути, под вопросом все те усилия, которые
прилагались, чтобы избавиться от материального наследия холодной войны.
Когда на смену безопасности с позиции силы (то есть создается силовой
потенциал, в ответ контрсиловой, на него снова контрсиловой и т.д.)
пришло понимание, что роль инструмента безопасности может играть
контроль над вооружениями как таковой, учет законных интересов
безопасности друг друга. НАТО сейчас от этого отказывается и вновь
переходит на силовые схемы обеспечения безопасности. Это как
сороконожка, представляете, что будет стоить ей потом развернуться в
другую сторону?
Беседовал Дмитрий Сабов
Огонёк