Переговоры об объединении двух частей Кипра: греческой Республики
Кипр, признанной международным сообществом и являющейся членом ООН, и
Турецкой Республики Северный Кипр, признанной лишь Турцией, идут уже
много лет. Однако найти компромисс, который устроил бы греков-киприотов и
турок-киприотов, пока так и не удалось. И все же от нынешних
переговоров не без оснований ждут многого.
Сначала в течение трех дней лидеры греков-киприотов Никос
Анастасиадис и турок-киприотов Мустафа Акынджи обсудят вопросы,
оставшиеся нерешенными после прерванных почти два месяца назад
переговоров на швейцарском горном курорте Мон-Пелерин. В среду они
обменяются картами для согласования границы между греческой и турецкой
частями предполагаемой федерации. В четверг переговоры возобновятся в
расширенном составе. К непосредственным участникам 12 января добавятся
президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, также премьер-министры Греции и
Великобритании: Алексис Ципрас и Тереза Мэй и президент Еврокомиссии
Жан-Клод Юнкер. В расширенном составе переговорщики обсудят вопросы,
связанные с обеспечением гарантий безопасности участников воссоединения
Кипра.
Воссоединение Кипра после 43 лет раскола будет важным событием не
только для политиков. Оно уничтожит преграды на пути развития торговли в
регионе и привлечет новые инвестиции. Остров находится недалеко от
Турции, поэтому успешные переговоры в Женеве откроют путь кипрским нефти
и газу в Турцию и Европу. Воссоединение острова позволит также укрепить
НАТО, членами которой являются Греция и Турция; и наладить
сотрудничество между НАТО и Евросоюзом, формально сейчас невозможное
из-за конфликта на острове.
Результаты переговоров по воссоединению Кипра во многом будут
зависеть от Анкары, которая, после того, как в прошлом году переговоры о
вступлении Турции в ЕС практически остановились, менее склонна идти на
компромисс. Особенно, по таким «больным» для нее вопросам, как
обеспечение безопасности соотечественников.
Сейчас безопасность гарантируют Афины, Анкара и Лондон. После
объявления Кипра федеративным государством, состоящим из греческой и
турецкой частей, греки-киприоты считают, что безопасность будет
автоматически гарантировать Евросоюз, членом которого и является
Республика Кипр. Анкара же настаивает на обеспечении гарантий
безопасности отдельно туркам-киприотам и в лучшем случае согласится на
вывод войск с острова в течение 10-15 лет.
К тому же, Эрдогану после прошлогодней попытки военного переворота,
серии терактов исламистов и курдов и начала обсуждения парламентом
поправок к конституции, означающих превращение Турции из парламентской в
президентскую республику, сейчас особенно нужен имидж сильного
национального лидера. С другой стороны, нельзя исключать и того, что
турки могут захотеть улучшить сильно испорченные в последнее время
отношения с ЕС и США и с этой целью не будут мешать переговорам.
Воссоединение Кипра очень важно и для Брюсселя, дипломатия которого в
последние пару лет терпела одни неудачи. Воссоединение острова также
устранит одно из главных препятствий на пути присоединения Турции к
Евросоюзу и задаст оптимистичный настрой для всего 2017 года. Кипр
вступил в Евросоюз в 2004 году, но всеми благами сейчас пользуются
только греки-киприоты, проживающие в Республике Кипр. К слову, Никосия -
единственная разделенная столица в объединенной Европе.
«Воссоединение покажет, что демократические принципы объединенной
Европы являются эффективным механизмом, который может привести к
окончанию такого длительного и глубокого исторического конфликта,-
приводит журнал Politico слова Христоса Стилианидиса, киприота по
национальности и еврокомиссара по гуманитарной помощи и антикризисным
мерам.- Я не уверен, что если бы Кипр не был полноправным членом ЕС, то
мы сумели бы достичь такого огромного прогресса в переговорах».
Ранее главным препятствием на пути воссоединения были вопросы выплаты
компенсации беженцам за потерянные в результате раскола в 1974 году
земли. Почти три четверти населения Кипра, составляющего 1,1 млн
человек, живет на юге, в греческой части острова. Причем, половину из
300 тыс. турок составляют переселенцы из материковой Турции, которых
греки-киприоты считают нелегалами.
После 1974 года до 150 тыс. греков были вынуждены бросить свои дома
на севере и перебраться на юг. Такая же судьба ждала примерно 50 тыс.
турок, которые двигались в противоположном направлении – с юга на север.
Правда, проблема компенсации в основном решена, чего нельзя сказать о
ряде других вопросов. Например, президентстве. Турки-киприоты несмотря
на малочисленность хотят, чтобы их представитель участвовал в управлении
Кипром на ротационной основе. Никосия готова пойти на уступки, но
взамен, очевидно, потребует сговорчивости по границе между турецкой и
греческой частями. Предстоит еще договориться и о финансировании
воссоединения, процесса, конечно, недешевого.
Если в Женеве будет подписано соглашение о воссоединении Кипра, то
его необходимо будет утвердить на референдумах в северной и южной частях
острова. Здесь тоже не все ясно. Кипр едва не объединился в 2004 г.,
как раз накануне вступления в ЕС. Подписанное под эгидой ООН соглашение
турки-киприоты утвердили (65%), а вот греки на федерацию не согласились
(76%).
Последние опросы свидетельствуют, что и сейчас результаты референдума
прогнозировать трудно - 89,4% турок-киприотов выступают за присутствие
на острове хотя бы ограниченного турецкого контингента, а 46,7%
возражают против уступок грекам земель. 65% греков-киприотов в декабре
2016 г. считали, пишет Cyprus Mail, что компромисс с турками невозможен.