Лукашенко надеется на самый оптимистический для себя сценарий
Ярослав Романчук
21 февраля 2017 г. 13:49:53
Очевидно,
у руководства Беларуси и России разная математика. Каждый настроил свой
калькулятор под себя и тыкает партнеру в лицо полученным результатом.
Интеграционные
проекты «Союзное государство» и «ЕАЭС» захлестнули эмоции и
узкокорпоративные интересы. Порвалось там, где было узко.
Гремучая
смесь газовых, нефтяных, продовольственных конфликтов и противоречий
накалила ситуацию до предела. Откладываются встречи президентов.
Срываются заседания наднациональных органов. Молчат межпарламентские
комитеты и комиссии. От решения конфликта традиционно отстраняется
гражданское общество обеих стран.
Послушаешь российские СМИ –
единогласная лавина обвинений в адрес Александра Лукашенко и
правительства Беларуси. Мол, не платят по долгам, срывают подписанные
соглашения, игнорируют интересы брата-союзника и паразитируют на
доброте Кремля и топливных монополистов.
Послушаешь Лукашенко и
белорусские СМИ – почти такое же единообразие, только в прямо
противоположную сторону. Мол, обещали равенство, а душите
дискриминационными практиками. Дали слово снять торговые барьеры, а
возводите границу. Взяли обязательство покупать белорусское на таких же
условиях, как российское, но своя рубашка оказалась гораздо ближе к
телу.
В общем, гремучая смесь мух и котлет, зерен и плевел, воя и
соплей окончательно забродила. Кажется, в нынешнем ее состоянии она
неудобоварима ни для руководства Беларуси, ни для Кремля.
ЧЕТЫРЕ АНТИИНТЕГРАЦИОННЫЕ МИНЫ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
В
фундамент белорусско-российских интеграционных отношений были заложены
несколько мин замедленного действия. Сегодня все они взорвались, вызвав
острую боль и гнев руководства Беларуси и России. Причем эти бомбы
закладывали обе стороны.
Первая мина – отсутствие независимых,
пользующихся доверием обеих сторон судебных органов. Суд Евразийского
экономического союза не подходит для решения серьезных споров и
противоречий. Иначе стороны бы согласились придать его решениям совсем
другой вес. К сожалению, власти обеих стран выбирают басманное
правосудие, в котором у большого, сильного и богатого всегда больше
прав.
Можно сколько угодно говорить о преимуществах
белорусско-российской интеграции, но когда любой спор, будь то по поводу
газа, нефти, разбавителей, яблок, сахара, креветок или говядины
заканчивается политическим, информационным и дипломатическим накалом,
эмоционально окрашенными потоками взаимных обвинений, то дефицит
правовой культуры и институтов, обеспечивающих верховенство права, не
вызывает сомнений. Иначе мы бы гораздо чаще слышали решения суда по
разным спорам, а не субъективные мнения Сергея Данкверта, Аркадия
Дворковича, Михаила Мясниковича или Александра Лукашенко.
Вторая
мина – наличие в подписанных договорах и соглашениях сотен изъятий,
ограничений и особых режимов в перемещении товаров, услуг, денег и
рабочей силы. Президенты, парламенты и мощные лоббисты обеих стран
узаконили разные режимы производства и торговли. Они предпочли работу по
понятиям – и предсказуемо нарвались на разные интерпретации, коннотации
и смыслы.
Например, в газовом споре белорусская сторона делает
акцент на равнодоходность, а российская – на контрактной цене, которая
была зафиксирована до снижения цен на нефть. В товарных поставках
полярные разночтения происходят при интерпретации страны происхождения
товара, установлении производителя и доли добавленной на территории
Беларуси стоимости в товар, поставляемый в Россию.
Третья мина –
акцент на порочные практики в экономической политике. Речь идет об
импортозамещении, господдержке номенклатурных фаворитов (льготные
кредиты, налоговые и таможенные льготы, субсидии, гарантированный спрос и
т.д.), олигополистических практиках, вытеснении открытой рыночной
конкуренции олигархическими сговорами.
Белорусские власти хотели
убедить Кремль внять их модели промышленной и аграрной политики, но
только с учетом того, чтобы в России не создавались параллельные
белорусским заводам и фабрикам производства. Кремль не захотел
возвращаться к такой модели централизованного Госплана для двух
формально независимых стран.
Белорусские власти не захотели
включать российских производителей в обязательные ассортиментные списки
для розничной торговли. Отсюда пошли обиды, разочарования и претензии.
Четвертая
мина – выбор единообразия и централизма вместо конкуренции и
децентрализации. В условиях значительного присутствия контрабанды и
контрафакта на товарном рынке России белорусских производителей
заставляют работать по единым сертификатам качества, стандартам ЕАЭС, на
которые плевать хотели большинство участников рынка в России.
Российские
предприниматели хотели бы составить конкуренцию белорусским на разных
сегментах рынка, но наши исполкомы, министерства, концерны и холдинги в
едином протекционистском порыве закрылись от конкуренции с чужаками.
Единообразно и централизованно.
Регионы России хотели бы торговать
с Беларусью на двусторонней основе, но Кремль четко расставляет
приоритеты: «Сначала мы решим газовый и нефтяной споры, а потом
посмотрим».
ТАКИЕ РАЗНЫЕ КАЛЬКУЛЯТОРЫ
За последние 20 лет белорусско-российской интеграции все 4 мины периодически взрывались, но так, чтобы все одновременно…
Сегодня
руководство Беларуси и России ведут себя так, как будто завтра война.
Это очень опасно во всех отношениях. Каждая из сторон считает себя
обиженной и настаивает на справедливости.
Президент РБ говорит о
потерях десятков миллиардов долларов. Кремль подкрепил свою позицию
цифрами: «С 2011г. по 2015г. беспошлинно ежегодно поставлялось 18-23
млн. т нефти Белоруссии. Всего за этот период российский бюджет
недополучил $ 22,3 млрд. Все это является не чем иным, как прямой и
косвенной поддержкой союзного белорусского государства».
И это не считая выделения Беларуси более $ 6 млрд. кредитов.
Очевидно,
у руководства Беларуси и России разная математика. Каждый настроил свой
калькулятор под себя и тыкает партнеру в лицо полученным результатом.
Единой, научно обоснованной метрологии не существует.
Тот факт,
что после 20 лет интеграции руководители страны не удосужились
определиться в базовых терминах, методиках и механизмах координации,
кооперации и конкуренции, подтверждает гипотезу о том, что
интеграционные проекты РБ и РФ стали проектами только VIP-номенклатуры,
олигархов, монополистов и контрабандистов.
ФАЗА ПОЛУРАСПАДА?
Белорусский
президент надеется на самый оптимистический для себя сценарий. Газпром
«проглотит» старые обиды и согласится на цену $ 83 за 1 тыс. куб. м
газа; сделает скидку на газовый долг и утвердит график его погашения на 3
года. «Роснефть» нажмет на горло собственной песне и продаст Беларуси
24 млн.т нефти по $ 25-28 за баррель. При этом Игорь Сечин и его
нефтяные собратья не будут особо следить, куда и на каких условиях
белорусские трейдеры продают нефтепродукты. Ведомство Сергея Данкверта
без инспекций и проверок примет на веру белорусские сертификаты на
продтовары и закроет тему реэкспорта через Беларусь продовольствия из
третьих стран. Да, еще Евразийский фонд стабилизации и развития выдаст
Беларуси несколько миллиардов долларов кредитов, чтобы правительство
нашей страны исправно рассчиталось по старым долгам.
Вероятность реализации такого сценария близка к нулю.
Не
менее утопичным выглядит умозрительно оптимальная позиция Кремля:
Беларусь в феврале 2017г. признает и полностью оплачивает газовый долг
($ 550 млн.); соглашается с ценой $ 120 за 1 тыс. кубов газа; принимает
российский нефтяной маневр (потеря для белорусского бюджета – примерно $
1,5 млрд.) и поставки 16 млн.т нефти; обязуется поставлять получаемые
нефтепродукты в России по льготным ценам, а также признает правоту
Россельхознадзора.
* * *
Трудно сказать, на каких точках
сойдутся переговорщики Беларуси и России по всем горячим точкам общей
повестки дня. Для начала нужно было бы отказаться от категорического
убеждения обеих сторон в своей правоте и справедливости своей позиции.
Это
начало наступит только тогда, когда Александр Лукашенко и Владимир
Путин добьются следующего консенсуса: издержки конфронтации для них
лично, а также для VIP-номенклатуры и ее «придворного» бизнеса выше, чем
выгоды от достижения договоренностей и установления союзнического мира.
Источник Источник: imperiyanews.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
elizarovserz, мне всё-таки кажется, что личность президента Беларуси привносит лишь дополнительные сложности. Проблема же в какой-то до сих пор неопределённости самого статуса, как отдельной страны. Да простят мне белорусы такой замах. Без каких-либо претензий, просто по факту, государство никак не может стать самодостаточным. Понятно, отсутствие природных ресурсов и под. Но за всё время самостоятельности ведь так и не выстроено нормальных экономических и политических механизмов, которые это балансировали бы. И я ничего не слышал о том, чтобы в этом смысле шли какие-то поиски концептуальных конструктивных моделей гос. строительства.
Ну и наконец, так же, как на Украине, до сих пор не решённая знаменитая шарада: если мы один народ, почему не одна страна, а если две страны, значит, "Беларусь не Россия". Со всеми дальнейшими вытекающими... отсюда, думаю, и систематически возникающие националистические тенденции. Надо же этот тезис как-то обосновать, следовательно, необходимо ревизовать устоявшиеся взгляды на совместное историческое прошлое, как-то иначе интерпретировать исторические процессы, выделить национальные особенности, акцентировать их, преподнести как лучшие и т.д в том же духе.
Кажется, главная проблема А.Г.Лукашенко в том, что он пытается удержать всё более и более буксующую, отстающую от сегодняшнего дня модель. А трансформировать её, преобразовать, видимо, нет ни идей, ни желания.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1644
Рейтинг поста: