Сегодня
президент РФ Владимир Путин примет участие в торжественном заседании,
посвященном юбилею одного из старейших органов государственной власти –
прокуратуры. Ей исполняется 295 лет. На мероприятие приглашены
руководители центрального управления, прокуроры субъектов и, конечно же,
заслуженные ветераны важнейшего ведомства страны.
С момента
учреждения прокуратуры 12 января 1722-го года кардинальные и
многократные изменения претерпели абсолютно все сферы жизнедеятельности
государства, однако суть работы прокуратуры оставалось неизменной все
это время. При создании нового органа государственной власти Петр I
весьма емко поставил перед ним задачу: «Уничтожить или ослабить зло,
проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и
беззакония». Тем же днем Император назначил Генерал-прокурором графа
Павла Ивановича Ягужинского, назвав его оком, коим государь будет видеть
все.
С тех пор ведомство меняло название, структурную
принадлежность, принципы работы, подстраивалось под изменения
законодательства и Конституции, при этом незыблемой оставалась цель –
борьба с преступностью и беззаконием во всех его проявлениях.
К
слову, в царской России орган претерпел изменения лишь дважды. В 1802-м
году институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного
Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал
Генерал-прокурором. Спустя полвека судебная реформа установила «Основные
начала судебных преобразований», которые в основном касались системы
судоустройства. «При судебных местах необходимы особые прокуроры,
которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий должны иметь
товарищей», – гласило постановление, а также констатировало, что
«власть обвинительная отделяется от судебной».
Однако с 1917-го
года ведомство достаточно часто видоизменялось, а основы деятельности
прокуратуры дополнялись все новыми правовыми положениями и дополнениями.
В том же 17-м году был принят Декрет о суде № 1, согласно которому
упразднялась существующая до революции система, институты судебных
следователей, а также органы прокурорского надзора, присяжной и частной
адвокатуры. Их обязанности взяли на себя вновь учрежденные народные суды
и революционные трибуналы. Следственными производствами стали
заниматься особые следственные комиссии.
Спустя 6 лет была
образована Прокуратура Верховного суда СССР. Орган получил широчайшие
полномочия, включая право голоса в заседаниях высших органов власти
государства, более того, ведомство наделили полномочиями
приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда.
В
1933-м году спектр полномочий Прокуратуры был еще больше расширен. На
нее были возложены задачи, определяющие работу уполномоченных органов на
всей территории страны и союзных республик. В их числе надзор за
соответствием постановлений и распоряжений любых ведомств республик и
местных органов власти и постановлениями правительства, возбуждение
уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных
инстанциях на территории СССР, полное руководство над деятельностью
прокуратур, ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых
учреждений.
Таким образом, утвержденное в 33-м «Положение о
Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как
самостоятельного государственного органа. Через три года состоялось
окончательное отделение всех подразделений ведомства из системы юстиции в
самостоятельную единую централизованную систему.
Во время
Великой Отечественной войны деятельность Прокуратуры была перекроена на
«военный лад», проще говоря, работа ведомства была подчинена одной общей
задаче – победе над фашистским натиском. В годы войны прокурорам и
следственным работникам присваивались чины, приравненные к воинским
званиям, и выдавалось новое форменное обмундирование. После победы над
Германией Прокуратура перешла к работе, согласно положениям довоенного
времени, а Генеральным прокурором СССР был назначен Константин Петрович
Горшенин.
В мае 1955-го года, согласно указу Президиума
Верховного Совета СССР, был принят такой важный законодательный акт, как
«Положение о прокурорском надзоре в СССР». С тех пор на Генерального
прокурора СССР было возложено осуществление высшего надзора за точным
исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им
учреждениями, а также всеми гражданами, находящимися на территории СССР.
Следующее
изменение Прокуратура СССР претерпела в 1977-м, когда была принята
новая Конституция. При этом положения, принятые в 1955-м, скорее,
несколько модифицировались на бумаге, нежели изменились. Таким образом,
суть работы осталась прежней. Ведомство обладало все теми же широкими
полномочиям и определенным спектром задач:
- высший надзор за точным и единообразным исполнением законов;
¬- борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности;
- борьба с преступностью и другими правонарушениями;
- расследование преступлений;
- привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление;
- обеспечение неотвратимости ответственности за преступление;
- разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений;
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями;
- участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.
После
распада Советского Союза ведомство видоизменилось в последний раз. В
январе 1992-го года был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре
Российской Федерации», согласно которому в новой Конституции РФ был
закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры. В
результате преобразований орган окончательно сформировался структурно и
стал полностью самостоятельным, коим является и по сей день.
В
целом, сколько бы положение Прокуратуры не менялось и не дополнялось,
ведомство всегда имело огромное государственное и политическое
значение. Сколько бы преобразований не претерпел орган государственной
власти, основной его задачей так и остались те самые слова Петра I,
озвученные 295 лет назад. Именно от прокуратуры во многом зависит
благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы
государства.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+