Пишет Kirill Pankratov (neznaika_nalune) @ 2008-02-15 01:00:00
Враньё от "Комитета защиты журналистов" Итак, о вчерашнем графике, на котором я просил читателей найти бросающиюся в глаза аномалию. График представляют собой мою обработку части данных об убитых журналистах представленных организацией Committee to Protect Journalists: http://www.cpj.org/deadly/index.html. Я заинтересовался этими данными по мотивам некоторый обсуждений в этом блоге, а так же медийных публикаций.
Например, недавно в большой "программной" статье The Myth of the Authoritarian Model - пропагандистском "залпе" против путинского президенства - авторы Майкл Макфоул и Кэтрин Стоун-Вайсс утверждали что при Путине в России убивают больше всего журналистов, после Ирака и Колумбии: "Meanwhile, Russia now ranks as the third-most-dangerous place in the world to be a journalist, behind only Iraq and Colombia. Reporters Without Borders has counted 21 journalists murdered in Russia since 2000, including Anna Politkovskaya, the country's most courageous investigative journalist, in October 2006"
Так ли это? Я решил посмотреть на статистику убитых журналистов и её методологию на сайте "Комитета защиты журналистов".
Прежде всего подчеркнём что Ирак с момента американского вторжения - самое гибельное место для журналистов, перекрывающее статистику всех остальных стран вместе взятых. По данным "Комитета защиты журналистов" с 2003 там погибло 151 репортёра. По данным другой организации, "Репортёры без границ", там погибло 209 "журналистов и работников СМИ". Это настолько чудовищная "чёрная дыра", по сравнению с которой всё остальное - статистический шум. Но этот "шум" мы и рассмотрим, там открываются весьма любопытные вещи.
Ирак и Афганистан я не стал включать в статистику. С ними - всё ясно. Так же я исключил все африканские страны (хотя в Сомали, Сьерра-Леоне и некоторых других погибло немало репортёров), и ещё одну горячую точку - Израиль и Палестинскую территорию. Таким образом в оставшихся странах, для которых я подсчитывал статистику, военные конфликты не имеют решающего значения, существует функционирующее центральное правительство и пресса.
В разделе "Методология" на сайте "Комитета" разьясняется: "CPJ applies strict journalistic standards when investigating a death. We consider a case “confirmed” only if we are reasonably certain that a journalist was killed in direct reprisal for his or her work; in crossfire; or while carrying out a dangerous assignment. We do not include journalists who are killed in accidents—such as car or plane crashes—unless the crash was caused by hostile action (for example, if a plane were shot down or a car crashed trying to avoid gunfire).
We include only confirmed cases in our database and in the statistical analysis above.
If the motives are unclear, but it is possible that a journalist was killed because of his or her work, CPJ classifies the case as “unconfirmed” and continues to investigate to determine the motive for the murder."
То есть вроде бы "Комитет" очень строго подходит к включению смерти журналиста в свою базу данных: если нет никаких сомнений в том что это было убийство связанное с профессиональной деятельностью журналиста, он заносится в "подтвержённую" категорию. Если есть некоторые сомнения по поводу смерти - в "неподтверждёную".
При рассмотрении конкретных обтоятельств журналистских смертей очень быстро выяснились закономерности, не лезущие ни в какие разумные рамки. Я решил разделить все случаи по категориям (это не представлено в статистике самого Комитета по отдельным странам): 1) "направленное убийство" (как правило из огнестрельного оружия, иногда ножом, или заложенной в автомобиле бомбой); 2) война или теракты направленные не на конкретного журналиста, а на множество жертв; 3) автокатастрофы и 4) другие причины (самоубийства, отравления, в некоторых случаях пропажа вез вести).
Сразу заметно что данные разбиваются на две очень различных группы стран. В большинстве стран в статистике присутствуют только смерти первых двух категорий (направленное убийство или военные потери). И лишь в нескольких случаях - в России, нескольких соседних странах СНГ и, скажем, в Иране - разбивка по категориям радикально другая: большой процент составляут всякие другие категории - автокатастрофы, самоубийства и т.д.
Может ли кто-нибудь в здравом уме поверить что журналисты в других странах никогда не попадают в автокатастрофы в оставляющих сомнение обстоятельствах, не совершают самоубийства, не бывает скоропостижных седечных приступов вызванных стрессом и т.д.? Едва ли. Скорее это явный признак того что критерии отбора у "Комитета" для России и ещё нескольких "неудобных" стран, и два всего остального - совершенно разные.
Некоторые проницательные читатели (например, e_dikiy), сразу заметили явную аномалию.
Причём и статистика "направленных убийств" по России весьма странная. так, например, в "журналисты, павшие на посту" записан... Илья Зимин, убитый два года назад молдавским гастарбайтером, оскорбившимся на гомосексуальные ухаживания Зимина. В статистику 2007 года попадает и "подтверждённый" Иван Сафронов из "Коммерсанта" выпавший из окна своего дома, и "неподтверждённый" Вячеслав Ифанов, найденный в своём гараже с отравлением угарным газом, без всяких признаков насильственной смерти. В предыдущие годы в число "подтверждённых" попал и Юрий Щекочихин и Павел Макеев, сбитый машиной при несколько подозрительных обстоятельствах. В статистику Беларуси попал повесившийся Михайло Коломец и Вероника Черкасова, зарезанная в своей квартире после бытовой ссоры. В статистику Украины, помимо Гонгадзе - погибший в автокатастрофе Георгий Чечук из Полтавы.
При этом для большинства стран разница между двумя основными категориями весьма условна. Вот, например, разница между "подтверждёнными" и "неподтверждёнными" убийствами в Мексике в 2006:
"Подтверждённое": "Гарсиа, репортёр газеты Тестимонио в Веракрусе, был найден убитым неподалёку от города Мадинга-и-Матоса. Он был застрелен двумя выстрелами в голову и четырьма - в грудь... Гарсия в течении 13 лет писал о преступности и торговле наркотиками, и незадолго до убийства опубликовал расследование о мафии оперирующей в контейнерном порту Вераксруса".
"Неподтверждённое": "Тело редактора Энрике Переа Куантанильо, много лет работавшего в криминальной хронике, было найдено на дороге в 9 милях к югу от Чихуахуа... Переа был убит выстрелами в голову и в спину из .45-калиберного пистолета... Эспарса (представитель прокуратуры) заявил что следователи считают это убийство делом рук организованной преступности. Хотя мотив был не вполне ясен, журналистская работа Переа стала одной из версий."
Вы видите какую-нибудь существенную разницу между этими случаями? Я - нет. И на самом деле большинство случаев убийств журналистов В Мексике, Колумбии, Филиппин и многих других стран попадает в подобную категорию - это явное убийство, причём мотив вполне может быть связан с профессиональной деятельностью, и существенной разницы между "подтверждёнными" и "неподтверждёнными" нет.
В этом же, 2006 году в статистику России в качестве "подтверждённого" убитого журналиста попал Максим Максимов из питербургского "Города". Он пропал без вести за два года до того, и тело его не было найдено. Основная версия расследования исчезновения Максимова была связана с криминальными махинациями с квартирами (Максимов занимался для себя процедурой обмена или покупки), а не с его работой. Каких-то чётких признаков связи предполагаемого убийства с его журналистской работой не выявлено. Тем не менее Максимов записан в "подтверждённые" убитые журналисты. Вообще-то у "Комитета защиты журналистов" есть отдельная статистика для пропавших без вести, которые не попадают в число "убитых". Но только в случае России считается по другому. В число "подтверждённых" убитых попал так же и Завадский, пропавший без вести в Беларуси.
Ещё одним из "подтверждённых" в статистике России в 2006 стал Юрий Кочетков - тульский корреспондент "Труда". В его убийстве (с целью ограбления) обвинили ранее судимого Яна Стаханова. Тем не менее "Комитет защиты журналистов" считает "подтверждённой" профессииональную версию убийства хотя следствие не нашло её признаков.
Итак, критерии "Комитета" для России (Белоруссии, и т.д.), и, с другой стороны, для большинства других стран - совершенно разные, не имеющие ничего общего. В большинстве случаев - в статистику попадают только явные убийства имеющие заказной вид, или потери на войне и в терактах. Если имеются даже небольшие сомнения в том что убийство связано с профессиональной деятельностью, смерть журналиста записывается в "неподтверждённую" категорию, или исключается из статистики вообще. Транспортные происшествия, самоубийства, отравления и прочие виды смерти, даже где имеются весомые подозрения, из статистики исключены полностью.
В случае России (или, например, Беларуси) - совсем другие принципы. Практически любая неестественная (и иногда даже естественная) смерть журналиста попадает в статистику жертв, причём если есть хоть малейшие намёки на "профессиональный" характер - попадает в "подтверждённую" графу. Похоже что "Комитет" просто не способен в принципе сколько-нибудь критически оценивать информацию из российских источников. Если по поводу кончины журналиста какой-нибудь оппозиционный деятель, любящий раздавать интервью западным изаниям, пафосно ляпнет: "Демократическая общественность не сомневается что это - дело рук кровавой путинской диктатуры" - это непременно попадает в статистику "жертв режима". Причём тащится всё что попадает под руку: скоропостижная смерть от пищевого отравления, самоубийство с малейшими подозрительными обстоятельствами, автокатастрофа.
Разница в статистике настолько огромная, что делает её бессмысленной. Это насмешка над обьективностью и элементарнуми принципами составления данных. "Комитет защиты журналистов" - лжецы, выполняющие вполне определённый политический заказ. Эта статистика, как и всевпозможные "рейтинги" (свободы слова и т.д.) - стоят лишь того что подтереться ими и дать авторам самим сьесть свои творения.
Если посчитать общее число убитых журналистов за 2000-2007 годы по отдельным категориям, и исключить автокатастрофы, самоубийства и т.д., которые считаются только для стран СНГ, статистика будет выглядеть так как представлено на графике ниже.
Из неё видно что намного больше чем в России журналистов убивают в Колумбии и на Филиппинах, а так же в Мексике. В сравнимых количествах (особенно если исключить нелепые случаи подобные смерти Зимина) - в Индии, Бангладеше, Шри Ланке и Бразилии. И это, как было указано выше, не учитывает страны активных военных конфликтов и африканского континента. Получается совсем другой взглад на вещи, если присмотреться к статистике широко циркулирующей в СМИ, чуть более внимательно. Источник: neznaika-nalune.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|