Канада
всегда воспринималась как относительно тихое государство. Между тем и в
этой стране обстановка в последние годы существенно ухудшилась. 29
января 2017 г. в канадском городе Квебеке неизвестные ворвались в
местную мечеть и расстреляли прихожан. Стрельба произошла во время
вечерней молитвы. В это время в мечети находились, по разным данным, от
40 до 100 человек, как минимум, шестеро из них погибли. Стрелявших было
трое. Radio Canada сообщило, что неизвестные были в масках и кричали
«Аллах акбар». В своем выступлении премьер-министр провинции Квебек
Филипп Куяр назвал нападение на мечеть террористическим актом. Полиция
задержала двоих подозреваемых. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо
охарактеризовал атаку на мечеть как трусливое действие и выразил
сочувствие семьям погибших.
Пока правоохранительные органы заняты расследованием
драматических событий в мечети, общественность вновь вернулась к
обсуждению не только собственно террористической угрозы, но и ее причин.
Многие связывают риск терактов с миграционной ситуацией, что заставляет
обратить особое внимание на миграционную политику канадского
правительства и намечающиеся проблемы в сфере межнациональных и
межконфессиональных отношений в Канаде.
Канада — это страна
иммигрантов. Практически все жители страны, за исключением 1,5%
населения — индейцев и эскимосов, являются потомками иммигрантов в
разных поколениях. Это англичане и французы, немцы и голландцы,
итальянцы и поляки, украинцы и евреи, русские и китайцы, шведы и арабы,
представители самых разных национальностей. Однако, вплоть до второй
половины ХХ века в Канаду практически не иммигрировали выходцы из
мусульманских стран. Поэтому численность мусульманской общины в стране
оставалась незначительной. Ситуация стала меняться ближе к концу ХХ
века, когда на Канаду обратили внимание выходцы из стран Азии и Африки, в
том числе и последователи ислама.
Здесь
стоит отметить, что Канада в прямом смысле — родина
мультикультурализма. Сейчас мультикультурализм — это фактически
официальная идеология канадского государства. Теория мультикультурализма
и мультикультурного гражданства была разработана современным канадским
философом и социологом Уиллом Кимлика. Он — еще сравнительно молодой
человек (родился в 1962 году), получивший докторскую степень по
философии и политологии в 1984 году в Королевском университете. Суть
концепции Кимлики заключается в том, что человек не может быть неравным,
исходя из своей расовой, национальной, классовой, половой
принадлежности или каких-либо физических недостатков. Необходимо снижать
степень незащищенности меньшинств в современном обществе, что может
быть достигнуто только посредством установления равенства между
большинством и меньшинством. Такой подход, собственно, и сформировал
политику многих современных западных государств в отношении мигрантов,
иноконфессиональных групп, сексуальных меньшинств. Являясь
последователем политической философии либерализма, Кимлика видит в нем
универсальную концепцию, позволяющую защитить права религиозных и
национальных меньшинств. Соответственно, в либеральных государствах
меньшинства получают те же права, что и большинство. Каковы последствия
утверждения такой модели на практике, мы можем наблюдать на примере
большинства стран Западной Европы, где забота об интересах меньшинств
вылилась в откровенное пренебрежение интересами национального
большинства.
Например, российский исследователь В.С. Малахов
охарактеризовал мультикультурное общество как общество, лишенное
господствующей культуры. Однако, западные общества на протяжении
столетий формировались в рамках определенной культурной традиции,
католической или протестантской. Сама возможность существования
общества, лишенного культуры, появилась лишь в ХХ веке, чему
способствовали: секуляризация ценностно-мировоззренческой системы
значительной части европейцев и американцев, формирование
космополитичной среды мегаполисов, утверждение массовой культуры,
лишенной национального своеобразия. В этой ситуации меньшинства с их
более-менее четкими ценностными установками, мировоззрением, традициями и
образом жизни, стали представлять собой серьезных игроков на
политическом поле — на фоне атомизированной и обезличенной массы
«коренных», чья исконная культура постепенно растворилась в
космополитичной массовой культуре.
Одно из главных противоречий
мультикультуралистской концепции заключается в том, что между
меньшинствами также неизбежно возникают разногласия, а то и открытая
вражда. Более того, меньшинства могут не понимать и не принимать и саму
мультикультуралистскую модель, хотя сами превосходно пользуются ее
достижениями и благами. Например, общины мигрантов из Азии и Африки в
странах Западной Европы добились в последние десятилетия значительных
преференций, например — строительства культовых зданий, весьма лояльного
отношения со стороны государственных органов к своему образу жизни. Но
значительная часть представителей этих общин, по мере роста численности
последних, начинает требовать большего. Если когда-нибудь эти общины
составят большинство населения, то они сразу же покончат с
мультикультуралистской моделью. Неготовность большинства мигрантов жить
по правилам либерального общества приводит к многочисленным эксцессам, в
том числе и самого неприятного или трагического характера. Так благая,
на первый взгляд, идея равенства различных групп населения влечет за
собой страшные последствия вроде террористических актов, «секс-атак» на
представительниц коренного населения, разгула преступности и
наркоторговли.
Сами общины мигрантов не готовы к тому, чтобы
проявлять мультикультурализм и в собственной среде. Попытки отдельных
представителей этих общин строить свою жизнь вразрез с обычаями и
традициями предков иногда заканчиваются очень трагично. Разрыв с
родственниками — лишь самое невинное, что может произойти, например, с
девушкой, допускающей добрачные связи. Например, мировые средства
массовой информации не раз поднимали проблему распространения «убийств
чести» в странах Америки и Европы.
Канада ухватилась за идею
мультикультурализма потому, что эта концепция в какой-то момент
показалась канадским руководителям наиболее соответствующей сущности
канадского государства. Страна иммигрантов нуждалась в том, чтобы
сделать все группы населения, вне зависимости от национального
происхождения, равноправными. Главная проблема Канады долгое время
лежала в плоскости преодоления противоречий между англо-канадцами и
франко-канадцами. Но если диалог между этими группами, в конечном итоге,
все же возможен, как и равное положение протестантских и католических
общин, то массовая иммиграция в Канаду людей с совершенно иным
«культурным кодом» стала тем вызовом, на который мультикультуралистская
концепция не знала ответа.
Когда большинство западных политиков
заговорили о крахе философии и модели мультикультурализма, было уже
поздно. Неконтролируемая миграция и полное невнимание властей к таким
важнейшим аспектам, как религиозная и культурная совместимость, стали
главной причиной обострения социально-политической ситуации во многих
странах Запада. Канада — не исключение. Правда, в отличие от той же
Франции, в Канаде иммигранты из стран Ближнего и Среднего Востока,
Северной и Западной Африки пока не столь многочисленны. Однако, в
последние пятнадцать лет наблюдается явная тенденция к постепенному
увеличению их доли в составе населения Канады. Судить об этом можно по
изменениям численности последователей ислама. Так, если в 2001 г. ислам
исповедовали 2% населения Канады, то в 2014 г. — уже 3% населения
Канады.
Большая
часть канадских мусульман проживает в Торонто, Ванкувере и Монреале.
Власти Канады относятся к иноконфессиональным группам населения очень
лояльно, поэтому мусульманские общины чувствуют себя в этой стране
вполне неплохо. В одном только Торонто действует около 200 мечетей и
молельных домов. В стране есть медресе, организуются исламские
мероприятия. Значительные средства в развитие ислама в Канаде вкладывают
международные исламские организации, а также отдельные меценаты, в
первую очередь — из Саудовской Аравии и других стран Персидского залива.
В Канаде была открыта и самая северная мечеть в мире — в городе Инувик.
Численность мусульман в этом северном населенном пункте невелика, но
благодаря помощи международной благотворительной организации Фонд
Зубайды Таллаба была организована доставка уже собранной из специальных
материалов мечети на север Канады.
Большинство мусульман,
проживающих в Канаде, также стремятся всячески продемонстрировать свою
законопослушность и лояльность канадскому государству. Этому, кстати,
способствует и доброжелательное отношение властей к мусульманам. Весной
2016 г. были опубликованы данные социологического опроса, согласно
которому 84% респондентов из числа мусульман отметили, что в Канаде
отношение к последователям ислама лучше, чем в большинстве других
западных государств. Однако, 35% опрошенных, а это более трети, все же
отметили, что периодически сталкиваются с какими-либо проявлениями
дискриминации.
Гостеприимность Канады обеспечивается и присутствием вчерашних
иммигрантов неевропейского происхождения и их потомков на самых верхних
этажах канадской государственной иерархии. Например, за иммиграционную
политику в канадском правительстве с 10 января 2017 года отвечает Ахмед
Хусейн — сорокалетний уроженец Сомали, приехавший в Канаду уже во
взрослом возрасте, в 18 лет. Канадские парламентарии постоянно
рассматривают все новые и новые законопроекты, направленные на
облегчение миграционного законодательства страны. В 2017 году Канада
планирует принять не менее 300 тысяч мигрантов и беженцев, причем
некоторые депутаты ратуют за увеличение количества принимаемых
иностранцев до 450 тысяч человек. В 2016 году в Канаду прибыли 37 тысяч
человек, 80% из которых — это выходцы из Сирии, а остальные —
преимущественно бывшие жители Ливии и Иордании.
В то же время,
несмотря на лояльность властей к исламской общине, в Канаде, как и в
других странах, существуют и радикальные группы националистического
толка, которым не по душе рост количества последователей других религий.
Неконтролируемая миграция рождает массу проблем для принимающих стран, и
рост националистических настроений среди коренного населения в их
перечне стоит на одном из наиболее значимых мест. Мечеть в Квебек-Сити,
подвергшаяся нападению 29 января 2017 года, летом 2016 года уже
становилась объектом внимания со стороны недоброжелателей. Так, в июне к
ее дверям неизвестные подбросили свиную голову. Тогда общественность
сочла эту акцию просто банальным бытовым хулиганством. Нападения на
культовые учреждения мусульман — не редкость для современной Канады.
Например, в ноябре 2015 года неизвестные лица подожгли мечеть в городе
Петерборо в провинции Онтарио. Пожар уничтожил все здание.
Рост
националистической активности в Канаде может быть связан с недавним
решением канадского руководства. Напомним, что после того, как
новоизбранный президент США Дональд Трамп 27 января 2017 года объявил о
закрытии въезда в США для граждан семи государств — Ирана, Ирака,
Йемена, Ливии, Сирии, Сомали и Судана. В результате этой меры все
граждане этих стран фактически лишились возможности легального въезда в
Соединенные Штаты Америки. Однако, вслед за указом Трампа, последовала и
неоднозначная реакция правительства Канады. Министр по делам иммиграции
Канады Ахмед Хусейн заявил, что Канада готова предоставить временное
убежище всем лицам, которым из-за указа Трампа будет ограничен въезд на
территорию Соединенных Штатов Америки. Таким образом, Оттава не только
продемонстрировала неприятие миграционной политики нового американского
президента и подтвердила верность принципам мультикультурализма, но и
согласилась открыть двери для очень большого количества мигрантов. Ведь
США все равно пользовалась большей популярностью в качестве конечной
цели миграции, чем Канада. Понятно, что перспектива въезда многих тысяч
выходцев из перечисленных ближневосточных и африканских государств не
радует значительную часть канадцев, особенно тех, кто придерживается
правых взглядов. Многие канадские экономисты и социологи предупреждают
правительство страны о негативных последствиях неконтролируемой
миграции. Канаде предсказывают рост безработицы среди коренного
населения, увеличение налоговых сборов и ставок по кредитам (ведь
адаптация мигрантов потребует значительных финансовых ресурсов), как
следствие — отмену многих социальных программ для граждан Канады.
В
качестве детонатора для оживления канадских националистов выступила и
победа Дональда Трампа на президентских выборах в США. Канада —
ближайший сосед США. Поэтому те серьезные изменения, которые анонсировал
Трамп в своей предвыборной программе, а затем и в инаугурационной речи,
не могут не волновать самые широкие слои канадского общества.
Разумеется, что среди канадцев, в том числе и правых взглядов, есть
самые разные люди. Большая часть законопослушна и даже, не будучи
довольной мигрантами, не считает возможным совершение в их отношении
насильственных действий. Но, как и в любой стране и среди любых групп
населения, есть и радикалы. Вопрос в том, является ли расстрел прихожан
мечети делом их рук? Ведь не исключена и версия провокации, которая
может быть выгодна самым разным силам.