Почему результаты выборов президента Туркменистана важны для России
Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В Туркменистане прошли выборы президента. В них ожидаемо
приняло участие чуть больше 97% избирателей и столь же ожидаемо 97,5%
проголосовали за действующего президента Гурбангулы Бердымухамедова.
В России большинство не только простых граждан, но и
квалифицированных экспертов относится к таким результатам с легкой
иронией. Чего, мол, можно еще ждать?
Общественное мнение в отношении Туркменистана формируется на этой же
основе. Непонятное государство где-то в песках. Вроде бы не враг и не
совсем друг.
Президенты уходят только в мир иной — действующий ни разу
не проигрывал на свободных выборах альтернативному кандидату. В общем,
какой-то непонятный мир из восточных сказок, до которого нам дела нет.
Выборы и нейтралитет
На самом деле очень даже есть дело. И Туркменистан важен для России
не меньше, чем Узбекистан (в котором, кстати, недавно сменился
президент).
Но сегодня поговорим именно о Туркменистане. Не только потому, что
там прошли президентские выборы. И не только потому, что в стране
проходят незаметные российскому обывателю (и даже экспертному
сообществу), но более чем серьезные, реформы. И даже не потому, что
Туркменистан находится на четвертом месте в мире по запасам газа.
Все это важно, и об этом мы тоже будем говорить. Но важнее всего для России постоянный туркменский нейтралитет.
Если оценивать не расхожие мифы о государствах Средней Азии как о
родине гостеприимных людей, обожающих работать на стройках Подмосковья,
а реальное положение вещей, то постоянный гарантированный нейтралитет
Туркменистана выгоден России сегодня даже больше, чем его потенциальное
членство в интеграционных постсоветских структурах.
Именно этот постоянный нейтралитет обеспечивается действующей
политической системой Туркменистана. Именно преемственность
международной политики призваны обеспечить реформы, проводящиеся
действующим президентом, переизбранным вчера на новый семилетний срок.
В России мало мигрантов из Туркменистана
Авторитарный характер власти в Туркменистане отрицать невозможно.
Хотя бы потому, что конституция определяет его как президентскую
республику, а президентская республика всегда авторитарна — будь это
в Туркменистане, в России или США. Кстати, именно президенты США
умудрились за последние два десятилетия развязать не менее десятка
крупных агрессивных войн в обход конгресса (который, по идее, обязан
давать санкцию на любую зарубежную операцию Вооруженных сил США) — своим
личным решением.
Первый позитивный момент, который обеспечивает туркменская власть (и
на который рядовые россияне привычно не обращают внимания), —
гастарбайтеров из Туркменистана в России практически нет. Работают
в России киргизы и таджики, несколько меньше узбеков, а вот туркмен
почти нет. Ашхабад справляется с проблемой миграции даже эффективнее,
чем Ташкент, который тоже не приветствует стремление своих граждан
искать счастье за пределами родной страны, однако удержать всех
в пределах своих границ не в состоянии.
Пассажиры на железнодорожном вокзале Ашхабада
Миграция из Туркменистана в Россию сравнима с миграцией
из процветающего Казахстана, связанного с Москвой массой интеграционных
проектов, общими экономическими интересами, открытой границей и равными
с россиянами правами при устройстве на работу. Я уже не говорю
о трудовой миграции с Украины, граждан которой регулярно работает
в России больше, чем в Туркменистане насчитывается избирателей.
Казалось бы, мелочь, но, учитывая напряженное отношение российского общества к трудовым мигрантам, — приятная мелочь.
Уже не конкуренты
Также приятно, что еще в конце 90-х — начале 2000-х "Газпром" уладил
с Туркменистаном вопрос конкуренции на мировых рынках энергоносителей.
Чтобы было понятно, насколько это серьезное дело, предлагаю взглянуть
на Сирию. Гражданская война в этой стране, в которую вмешалась уже
половина мира, началась в первую очередь из-за желания Катара проложить
через ее территорию газопровод, который позволил бы ему конкурировать
на европейском рынке с российским газом. Были (и есть), конечно,
и другие интересы, но все они не смогли бы сыграть (как, кстати, и в
Ливии), если бы не этот первичный энергетический интерес, обеспечивший
огромные деньги, брошенные на финансирование мятежных армий, а также
информационное и внешнеполитическое лоббирование.
Сейчас Туркменистан работает на тех рынках, перспективу выхода
на которые "Газпром" пока только рассматривает. А излишки добываемого
газа Россия у него выкупает по выгодной цене.
В результате за Уралом туркменский газ в значительной степени
замещает те объемы собственно российского газа, которые идут в Европу.
Туркменистан, в 90-е доставивший "Газпрому" немало проблем попытками
конкурировать и демпинговать на газовом рынке Европы, стал надежным
партнером. Именно это партнерство обесценило все проекты альтернативных
азиатских газопроводов вроде Nabucco. Без Туркменистана для них просто
нет газа.
О политических реформах
Все знают, что режим, основанный на полномочиях и/или авторитете
одного лидера, если тот просвещенный и талантливый, прекрасен во всем,
кроме одного — нет гарантии, что на смену идеальному правителю не придет
какой-нибудь эгоистичный негодяй.
Гарантировать преемственность политики может только коллективная воля
политической элиты, не просто одобряющей решения лидера, но имеющей
реальные механизмы влияния на их принятие.
Механизмы эти различны. Например, в Британии, в которой монарх до сих
формально обладает теми же полномочиями, что и осуществлявший
абсолютное правление Генрих VIII, это парламентаризм. Государственная
и исполнительная власть на деле (а не по букве закона) не просто
вынуждены считаться, но полностью зависят от воли элиты, представленной
в парламенте.
В России конституция обеспечивает элите законную возможность влиять
на принятие решений посредством парламентских механизмов. Исполнительная
власть пытается заставить парламент работать. Но элита предпочитает
использовать для реализации своих интересов внепарламентские механизмы,
связанные с контролем ключевых ведомств исполнительной власти
(знаменитая "система сдержек и противовесов").
Гурбангулы Бердымухамедов уже в течение первого срока своих
полномочий сделал важный шаг, направленный на усиление веса парламента
(Меджлиса) в национальной политической системе. Им был ликвидирован
Народный совет (Халк Маслахаты) — своего рода надпарламент (нечто вроде
Съезда народных депутатов в позднем СССР) — многочисленный и не
работающий на постоянной основе орган, легко манипулируемый верховной
властью.
Монумент "Благополучие" в Ашхабаде
Затем, уже в 2013 году, президент отказался от поста руководителя
правящей партии, а парламентские выборы в том же году впервые прошли
на многопартийной основе (за места в Меджлисе боролись две партии).
Все эти малозаметные внешне перемены имеют однозначную трактовку —
Гурбангулы Бердымухамедов настойчиво пытается поделиться абсолютной
властью с политической элитой, превратив ее представителей из статистов
и закулисных интриганов в ответственных политиков, причастных
к легальной выработке внешне и внутриполитического курса страны.
Посмотрим, удастся ли до конца реализовать эту реформу, но любой (а
позитивный — в особенности) опыт пригодится не только Туркменистану,
но и другим постсоветским государствам, в том числе и России,
и Казахстану, и Белоруссии.
Чем хорош нейтралитет Туркменистана
Наконец, то важнейшее, о чем мы упомянули в самом начале статьи, — постоянный гарантированный нейтралитет Туркменистана.
Обращаю внимание, что, например, Украина, утверждающая, что воюет
с Россией и стремящаяся в НАТО, также является постоянно нейтральным
государством. Равно как и Молдавия, с трудом при новом президенте
отбивающаяся от натовского и ЕС-овского "партнерства". Нейтралитет мало
провозгласить, его необходимо гарантировать.
Как правило, нейтралитет гарантируется извне: соперничающие
государства и военные блоки принимают на себя обязательство не втягивать
конкретное нейтральное государство в свою орбиту. Такие гарантии всем
хороши, кроме одного — интересы всегда бывают выше обязательств
и давление на нейтралов все же оказывается, а иногда и нейтралитет
нарушается, несмотря на любые гарантии (например, нейтралитет Бельгии
в двух мировых войнах не собиралась уважать ни одна из соперничающих
коалиций).
Туркменский нейтралитет для России важнее, чем потенциальное
союзничество Ашхабада. Туркмения прикрывает огромный участок проблемной
азиатской границы — от Каспийского моря до Афганистана. Через эту
границу могут просачиваться наркоторговцы, террористы и т.д. Ее надежная
защита — важнейший фактор в обеспечении стабильности как самой России,
так и наших азиатских союзников. Туркменистан с этим справляется
самостоятельно, не входя ни в ОДКБ, ни в НАТО. Его благожелательный
нейтралитет экономит России массу ресурсов.
Достаточно сравнить с Таджикистаном, для обеспечения стабильности
которого и защиты границы Россия вынуждена держать крупную военную базу.
Таким образом, незаметные на глобальном политическом фоне туркменские
выборы обеспечили России сохранение на ближайшие семь лет
предсказуемого и по факту партнерского курса официального Ашхабата
в экономике, внешней политике и политике безопасности, а самому
Туркменистану — курс реформ, направленных на стабилизацию политической
системы. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 100
Рейтинг поста: