Почему провалились переговоры в Женеве
Международная
конференция по Кипру в Женеве завершилась без каких-либо конкретных
результатов. Даже несмотря на то, что впервые за 43 года переговоры
проходили в классическом формате: президент Кипра Никос Анастасиадис,
лидер непризнанной Турецкой республики Северного Кипра Мустафа Акинчи,
министры иностранных дел держав-гарантов — Великобритании, Греции и
Турции.
Напомним, что
Кипр был разделен в 1974 года после вооруженного вторжения Турции.
Оккупированными оказались 37 процентов территории острова, на которой в
1983 году была провозглашена Турецкая республика Северного Кипра,
признанная только Анкарой. В 2004 году в Евросоюз вступила Республика
Кипр, населенная греками-киприотами, то есть в составе ЕС оказалось два
разных, но все же греческих государства. Этим самым была завершена время
от времени возникавшая дискуссия об эносисе — присоединении Кипра к
Греции. Если бы такое произошло, то Турция объявила Северный Кипр своей
территорией. Но события развивались в направлении воссоединения
разделенных частей острова через налаживание межобщинного диалога, хотя с
2005 года власти Кипра блокируют переговоры между ЕС и Анкарой о
вступлении Турции в Евросоюз, что создает в переговорном процессе еще
один уровень, который напрямую связан с перспективами интеграции Турции в
ЕС.
В
феврале 2014 года появился проект заявления, в котором говорилось о
поэтапном строительстве двухзонной двухобщинной политически равноправной
федерации с единой международной правосубъектностью Кипра как члена ЕС и
суверенитетом, как у всех стран-членов ООН. Определенные силы в Анкаре
держали в уме тогда возможность разыгрывать кипрскую «карту» с Брюсселем
с расчетом получить не только зеленый свет для вступления в ЕС, но и
предопределить дальнейший процесс демократизации в Турции. Потом ставка
была сделана на то, пишет австрийская газета Die Presse, что
«появившийся на кипрской сцене дуэт единомышленников — президента
Северного Кипра Акынджи и президента Кипра Анастасиадиса — сыграет роль
«космополитов», чтобы окончательно избавиться от старого бремени». Между
этими двумя лидерами были установлены и существуют хорошие личные
контакты, их связывают и общие экономические интересы, особенно если
иметь в виду обнаруженные несколько лет назад у побережья Кипра газовые
месторождения. Проблема была в том, насколько Акынджи был самостоятелен
предпринять политический маневр, отдалившись от Анкары.
К
моменту начала работы в Женеве международной конференции по Кипру
Брюссель дал понять, что переговоры с Турцией о ее вступлении в Евросоюз
если не прекращены, то откладываются на долгий период, а самого
президента Реджепа Тайипа Эрдогана перевели из разряда прогрессивного
реформатора в стан авторитарных лидеров. Поэтому Анкара утеряла
мотивацию действовать на кипрском направлении. К тому же греки-киприоты
настаивают на выполнении двух условий: а) Великобритания, Греция и
Турция отказываются от роли стран-гарантов безопасности Кипра; б) Анкара
отзывает своих солдат (сегодня в северной части острова находятся, по
некоторым данным, около 35 тысяч турецких военных). Если говорить о
предполагаемом политическом устройстве Кипра, то греки-киприоты готовы
пойти на создание ротационной системы, когда пост президента по очереди
будут занимать киприоты турецкого и греческого происхождения. Это
первично, вторично — решение проблем собственности, финансовой
компенсации, а также возможности вернуться в родные места беженцам и
т.д.
В итоге Турция,
уступая ЕС, не получает ничего взамен, кроме, возможно, некоторого
улучшения своего международного имиджа. Но главное в том, что Анкара
считает Северный Кипр «своей территорией», и перевод ее под юрисдикцию
ЕС рассматривает как первый элемент в операции по развалу государства.
Не случайно глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, выступая по итогам
международной конференции в Женеве, посвященной кипрскому
урегулированию, заявил, что прежде всего необходимо зафиксировать «все
возможные варианты событий, даже самые негативные», имея в виду
ситуацию, которая складывается сейчас в Восточном Средиземноморье и на
Ближнем Востоке. В этой связи Анкара выступает за то, чтобы Турция
сохранила за собой статус страны-гаранта, как и размещение на острове
турецких войск, тем самым поставив под сомнение переход «объединенного
Кипра» под юрисдикцию ЕС. «Структура, которая не может найти путей
решения имеющихся проблем и придерживается политики двойных стандартов
по многим вопросам, — отметил Чавушоглу, — не сможет обеспечить
безопасность на острове. Это предположение из разряда фантастики».
18
января должны встретиться эксперты, которым поручено подготовить доклад
о вооружении и численности войск, дислоцированных на Кипре. 23 января —
еще одна встреча в прежнем женевском формате. Но вновь загвоздка.
Греческая сторона считает анахронизмом систему держав-гарантов и
предлагает вместо нее договор о дружбе и сотрудничестве между Кипром,
Грецией и Турцией. В свою очередь Эрдоган заявил, что план экс-генсека
ООН Кофи Аннана по объединению острова «уже не действителен», в
настоящее время «открыта новая страница переговорного процесса». Иначе
говоря, приостановка переговоров о вступлении Турции в ЕС развязала руки
Анкаре, которая перешла в политическое наступление. А это ставит под
сомнение перспективы краткосрочного и даже среднесрочного разрешения
кипрской проблемы.
Станислав Тарасов
Источник: regnum.ru
Источник: geo-politica.info.
Рейтинг публикации:
|