В
нынешнем феврале произошло событие, которое заставляет общество
переосмыслить роль средств массовой информации в современном мире,
явочным порядком утвердившихся в качестве «третьей власти». Популярное
всемирное издание публично признало, что сегодня СМИ распространяют
откровенную ложь. Как сообщила лондонская газета The Guardian, редакторы
«Википедии» официально объявили британский таблоид Daily Mail
ненадежным источником и запретили ссылаться на его статьи в своей
интернет-энциклопедии. «У Daily Mail, — пришли к выводу в «Википедии», —
репутация ресурса, который не проверяет излагаемые факты и постоянно
гонится за сенсацией, а также иногда просто публикует выдуманные
данные».
Ложь на потоке
Daily Mail меж тем — одна из самых массовых британских газет. Года
четыре назад воскресные выпуски таблоида обогнали по тиражу остальные
издания Соединённого Королевства. Замеры социологов показывают, что
Daily Mail читает в основном средний класс. Более половины подписчиков —
женщины. Это для них сегодня газета со 120-летней историей «публикует
выдуманные данные», формируя в сознании читателей искажённую картину
мира.
Не надо думать, что британский таблоид сильно выделяется из
современной прессы. Просто в силу массовости газеты и её большой
цитируемости ложь Daily Mai, поставленная практически на поток, имеет
очень широкое распространение. От неё уже вынуждены защищаться издания,
претендующие на объективность. «Википедия» это сделала первой и
публично.
Эксперты считают, что деградация прессы приняла
угрожающие для общества масштабы примерно с 2013 года. В это время
накалились отношения между Соединёнными Штатами и Российской Федерацией.
Западные правительства и их СМИ активно поддержали действия
американской администрации, стали демонизировать Россию, не гнушаясь
откровенными подтасовками фактов.
Иногда они и вовсе
публиковали «выдуманные данные». В оборот прочно вошёл термин «фейк»,
характеризующий непроверенную или преднамеренно ложную информацию. СМИ
всегда были несвободны от ошибок и неточностей. Ведь журналистику
называют литературой на бегу. Это приводит иногда к досадным
недоразумениям. Чтобы избежать их, солидные издания всегда держали
большой штат сотрудников, занятых уточнением и проверкой поступающей
информации.
Откровенную ложь распространяли главным образом
через специализированные издания вроде финансируемого американским
конгрессом, печально известного «Радио «Свобода» и ему подобным. Теперь
всё смешалось. Вполне респектабельные СМИ уже не брезгуют любыми
сомнительными публикациями, если они соответствуют политическому
мейнстриму Запада. Живые примеры этого можно встретить в Берлине,
Париже, Лондоне, Варшаве и многих других столичных центрах.
Пожалуй, первое широкое распространение новые тенденции получили во
время украинского кризиса. Мир так и не узнал правду о трагедии в
Одессе, гибели малазийского пассажирского лайнера, преступлениях
фашиствующих молодчиков против мирного населения на Востоке Украины, да и
о самом Майдане, представленном общественности Запада как «революция
достоинства».
Это «достоинство» приписали наследникам украинских
националистов, перехватившим инициативу народного возмущения и
узурпировавшим власть в стране. Искажённая СМИ картина конфликта на
Украине сыграла свою зловещую роль. В качестве героев миру были
представлены боевики добровольческих батальонов, проповедующие
откровенный фашизм.
Глядя на эту картину, воспрянули духом и
европейские неонацисты. Это хорошо видно в соседней Польше, где уже
стали привычными марши и шествия местных националистов с самыми
радикальными лозунгами и действиями. Мудрые говорят: ложь по обыкновению
быстрее правды, но на финише правда всегда бывает первая. Хотя для
победы правды нужно достаточно много времени. Вот и сейчас, только
спустя три года после Майдана, в мире понемногу приходит прозрение о
событиях на Украине, подлинных интересах и целях сил, поддерживающих
напряжение конфликта.
Но всё-таки самую разнузданную ложь
понесли западные издания с началом операции российских
Воздушно-космических сил в Сирии. Для этого не требовалось, кстати,
больших усилий. Достаточно было воспользоваться материалами
«общественных агентств и групп», готовивших постановочную фото- и
видеосъемку «об ужасах, которые испытывает гражданское население и
особенно дети от бомбёжек российской авиации».
Не утруждая себя доказательствами
Большинство сирийских фейков уже разоблачены, иные ещё ждут своего
часа. На неделе официальный представитель МИД России Мария Захарова
заявила о планах открыть на сайте российского внешнеполитического
ведомства специальный раздел, где будут «публиковать фейковые
новости,
распространяемые иностранными СМИ, заявления официальных лиц зарубежных
государств и их разоблачения, подкрепленные ссылками на
первоисточники».
Новый проект вряд ли заинтересует все западные
издания. Дело в том, что многие из них уже почувствовали вкус к фейкам,
как кот к валерьянке. Манипуляции картиной мира возвели СМИ в реальный
ранг «третьей власти». Теперь это уже не фигура речи, а вполне осязаемая
данность безграничного влияния на общество, демократические институты и
даже саму официальную власть.
Фейк, поставленный на службу
западным политикам и элите, стал теперь работать против их же интересов.
Получилось, как с Европой, куда примаршевал возрожденный на Украине
неонацизм. В нашем случае, заряженные на борьбу с Россией СМИ развернули
своё пропагандистское жало внутрь самих западных демократий. По крайней
мере, именно так произошло в ходе прошедших президентских выборов в
Америке.
Их назвали самыми грязными в истории США. Назвали не
только потому, что на митингах и публичных дебатах кандидаты вылили друг
на друга ушаты компромата. Претендентов на высший государственный пост
переплюнули американские СМИ. Они предпочли объективному информированию
общества откровенный протекционизм собственных политических и
экономических интересов. Включили все возможности «третьей власти»,
чтобы сформировать мнение избирателей в нужном для себя русле.
Это новый феномен времени. Наверное, впервые средства массовой
информации стали над обществом и даже властью. Никто не стеснялся в
выборе средств. Фантазия организаторов антитрамповской кампании не знала
границ. Основным мотивом их публикаций стало утверждение, что Дональд
Трамп — проект Кремля, призванный уничтожить Америку.
Этой
откровенной глупостью занимались все — от ведущих СМИ Соединённых Штатов
до небольших интернет-изданий, поддерживаемых на плаву спонсорской
рекламой. В качестве примера можно привести выдержку из онлайн-журнала
Slate, контролируемого издательской группой Graham Holdings Company: «У
Владимира Путина есть план по уничтожению Запада, и этот план — Дональд
Трамп».
«Трамп — всего лишь полезная марионетка, подставное лицо
в масштабном кремлевском проекте по разобщению НАТО, поддержке
изоляционизма США и расколу Европы», — пугал американцев респектабельный
Newsweek. The Washington Times и вовсе назвала Дональда Трампа «агентом
Москвы». Похожими публикациями отметились The Wall Street Journal, The
New York Times, The Washington Post и другие ведущие издания, на
затруднившие себя доказательствами голословных заявлений.
Вся
эта кампания не принесла её организаторам ожидаемых результатов, но СМИ
«закусили удила». Ещё не было в новейшей истории такого, чтобы новому
президенту мешали работать с самого начала его полномочий. На этот раз,
уже в первый после инаугурации месяц, Дональду Трампу объявили настоящую
войну.
Трамп, как может, защищается. В пятницу в своём
официальном Twitter он дал предельно жёсткую оценку крупнейшим
либеральным изданиям и телеканалам Соединённых Штатов. «СМИ фейковых
новостей (The New York Times, NBC, ABC, CBS, CNN) являются не моим
врагом, а врагом американского народа», — написал американский
президент.
Вообще-то средства массовой информации должны
наполнять общество знаниями, а не агрессией и своими чрезмерными
амбициями. Вместо этого они, что называется, достали топор войны.
Положение, на самом деле, противоестественное. Похожее на то, как
некоторые персоналии использует молоток в качестве орудия убийства, хотя
сделали его для того, чтобы обустраивать жизнь.
В Америке это
начали осознавать. Последний опрос общественного мнения, проведенный в
прошлые выходные по заказу телеканала Fox News, показал: доверие к СМИ
начало падать. Их поддерживают теперь только 43 процента опрошенных, а
68 процентов американцев считают, что СМИ относятся к Дональду Трампу
много критичнее, чем к его предшественнику — Бараку Обаме.
Возможно, следующим этапом для американцев станет бойкот зарвавшихся
СМИ, как сделали это редакторы «Википедии» в отношении британского
таблоида. В любом случае, воинствующие издания Запада заметно вышли за
грань своих общественных обязанностей, за грань меры и ответственности.
Пришло время вернуть их в информационное поле…