Среди многих званий и представлений немки Беаты Кларсфельд –
политик, журналист, публицист, издатель – титул «охотника за нацистами»
упоминается наиболее часто. Это занятие, которому Кларсфельд посвятила
всю жизнь и работу, хотя сама считает вышеупомянутое словосочетание
излишне пафосным. В 1968 году её имя прогремело на полмира: юная Беата
публично дала федеральному канцлеру Курту Кизингеру пощёчину и назвала
нацистом. Это было правдой: Кизингер присоединился к
национал-социалистам в 1933 году и работал в министерстве пропаганды
Третьего рейха, а после войны продолжил политическую карьеру уже в ФРГ. С
такими «перевёртышами» и боролось принципиальная Кларсфельд. Впрочем,
досталось и беглым нацистам с кровью на руках.
В конце января немецкая журналистка выступила в Европейском
парламенте в должности Специального представителя Юнеско по вопросам
образования по теме истории Холокоста и предупреждения геноцида. Эта
была традиционная церемония евродепутатов совместно с Европейским
еврейским конгрессом (ЕЕК) в Международный день памяти жертв Холокоста.
Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: «Европа находится в опасности. Мы
должны бить во все колокола, предупреждать об угрозе, которая пришла в
наш общий дом и ежедневно, ежечасно бросает нам вызов. Идет непрерывное
нападение на Европу со стороны тех, кто стремится принести сюда террор и
разрушения. Один из результатов – это зловещий подъем крайне правых и
неонацистов. К сожалению, нельзя исключать того, что к концу года крайне
правые и неонацистские партии добьются значительной власти в ряде
европейских стран. Евреи в Европе сталкиваются с угрозой, специфической
для нашего народа. В отличие от других меньшинств, мы являемся мишенью
не только для крайне правых, но и для крайне левых, а также для
исламистских экстремистов. Мало кто в это поверит, но между этими
экстремистскими группами даже есть сотрудничество и координация только
по одному вопросу: евреи. Таков новый антисемитизм – без ограничений,
без границ и с множеством идентичностей и политических платформ.
Считаем, что лучший способ для того, чтобы европейские лидеры почтили
память жертв Холокоста, заключается в том, чтобы они подтвердили свою
приверженность безопасному будущему».
Об европейских угрозах прошлого и нынешнего мы и поговорили с Беатой
Кларсфельд. Данный материал составлен на основе личного интервью и
официального выступления.
- Со страшных времён Холокоста прошло много лет. Люди, жившие
в то время, уже старики. Вы по-прежнему «охотник за нацистами»?
По-прежнему считаете это важной задачей для Германии?
- Думаю, проблема с нацистами решена. Мы добились того, что многие из
тех, кто совершал преступления во Франции и в Германии, были привлечены
к ответственности. Но и сегодня мы продолжаем разыскивать старых
мужчин, которые служили в Освенциме или других местах, где убивали
евреев.
Потому что сегодня действуют другие законы. Раньше нужно было
доказать индивидуальную вину человека. А сегодня этого не требуется.
Процесс против Ханнинга показал, что охранник мог просто находиться в
Освенциме в тот момент, когда убивали евреев, и против него уже можно
выдвигать обвинения. (В 2016 году бывший эсэсовец Райнхольд Ханнинг был
признан виновным в пособничестве убийству, по меньшей мере, 170 000
заключенных концлагеря Освенцим. Экс-охранник лагеря приговорён к пяти
годам тюрьмы. – Прим. автора). Конечно, в тюрьму он не сядет. Он болен и
страдает деменцией.
В Германии находят и другие подобные дела. Это все мужчины 90-92 лет.
Конечно, они получат обвинительные приговоры. Общество изменилось.
Раньше было много живых нацистов, обладавших влиянием, и их никто не
хотел беспокоить. Теперь хочется иметь чистую совесть. В правительстве, в
судах везде молодые люди. И они хотят показать от имени всей Германии,
что нацисты нам не нужны и мы будем карать их и сегодня.
Конечно, в прошлом можно было покарать настоящих нацистов. Сегодня
остались те, кто не играл тогда важных ролей. Так что это, скорее,
символические акции. Но все равно, мы ведем такую работу, не
сомневайтесь.
- Что думаете о переиздании в Германии книги Адольфа Гитлера «Mein Kumpf». Ведь она уже стала бестселлером! Вас это не беспокоит?
- Пока не купила и не читала. Хотя видела много рецензий. У земли
Бавария истек срок действия защиты авторских прав. И там решили сделать
что-нибудь новое, выпустить книгу с объяснениями. Если судить по
критике, то объяснения получились не очень удачные.
В любом случае, если хочешь купить «Майн Кампф», можешь зайти в
Интернет и заказать её на Амазоне или еще где-нибудь. Мне
представляется, что лучше молодых людей возить в мемориалы, или в
Освенцим, или в другие концентрационные лагеря на экскурсии. Так они
больше узнают о том, что такое Холокост, чем из чтения подобных книг.
- Европейский совет по толерантности и примирению вручил
Медаль толерантности кинорежиссёру Андрею Кончаловскому, автору фильма
«Рай», который получил «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля за
лучшую режиссёрскую работу. Вячеслав Кантор отметил, что медаль
вручается режиссёру в знак признания его совокупных достижений, в
которых особое значение имеет сохранение памяти о трагедиях
человечества, о чём свидетельствует фильм «Рай». «Впечатляющая
чёрно-белая драма не только напоминает нам всем об ужасах Холокоста и
боли еврейского народа, но и впервые детально и беспристрастно
показывает различные аспекты трагедии», - подчеркнул президент ЕЕК. С
другой стороны, в фильме показаны сложные судьбы нацистов, которые
способны любить и страдать. В анонсе к фильму задан вопрос: «Как быстро
звери снова становятся людьми». Считаете ли вы верным очеловечивать
фашизм даже в фильме?
- На процессе в Кёльне мы добились обвинительного приговора в
отношении трёх людей, которые несли основную ответственность за
депортацию евреев из Франции. Судья, молодой человек без нацистского
прошлого, глядя на троих обвиняемых, сказал: «Я обязан вас признать
виновными, хотя любой из вас мог бы быть моим дядей, отцом, даже братом,
хотя отец или дядя по возрасту более вероятны. Но я обязан вас признать
виновными, хотя вы и стали после войны приятными людьми, но вы должны
нести ответственность за то, что совершили во время войны». Вот в чем
дело. Ведь нацистами становились люди очень культурные, сотрудники
ВУЗов, не какие-то примитивные персонажи.
- Так почему всё же человек так быстро превращается в «животное» и потом обратно в человека?
- Для этого достаточно, чтобы были голод и нищета. Хотя трудно
объяснить. Ведь Германия была страной философов, музыкантов, славилась
своей культурой. И неожиданно оказалось, что это народ, ответственный за
развязывание Второй мировой войны и смерть шести миллионов евреев.
Евреи были нужны, чтобы на кого-то свалить вину. Да и для общества в
целом Гитлер был человеком, который мог завоевать мир и вернуть земли,
где жило много немцев, как в Австрии. И Австрия даже с радостью приняла
Гитлера.
Это трудно объяснить. Люди не готовы к проблемам. Кто бы мог
подумать, что проблема беженцев в Германии даст возможность такой
партии, как AfD («Alternative für Deutschland», «Альтернатива для
Германии» — немецкая консервативная и евроскептическая политическая
партия – прим. автора), стать столь заметной. Это такие ситуации,
которые невозможно себе представить, но которые нужно предотвращать.
Именно политики должны лучше распознавать такие проблемы.
Нацисты вернулись в немецкую элиту
Какой вы помните Германию после окончания войны?
- Весной 1945 года Германия была исключена из числа самостоятельных
государств. Гитлер совершил самоубийство, нацисты капитулировали, и
Германия перестала существовать как политическая единица. Германия и
немцы считались преступниками. Миллионы солдат погибли, миллионы
гражданских постигла та же участь, среди них было шесть миллионов убитых
евреев. Германия несет ответственность за преступление против мира и за
новую мировую войну. Европа лежит в руинах. Крупные немецкие города
разрушены. Немецкий народ голодает, страна находится под военной
оккупацией и поделена на секторы. Миллионы беженцев движутся на запад.
Судьба Германии не ясна, это касается не только государства, но и нации.
Коллективная вина довлеет над всеми немцами, которые в основном заняты
вопросами выживания: пропитание, крыша над головой, безопасность.
Как можно вновь отстроить Германию и интегрировать её в международное
сообщество? Но вот семьдесят лет спустя вновь объединенная Германия
является сильным, процветающим государством. Она вновь обрела уважение и
заслужила доверие своих партнеров, доказав, что является свободной и
демократической нацией. Сегодня она является ближайшим другом и
союзником Франции, против которой она провела три войны за семьдесят
лет.
Германия достигла глубокого взаимопонимания с возникшим вновь в 1948
году еврейским государством, а также с выжившими евреями, которых она до
сих пор по мере сил поддерживает. В 1945 году в Германии остались в
живых только 30 000 евреев. Казалось, что богатая и плодотворная
еврейская история здесь закончилась. Но сегодня у нас снова живут более
100 тысяч евреев.
- Как произошёл этот невероятный процесс восстановления страны и излечения нации?
В первую очередь новая экономическая мощь Германии опиралась на
выраженную в плане Маршалла приверженность западных союзников к
сотрудничеству в деле интеграции ФРГ в Западную Европу, в некую
западноевропейскую идентичность, которая превратилась в некую
эрзац-идентичность. Сыграл свою роль и продолжавшийся десятилетиями рост
в Западной Европе. Германия опиралась на свою промышленность, на
сотрудничество между профсоюзами и работодателями, на стремление немцев к
работе, на создание Европейского сообщества угля и стали, единого
рынка, Европейского экономического сообщества и, наконец, Европейского
союза, которые в свою очередь основаны на немецко-французской дружбе и
примирении европейских наций с ФРГ. Наши союзники рассчитывали на то,
что у нас будет здоровая экономика и политическая стабильность.
Экономическое чудо сопровождалось чудом демократии.
- Этому чуду не помешало даже разделение Германии.
- Само существование Западного Берлина свидетельствовало против
окончательного и долгосрочного раздела Германии. Блокада Берлина впервые
дала возможность показать себя жителям Берлина, смелость которых была
столь же важна, как самолеты союзников. В столичном городе, который
гордится тем, что сумел защитить свою свободу, дело демократии
приравнивается к национальному делу. ФРГ согласилась с тем, что она на
долгое время будет отделена от коммунистического германского
государства. Альтернативой была бы объединенная на советских условиях и
нейтрализованная Германия. Но при поддержке Соединенных Штатов и
Североатлантического союза западногерманские политики предпочли
государство либеральных ценностей и терпеливо дожидались подходящих
условий для нового объединения.
Запад рассматривал немцев не как неизлечимых больных, а как людей,
которым можно доверять, при этом не забывая об осторожности и
бдительности. По мнению Запада, нужно было помогать ФРГ строить
миролюбивую демократию, которая будет способна интегрироваться в Европу.
Предполагалось, что народы будут изменяться в силу своих материальных,
политических, культурных и моральных жизненных обстоятельств и что
гитлеровский режим в долгосрочном плане так же мало повлиял на характер
немцев, как гетто повлияли на характер евреев. В 1840 году немец
считался образцом домашних и гражданских добродетелей, поэтической
чувствительности, доброты и интеллектуальной проницательности. Сто лет
спустя он воспринимался как смесь услужливости, воинственного
высокомерия и зверства.
Разумеется, серьезность конфликта между Востоком и Западом
препятствовала внутреннему процессу излечения Германии. Враждебность по
отношению к тоталитарному советскому режиму была как в нацистской
Германии. И эта преемственность дала возможность активным старым
нацистам после поверхностной денацификации и далее быть активными либо в
неонацистских партиях, либо в правящих демократических партиях. Тем не
менее, жестокость советской системы никоим образом не оправдывает
варварства нацистской Германии.
- Вы считаете, что процесс денацификации был не завершён?
- Конечно, население рассчитывало на то, что снятие вины с нацистов
снимет вину с самого населения. Передача союзниками процесса
денацификации в немецкие руки сама по себе была капитуляцией, даже с
учетом того, что сами союзники никогда не хотели проводить ее
посредством изменения общественных структур. Денацификация в исполнении
немцев превратилась в систему выгораживания.
К началу 1950 годов моральные и фактические убийцы евреев были
выпущены на свободу при поддержке общественности, которая к тому времени
уже сама восставала против редких казней крупных нацистских
преступников. Правительство и юстиция подвели черту.
Такое мягкое отношение к бывшим нацистам, которых на территории
Германии проживало порядка десяти миллионов, противоречит призыву
философа Карла Ясперса к индивидуальной ответственности каждого немца
без исключения. Ясперс обоснованно отвергает представление о
коллективной вине во имя западного представления о справедливости,
которое предполагает, что индивидуум может быть привлечен к
ответственности только за те действия, которые он совершил сам, и не
допускает деления на добро и зло в соответствии с этническим и
географическим разделением людей.
В период с 1950 по 1960 годы бывшие нацисты сумели вновь добиться
большого влияния в немецком обществе, пока мир поражался немецкому
экономическому чуду. Поколение мужчин от 30 до 60 лет, многие из которых
были отравлены национал-социалистическими идеями, совершенно
естественным образом добивается успеха. Практика судебных решений против
старых нацистов воспринимается общественностью как месть победителей.
Ставка на молодёжь
- Бывшие нацисты вошли в элиту обновлённой Германии. В том числе в ряды политических партий?
- То обстоятельство, что миллионы немцев, которые были связаны с
национал-социалистическим режимом, очень быстро перешли в
демократическую систему и с 1949 года в очень значительном большинстве
голосовали за демократические партии, объясняется, предположительно,
тем, что молчание и снисходительное отношение к прошлому помогло немцам
добиться прогресса в политических идеях. ФРГ и ее конституция должны
жить в реальности: невозможно убить всех старых нацистов, их нужно
интегрировать, хотя движение в направлении амнезии зашло слишком далеко в
том, что касается отказа принимать во внимание преступное прошлое
отдельных нацистов.
Но холодная война и страх перед коммунизмом способствовали
возвращению старых нацистов в борьбу, с которой они были знакомы. Масса
немцев, которые доверяли Гитлеру, почти пятнадцать лет проецировали свою
потребность в вожде на Аденауэра, «строгого отца», который все-таки
понимал, что нужно прощать старых нацистов и быть к ним снисходительным.
После кайзера и фюрера ведущую роль взял на себя Аденауэр.
В это десятилетие экстраординарного экономического и дипломатического
подъема ведущие представители страны приняли конструктивную и успешную
экономическую и социальную политику, которая исключила возможность
нового экстремизма. При этом они ориентировались на прирост голосов,
отданных на выборах за нацистов, который объяснялся не наличием
интеллектуального движения, а неспособностью Веймарской республики
оздоровить немецкую экономику и победить безработицу. Достаточно
посмотреть на численность нацистских депутатов в Рейхстаге, чтобы
определить, что она выросла с 14 человек в 1924 году, когда в Германии
начинался период процветания, и 12 в 1928, когда наступил пик
процветания, до 107 в 1930 году по причине экономического кризиса. И в
1933 году они пришли к власти.
- Как послевоенная молодёжь ощущала себя в послевоенной Германии?
- В 1950-е годы я была ещё ребёнком. Наши родители и учителя нам
ничего не рассказывали, мы ничего не знали о прошлом, а эра Гитлера
также мало фигурировала в учебном плане, как и окончательное решение
еврейского вопроса. Но образованием немецкой молодежи должны были
заниматься сами немцы, чтобы моральное и национальное обновление могло
состояться. Ведь для молодежи нацисты – это были отцы, соседи, учителя.
Только в 1960 годы молодежь пробуждается благодаря терпеливой работе
профсоюзов, религиозных групп, учителей, которые придерживались немецких
традиций XVII-XVIII столетий, политиков, которые выступали против
сроков давности за преступления нацистов и за процессы над
преступниками. Благодаря влиянию таких писателей, как Генрих Бёлль и
Гюнтер Грасс, чья постоянно бодрствующая совесть заставляла осознавать
бесконечность тех страданий, которые были причинены жертвам гитлеровской
Германии, и, наконец, всех тех, кого можно обозначить собирательным
понятием «антифашисты» и кто опирался на воспоминания о немецком
сопротивлении и изгнании, на воспоминания о заговорщиках 20 июля 1944
года, студентах и профессорах «Белой розы». Для всех этих мужчин и
женщин доброй воли надежда на диалог и примирение с жертвами Германии
могла быть связана только с полным противоречий осознанием трагического
прошлого, которое никогда нельзя будет полностью закрыть и которым
нельзя будет полностью управлять.
Рождение страстной молодежи в середине 1960 годов удивило
наблюдателей и политологов: эта активная молодежь была в меньшинстве.
Она состояла как из идеалистически настроенных
марксистов-революционеров, которые в равной мере отвергали как
капитализм и войну во Вьетнаме, так и сталинизм и угнетение, так и
здравомыслящих реформаторов, которые хотели вести Федеративную
Республику в гуманистическое и либеральное будущее. Эта молодежь с одной
стороны борется с прошлым, которое она пытается понять, и, с другой
стороны, смотрит в будущее, которое зависит от ее решений, относится
чуждо или даже враждебно к предыдущим поколениям и объединяется во
внепарламентскую оппозицию. Пока германское общество борется с первым
для себя тяжелым экономическим кризисом, который вновь выносит
неонацистские партии в большую политику, руководители обеих крупных
христианско- и социал-демократических партий настолько благоразумны,
чтобы сформировать большую коалицию, и настолько безрассудны или сошли с
ума, что выбирают канцлера с активным нацистским прошлым, который был
одним из организаторов радиопропаганды за рубежом (Курт Кизингер –
прим.автора).
В этой ФРГ, где бывшие нацисты занимают так много руководящих
должностей в столь многих сферах, включая политику, этот неудачный выбор
вызывает только безразличие, за исключением, возможно, публичных, но
безрезультатных выступлений философа Ясперса и писателя Грасса. Даже
воинственная молодежь настолько привыкла к тому, что некогда активные
нацисты снова закрепились на всех уровнях, что не протестовала.
- Но вы протестовали и даже влупили Кизингеру пощёчину.
- Нужно было реагировать и положить конец этой невыносимой
преемственности между тридцатыми и шестидесятыми годами. Должен был
настать настоящий поворот. Прежде всего потому, что намечалось другое
решение, которому предстояло определить судьбу Европы и стать
чрезвычайно символичным по причине биографий двух личностей, которые
были олицетворением ФРГ в 1968 году: канцлер Кизингер, который поставил
свой интеллект и энергию на службу нацистской идеологии, и министр
иностранных дел Вилли Брандт, который с той же самой идеологией боролся,
находясь в изгнании в Норвегии. Первый от имени Германии отказывался
разбираться с политическими и моральными последствиями проигранной
войны, а второй именно это обещал сделать, когда будет избран канцлером.
Пощечина, которую я тогда дала канцлеру Кизингеру, несомненно, была
насильственным действием, но тому судье, который меня в этом упрекнул и
приговорил к лишению свободы сроком на год без возможности
условно-досрочного освобождения, я объяснила, что настоящее насилие
заключается в том, что немецкой молодежи навязывают канцлера-нациста. В
тот самый 1968 год, когда умерли Мартин Лютер Кинг и Боб Кеннеди, я
рискнула моей жизнью ради этой акции.
Тогда я действовала, исходя из убежденности в том, что однажды
немецкое общество засчитает Германии это действие при двух условиях. С
одной стороны, если Германия будет и далее идти по тому пути, на который
надеется остальной мир, что это будет мирная, щедрая, творческая,
социальная, соблюдающая права человека Германия. С другой стороны, если я
буду дальше действовать последовательно и сообразно моей природе: как
немка, которая ощущает не принадлежность к Западу или к Востоку, а
чувствует себя уже как «вновь объединенная» немка.
- И как вы дальше действовали?
- Я боролась за победу Вилли Брандта на выборах 1969 года. И он
сдержал свое слово. Его заслуга в том, что, с одной стороны, стали
возможными новое объединение Германии и Европы, а, с другой стороны,
немецкое общество быстро и впечатляющим образом улучшилось.
Коленопреклонение федерального канцлера Вилли Брандта перед памятником
варшавского гетто также является настоящим прорывом, освобождением,
провокацией и новой отправной точкой, как была ими та пощечина канцлеру.
Осознание ужасающих итогов национал-социализма стало шире
распространяться в Германии, тогда как я со своей стороны боролась в
Германии, Австрии, в южноамериканских диктатурах и на Ближнем Востоке
против безнаказанности нацистских преступников и за защиту евреев, за
солидарность с государством Израиль и за права человека.
ГДР поддерживала меня в моей кампании против канцлера, но я не
позволила запрячь меня тем более тоталитарной и враждебной Израилю
стране. Я разошлась с ГДР, выступив в 1971 году с протестами против
антисемитов в Польше и угнетения в Праге.
Иногда я действовала незаконно, чтобы ФРГ была вынуждена принимать
правильные, но трудные решения, например, с принятием закона о том, что
нацистские преступники, действовавшие во Франции, могли бы предстать
перед судом в Германии, и чтобы немецкое правосудие этот закон
применяло. Моими действиями я способствовала тому, что были улажены
вызванные войной судебные разбирательства между Францией и Германией.
Последовавшие за тем прецедентные процессы сблизили друг с другом
французов и немцев и евреев и немцев.
В эти годы активности гражданского общества Германия смогла
преодолеть кризис, связанный с терактами «Фракции Красной армии»,
которая хотела революции, а не проводившихся федеральными канцлерами
Вилли Брандтом и Гельмутом Шмидтом реформ. А эти реформы изменили
политическую, социальную, интеллектуальную и моральную жизнь Германии.
Социал-демократическая политика открытости по отношению к Востоку
заложила основу для политики христианского демократа Гельмута Коля,
который согласовал и успешно осуществил новое объединение Германии перед
тем, как канцлер Герхард Шрёдер привел вновь объединенную Германию в
соответствие с требованиями глобализированной и ориентированной на
конкуренцию экономики. Опираясь на все еще здоровую, процветающую и
определяемую здравым смыслом экономику, Германия могла не впадать в
крайности и имела время, возможность и смелость для того, чтобы
разобраться с прошлым.
Повсюду появляются памятники, и весь мир видит, какое важное место
Германия посвятила мемориалу Холокоста вблизи здания бывшего Рейхстага,
нынешнего Бундестага (тот мемориал, что председатель фракции AfD
(«Альтернатива для Германии») в парламенте земли Тюрингия назвал недавно
«позором для Германии»). Появляется множество центров документации,
издается множество книг, диссертаций и исторических работ о том времени.
Это время отдаляется по мере того, как умирают последние свидетели,
последние жертвы и последние мучители. Но, кроме того, это тот период
времени, который люди хотят понять, поскольку живущие сегодня в Германии
немцы, которые почти все являются новыми немцами, уже практически не
могут представить гитлеровскую Германию в качестве предшественницы их
Германии.
- Как вы оцениваете вызовы, стоящие перед сегодняшней Германии?
- Когда по призыву канцлера Ангелы Меркель столкнувшись с трагедией
беженцев Германия проявила щедрость, которая резко противоречит
бесчеловечности гитлеровской Германии, этого оказалось достаточно, чтобы
в части населения открыто проявились расизм и ксенофобия.
Мы постараемся противостоять этому вызову, но при этом мы не должны
упускать из виду то, что ход истории непредсказуем. В 1917 году немцы и
австрийцы освободили польских евреев от антисемитизма царского режима.
25 лет спустя миллионы этих евреев были истреблены Третьим рейхом, как и
немецкие и австрийские евреи, которые очень сильно любили свои родные
страны и так много им дали.
История полна сюрпризов. Германии удалось надежно оставить за собой
свое прошлое, и она продолжит идти по этому пути, если сможет в
долгосрочном плане предотвращать возникновение экономических, социальных
и политических кризисов, которые, предположительно, могут вызвать у
немецкого населения такую оценку событий тридцатых и сороковых годов,
которая будет отличаться от сегодняшней. Поэтому каждый из нас должен
сохранять бдительность и занимать активную гражданскую позицию.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 656
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 199
Рейтинг поста:
Не Германия поддержала,а руководство Германии.
Это несколько разные вещи.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 640
Рейтинг поста: