Операция «децентрализация»: как Порошенко ставит регионы на колени
Децентрализация стала одним из главных лозунгов президента Петра
Порошенко в 2016 году. Однако реальные действия украинской власти
однозначно показывают: в действительности регионам не стоит мечтать об
экономической независимости.
Завершение 2016 года ознаменовалось
для Украины эдаким «парадом суверенитетов». О своем стремлении к
экономической независимости объявили целый ряд регионов страны.
Последнее такое выступление состоялось во Львовской области. 26 декабря
стало известно, что более двух тысяч жителей этого региона подписали
петицию о создании экономической автономии региона и налаживании
самостоятельных связей с Польшей. Теперь она обязательна к рассмотрению
Львовским областным советом.
За день до этого представители
польской общины на форуме во Львове заявили, что украинская власть
ничего не делает для развития экономики региона. По итогам мероприятия
они приняли резолюцию с призывом к руководству страны предоставить
властям Львовской области право на проведение самостоятельной
экономической политики.
Ранее еще семь областных советов Украины
выступили в поддержку договорных отношений с центром. Решение Одесского
облсовета поддержали Житомирский, Кировоградский, Хмельницкий,
Ивано-Франковский, Полтавский и Киевский облсоветы. Позднее
Ивано-Франковский горсовет также потребовал от власти подписать договор о
разделе полномочий.
Казалось бы, все это укладывается в
объявленный президентом Украины Петром Порошенко курс на
децентрализацию, однако в действительности регионам не стоит надеяться
на получение какой-то реальной экономической независимости от центра.
Децентрализация по-украински
О
том, что объявленная Порошенко децентрализация не более чем сотрясение
воздуха, говорит принятый Верховной Радой проект бюджета на 2017 год. В
документе четко прописана гораздо большая экономическая зависимость
регионов от центра, чем существующая на сегодняшний день.
Согласно принятому госбюджету, регионам оставили
только 60% налога с физических лиц, налог с недвижимости, который был
введен с июля 2016-го, налог с земли и единый налог. В этом смысле в
бюджете 2017 года по сравнению с 2016-м радикально ничего не изменилось.
Разве что в 2017-м местным бюджетам пообещали дать возможность
пересмотреть кадастровую стоимость земли и таким образом поднять налог
на землю.
«Грубо говоря, в действительности, из общей суммы
налоговых поступлений в регионах остается 11%, а все остальное уходит в
Киев. При этом расходы перераспределили. Теперь регионы должны содержать
школы, больницы — понятно, что денег будет не хватать, и будут
использоваться субвенции из центрального бюджета», — рассказал президент
Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
В целом
доходы региональных бюджетов по сравнению с прошлым годом увеличены на
23,2 млрд грн. Однако расходы выросли еще больше — на 92,2 млрд.
Правительству
придется направить почти 263 млрд грн на субвенции местным бюджетам.
Естественно, называть такой подход «децентрализацией» нельзя. Согласно
этой схеме, сначала деньги собирает Киев, а потом в ручном режиме
распределяет по регионам. Это наоборот — централизация.
При этом,
согласно сложившейся десятилетиями практике, средства госбюджета
распределяются неравномерно. Некоторые регионы получает больше, и в этом
присутствует явная коррупционная составляющая.
«Кто при власти,
тот и делит. Несмотря на то, что есть методики и правила, они очень
часто нарушаются. Если, к примеру, губернатор приближен к президенту или
премьеру, или какие-то местные олигархи могут войти в Кабмин, они
получат больше», — констатировал Охрименко.
Однако здесь есть
существенные риски: субвенции — незащищенная статья госбюджета, и если
денег у государства будет не хватать, не будет и субвенций.
Глупые, больные и безработные
Простое
закрытие школ и больниц вполне может привести к массовым волнениям и
беспорядкам. Реформа предполагает, что, закрывая дорогие в содержании
школы и больницы, власть расширит доступ к оставшейся социальной
инфраструктуре — запустит новые транспортные маршруты, социальные
автобусы, укомплектует новейшим оборудованием оставшиеся школы и
амбулатории и т.п.
Но, судя по всему, власть пойдет кратчайшим
путем реформ — социнфраструктуру сократят без видимого повышения
качества работы оставшейся. Ситуация точь-в-точь повторяет тарифную
историю: цены выросли, а качество услуг нет — монополии попросту
переложили на потребителя свою неэффективность.
А значит, ситуацию
обязательно используют политические конкуренты Порошенко. Видимо, по
этой причине решено использовать другой метод.
«Что сейчас
произойдет, как я понимаю: какие-то регионы, может, и смогут без проблем
финансировать школы и больницы, но есть регионы, в которых доходов
очень мало. Их, скорее всего, придется «оптимизировать». То есть, из
трех или четырех, к примеру, сельских школ, оставят одну. Сокращение
больниц может и не будет столь значительным, а вот поликлиники будут
закрывать массово», — считает Александр Охрименко.
По оценкам МВФ,
за 2017 год приблизительно 220 тыс. работников образования и
здравоохранения будут уволены — «оптимизированы», как пишут эксперты
фонда. По их мнению, регионы должны сами искать средства на медицину и
образование.
Но при этом регионам не дают зарабатывать — тоо, что
им оставляют, явно недостаточно для решения этих проблем. В зоне риска
находятся абсолютно все регионы Украины.
«Все регионы крайне
нуждаются в деньгах — даже Винницкая область, которую считают «вотчиной»
Порошенко, не имеет особых преференций. У нас сейчас за исключением
нескольких небольших городов практически все населенные пункты Украины
дотационные. Ну, еще в бюджете Киева записано, что он будет не
дотационный. Но и на 2016 год объявляли, что он будет бездефицитный —
однако не получилось. А Киевская область дотационная — как и все
остальные области», — отмечает президент Украинского аналитического
центра Александр Охрименко. Новый «последний диктатор Европы» «То, что
сейчас пытается реализовать Порошенко в плане экономики — чисто
белорусский вариант. Ну или казахский, узбекский и так далее. Когда роль
государства — премьер-министра, кабинета, администрации президента —
усиливается», — считает Охрименко.
Новый «последний диктатор Европы»
«То, что сейчас пытается реализовать Порошенко в плане
экономики — чисто белорусский вариант. Ну или казахский, узбекский и
так далее. Когда роль государства — премьер-министра, кабинета,
администрации президента — усиливается», — считает Охрименко.
Он
отмечает, что после того, как на Украине «последний олигарх» (за
исключением самого Порошенко, конечно) в лице Коломойского стал уже не
олигархом, становится возможной этакая трансформация Украины с точки
зрения экономики в белорусскую модель, когда роль государства
существенно вырастет.
«Финансовый рынок уже под контролем
президента, в следующем году крупный бизнес, я полагаю, будет под
большим контролем, даже поднимут вопрос о национализации некоторых
крупных предприятий», — прогнозирует эксперт.
Понятно, что в таких
условиях децентрализация это нонсенс. Наоборот, идет тенденция к тому,
чтобы максимально усилить зависимость регионов от центральной власти.
Порошенко явно хочет примерить лавры президента Белоруссии Александра
Лукашенко, которого уже давно в ЕС называют «последним диктатором
Европы».
Правда, украинцам не стоит рассчитывать на повторение
экономических успехов Белоруссии. Связи с Россией, за счет которых
«батька» поднял белорусскую экономику, разорваны. Новых рынков сбыта нет
и не предвидится, высокотехнологичная промышленность Украины Западу не
нужна. В превращение Украины в «аграрную сверхдержаву» тоже верится
слабо. С нынешней компрадорской элитой пределом мечтаний является
уровень «банановой республики» — только место бананов займут рапс,
подсолнечник и другие технические культуры, которые так нужны Евросоюзу.
Оригинал публикации Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|