9 февраля 2017
Почему «дружба» с Трампом грозит Москве потерей репутации
Фёдор Лукьянов - главный редактор
журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002
году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике
России с 2012 года. Профессор-исследователь НИУ ВШЭ. Научный директор
Международного дискуссионного клуба «Валдай». Выпускник филологического
факультета МГУ, с 1990 года – журналист-международник.
Резюме:Несколько дней назад газета Wall Street Journal сообщила со ссылкой
на источник в администрации президента США, что Вашингтон попробует
вбить клин между Россией и Ираном. Это известие вызвало волну
рассуждений о том, что Соединенные Штаты могут предложить Москве за то,
чтобы она отдалилась от ряда партнеров.
Несколько дней назад газета Wall Street Journal сообщила
со ссылкой на источник в администрации президента США, что Вашингтон
попробует вбить клин между Россией и Ираном. Это известие вызвало волну
рассуждений о том, что Соединенные Штаты могут предложить Москве за
то, чтобы она отдалилась от ряда партнеров.
Помимо Тегерана, естественно, упоминается
Пекин, эти две столицы составляют «направление главного удара» для
Дональда Трампа и его единомышленников.
Тема «большой сделки» или серии сделок между США и Россией, в
результате чего возникнет новая конфигурация не только между ними, но и
на мировой арене вообще, на слуху. Способствовала этому риторика самого
Трампа, который постоянно подчеркивает свое бизнес-происхождение и
готовность заключать «более выгодные сделки», чем Обама и вообще кто бы
то ни было.
Насколько «торгово-закупочный» подход применим к столь сложной сфере,
как международные отношения, вопрос отдельный. Любимая его адептами
Ялта (договоренности союзников после победы над Германией и Японией) —
случай если и не уникальный, то сейчас точно неприменимый.
Достаточно линейные размены с распределением зон влияния стали тогда
возможны благодаря тому, что эти самые сферы в целом были уже
зафиксированы силой оружия в ходе жестокой мировой войны. Наличие
баланса сил и четко очерченного ареала соперничества (Европа и
примыкающие к ней территории, наподобие Ирана) позволяли сделать
разговор весьма предметным. За пределами пространства боевых действий
сделка уже не действовала, что и предопределило острое соперничество по
всему остальному миру в 1950–1980-е годы, переходящее временами в
опосредованные столкновения.
Сейчас подобные условия отсутствуют, соответственно пресловутая
сделка, если они и возможна, будет представлять собой не лобовой раздел и
обмен интересов, а нечто подобное нелюбимой нынче обеими сторонами
обамовской перезагрузке. Последняя, если убрать словесную канитель,
представляла собой модель пакетной увязки нескольких тем, не относящихся
друг к другу напрямую, которые имели разный вес для каждой из сторон.
Стержнем служила договоренность о сокращении ядерных вооружений, а на
него уже нанизывались Иран (санкции), ПРО (приостановка размещения в
Европе), членство России в ВТО и неформальное согласие администрации США
снизить активность на постсоветском пространстве.
Примечательно, что Трамп, решительно
отметающий все, что делал его предшественник, особенно во внешней
политике и, в частности, на российском направлении, недавно то ли
инстинктивно, то ли просто наобум заговорил о воспроизводстве той же
модели.
В интервью лондонской «Таймс» он внезапно предположил, что снятие
санкций можно увязать с продолжением процесса ядерного разоружения.
Бессмысленность такой постановки вопроса понятна любому специалисту в
международных отношениях (санкции против российских лиц и экономических
субъектов, которые американский конгресс готов вводить бесконечно, и
тема глобальной стратегической стабильности — просто не сопоставимые по
весу категории), однако характерно, что Трамп снова заговорил о такой
схеме.
Одним из эффектов перезагрузки 2010–2011 годов стал кризис в
отношениях России и Ирана. В Тегеране до сих пор с острой обидой
напоминают всякому российскому визитеру, что Москва тогда не только
поддержала жесткие санкции, введенные ООН, но фактически присоединилась и
к односторонним мерам Вашингтона, отказавшись от поставки системы
С-300. Но дело даже не в этом, а в ощущении, что Иран стал (по его
мнению, в очередной раз) разменной монетой российско-американского
торга.
Здесь кроется основная проблема, связанная с дискуссиями вокруг «большой сделки».
Среди незападных партнеров России
присутствует мнение, что Москва, несмотря на все зигзаги и обострения,
остается в своей политике исключительно западоцентричной.
Иными словами, сближение и взаимодействие с Ираном, Китаем, Индией
для России не самоценно, а инструментально и является способом
воздействия на Запад или направления туда каких-то сигналов. Но как
только Кремлю удается привлечь серьезное внимание европейских и особенно
американских собеседников, они моментально становятся приоритетными за
счет интереса к не Западу.
Насколько такая трактовка правомерна и справедлива, можно спорить.
Однако повышенную чувствительность к отношениям с Западом, которая
временами превращается просто-таки в одержимость им (то в плане желания
слиться в объятиях, то, наоборот, в конфронтационном задоре), трудно
отрицать. Как минимум последние два с лишним века западоцентризм служит
определяющим фактором российской политики. После распада СССР Россия
сначала резко рванула штурвал в западном направлении, искренне полагая,
что остальное вторично, а потом долго боролась за свое признание США и
Европой же равноправным и значимым игроком. Это окончательно
сформировало описанный выше имидж страны, для которой солнце встает на
Западе.
За последние пару лет, особенно с 2014 года, это восприятие стало
корректироваться — слишком уж решительно Москва пошла против западной
линии в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.
Однако явление Трампа вновь возродило старые подозрения — сейчас, мол, русские договорятся с американцами за счет нас.
Наверное, было бы и вправду лестно вернуться в мир второй половины ХХ
века, когда Москва и Вашингтон были в силах практически на двоих
вершить мировые дела. Однако развернуть время назад не получится. И
Россия — не Советский Союз, и даже США, кажется, осознали тяжелое
перенапряжение и начинают сами отходить от идеи глобального
доминирования.
Лобовая попытка «большой сделки» с Соединенными Штатами не только не
приведет к четкому и ясному разграничению (оно объективно невозможно),
но и грозит фатально подорвать репутацию России в глазах партнеров,
роль которых на международной арене в целом повышается. Это не говоря
уже о том, что, заключая любые «сделки» с президентом, против которого
настроен чуть ли не весь истеблишмент и половина общества, надо
отдавать себе отчет в крайней шаткости договоренностей.
Из вышеизложенного не следует, что с новой администрацией не нужно
всерьез искать точки соприкосновения и интересы, которые можно сочетать
или разменять. Это необходимое условие выхода из тупика, в котором
оказались российско-американские отношения, а такой тупик сужает общие
возможности России на мировой арене. И, конечно, никто не отменял
правила про яйца и корзины: и Китай, и Индия, и Иран, и прочие
незападные собеседники Москвы сами стараются максимально
диверсифицировать свои отношения, в том числе и за счет укрепления
связей с США.
Вообще, всегда полезно напомнить даже самому важному партнеру, что на нем свет клином не сошелся. Однако
дискуссии о том, что Россия может о чем-то
договориться с Соединенными Штатами, отодвинув на задний план тех, с кем
за последние годы удалось существенно повысить уровень доверия, не
ведут ни к чему, кроме ослабления позиций и на Востоке, и на Западе.
Нет ничего хуже, чем метаться. Трампы приходят и уходят, а репутация остается.
Газета.Ру