Юрий Ганущак: "бешеная белка в колесе децентрализации”
Волости, уезды, Горишни Плавни, ОТГ
(добровольное объединение территориальных громад), госпитальные округа,
сельские старосты, префекты... Вся эта смесь вестернов с архаизмами
лезет из щелей так называемой децентрализации, расшатывая и так
непрочную управленческую вертикаль в стране. Кто продуцирует странные
идеи? И кто "их в бой ведет”? Знакомьтесь — Юрий Ганущак и его
"грантовые войска”.
Семеро "в лодке”, не считая собаки
Что такое децентрализация по-украински? Ну, в общем, это
выглядит так. Приезжают какие-то высокопоставленные европейские деятели и
спрашивают:
- Почему вы живете хуже, чем мы? Дороги плохие, больницы без лекарств, кругом воруют...
- А это потому, что у нас неправильная организация власти.
Бюджетные средства до местных общин не доходят. Нужно провести
конституционную реформу. Но денег на это нет...
- Ладно, деньги мы вам дадим. А эксперты у вас есть?
- Ну, конечно! Вот – Юрий Ганущак. Пожалуйста, отличное
резюме. В Мировом банке работал, на проектах USAID работал, народным
депутатом был, замминистра был, даже Гройсмана, когда тот был
вице-премьером, консультировал. Эксперт высшей категории.
- А кроме него кто-то есть?
- Конечно, есть. Друзья Юрия Ивановича. Кумовья. Соседи по даче. Владимир Гонский, например. Публицист. Книга "Людина і нація”. Не читали?
- Много пишет?
- Хуже. Ищет исторические названия населенных пунктов...
- Горишни Плавни?
- И не только. Волости, поветы, уезды. Он – откапывает, а Юрий Иванович – презентует.
- Кто-то еще есть?
- Безусловно. Друг закадычный – Фишко
Евгений Александрович. Первый вице-президент Ассоциации агентств
регионального развития Украины. Спец по передаче опыта местных программ.
Передаст, одним словом...
- Международный "патент” у кого-то имеется?
- Обижаете. Козак
Вячеслав Иванович, тоже дружбан Ганущака. Целиком ваш человек –
руководитель швейцарско-украинского проекта DESPRO "Підтримка
децентралізації в Україні”. В неоплатном долгу у Швейцарской
Конфедерации...
- Отлично! Только, пожалуйста, не забудьте включить в список Ассоциацию городов Украины. Там
супруга Ганущака работает – Надежда Владимировна. И еще вам интересно
будет узнать, как неправильно используются бюджетные средства на местных
уровнях. Это – к Любомиру, сыну Юрия Ивановича. Он сотрудник
Государственной аудиторской службы (раньше – Госфининспекция, еще раньше
– КРУ). Всех надо привлечь. Семья не должна голодать...
- ?!
- Да, и чуть не забыли про Буцефала!
- ?!
- Это – такса Юрия Ивановича. Резюме отличное. Может сторожить офис реформ. Кстати, вам щенки не нужны? С родословной.
Вот так примерно выглядит всеукраинский "кооператив” по освоению бюджетов западной помощи на усовершенствование административно-территориального устройства Украины.
Председатель этого, условно говоря, "кооператива” Юрий Иванович Ганущак, как и многие выходцы из переломного 1990-го, прошел на первых демократических выборах в горсовет родного города Хмельницкого. На тот момент было два способа попасть во власть в столь молодом возрасте: быть комсоргом или быть «руховцем». Ганущак выбрал второй.
В горсовете ему повезло: попал в поле зрения опытного руководителя, бессменного городского головы Хмельницкого Михаила Чекмана, который руководил городом с 1990-го и до своей трагической гибели в автокатастрофе 21 июля 2002 года.
Чекман, как все влиятельные региональные деятели, был не лишен министерских и даже вице-премьерских амбиций. Поэтому старался прославить Хмельницкий не только крупнейшим в Восточной Европе оптовым рынком.
Благодаря ему депутат горсовета Юра Ганущак отправился в Париж изучать вопросы "самоврядування” в Institut International d'Administration Publique. И стал ответственным от местных органов власти за координацию первых международных проектов. Так продолжалось до тех пор, пока на горизонте не замаячил большой грантовый куш.
В 1996 году в городе высадился десант сотрудников американского агентства международного развития (USAID), которые просветили местную элиту на предмет Магдебургского права.
В 1997 году в Хмельницком был принят первый в современной истории Украины устав территориальной общины, который опять-таки впервые с незапамятных времен утвердил право местной громады на прямое участие в управлении свои населенным пунктом. Этот исторический документ был написан, можно сказать, рукой юного Ганущака на основе рекомендаций консультантов USAID.
Честно говоря, на жизни горожан и функционировании оптового вещевого рынка площадью почти 20 га, а также 20-ти рынков поменьше устав никак не сказался. Но консультанты поставили "галочку”, а Юрась оценил разницу в оплате труда работников исполкома и кадровых грантоедов. И выбрал единственно правильный путь – подался в сферу так называемых неправительственных организаций. Другими словами – перебрался в USAID.
К Тимошенко. Разведка боем
В 2000 году USAID командирует его в Бюджетный комитет Верховной Рады, который возглавляла тогда Юлия Тимошенко, – консультировать подготовку Бюджетного кодекса в части вертикали финансирования центральных, областных и местных бюджетов. Ганущак с тех пор называет себя соавтором Бюджетного кодекса 2001 года, что, мягко говоря, является преувеличением, но зато повышает вес его резюме.
Но забавно другое: нынешняя работа нашего героя – доказывать, что проблемы на местах возникают в значительной степени из-за перекоса в финансировании, а сам перекос заложен в Бюджетные кодексы 2001-го и 2010 годов. Другими словами, сейчас он зарабатывает на том, что критикует свои предыдущие достижения.
Кстати, еще во время работы над уставом общины города Хмельницкого Юрий зарегистрировал на свой тамошний домашний адрес – улица Панаса Мирного, 25, кв. 18 – фирму "Хмельницька Інформаційна Мережа". Вторым соучредителем там выступило коммунальное предприятие "Хмельницькінфоцентр".
До регистрации в 2013 году (кстати, тоже на свой домашний адрес в Киеве) общественной организации "Інститут Розвитку Територій" "Мережа” была у Ганущака формальным "монетоприемником” средств и работ, которые надо было пропустить через юрлицо.
Итак, Бюджетный кодекс-2001 выпустили. Проект USAID в Верховной Раде и в Хмельницком завершился. Попытки Ганущака пролезть в ближайшее окружение Тимошенко и застолбить место в списке на выборах 2002 года провалились. А тут и доходные проекты финпомощи ушли в руки конкурентов. Как говорится, в большой грантовой семье клювом не щелкай. Надо было что-то делать... И фортуна подставила на пути автомобиля Чекмана то самое смертельное дерево.
"Тройные похороны”
Провожать градоначальника Хмельницкого в последний путь съезжается вся региональная элита страны. И Ганущак решает проблему своего трудоустройства – убеждает вице-президента Ассоциации городов Украины (АГУ), мэра Львова Василия Куйбиду взять его хотя бы консультантом по бюджету. Помочь – как «руховец» «руховцу»...
Параллельно с непыльной работой в АГУ он посещает собеседования в международных организациях. И через год Юрию Ивановичу улыбается удача – его "Хмельницька Інформаційна Мережа" пригодилась в проекте "Контроль за туберкульозом та ВІЛ/СНІДом в Україні", на который $60 млн. дал Мировой банк и еще $21,8 млн. добавила Украина, согласно условиям соглашения.
Помимо закупки тест-систем и флюорографов, предполагалось потратить значительные средства на просветительскую кампанию. Ганущак, хоть и не был специалистом в медицине, взялся за работу "менеджера з питань закупівель консультативних послуг”. И, сидя в здании Минздрава на Грушевського, 7, в комнате №118, сортировал заявки "на розроблення та підтримку діяльності веб-сайту проекту”, "створення веб-чату” и "розміщення Інтернет-банерів”.
За время работы над этим проектом, в ноябре 2004 года, семья Ганущаков приобретает земельный участок в селе Власовка Барышевского района и скромный, но "охайный” дачный домик. Сейчас там искусственный прудик, кувшинки и огород. Борьба со СПИДом пошла в землю, можно сказать.
Позднее, в 2007 году, Юрия Ивановича, наконец-то, берут в список БЮТ, правда, на непроходное 179-е место. В парламент он не попадает, но Василий Куйбида, получив пост министра регионального строительства, назначает Ганущака на должность директора департамента местного самоуправления и административно-территориального устройства.
Он тут же приступает к переписыванию самого себя: готовит проект изменений в Бюджетный кодекс по все тем же вопросам организации финансирования на местах.
Воплотить проект в жизнь, увы, не удалось: на смену Куйбиде пришел Владимир Яцуба, и Ганущак отправился в отставку вслед за своим начальником. Позднее он принял участие в "войне” Куйбиды с Яцубой, но потерпел поражение и был в наказание изгнан из Ассоциации городов.
Помаявшись немного, Ганущак обращается за повторной протекцией бывшего начальника КРУ Николая Сивульского, с подачи которого и по просьбе Куйбиды получил место в партийном списке. Сивульский устраивает его в Секретариат БЮТ и вскоре... умирает.
Ближайшая свита Тимошенко (Кириленко и Федорчук) успевает задвинуть специалиста по самоуправлению в дальний угол. Наш герой даже впадает в уныние, но краткосрочное. В 2011 году во фракции БЮТ фиксируется еще одна кадровая потеря – от тяжелой онкологической болезни уходит из жизни Владимир Полохало. Партийный список продвигается, и Ганущак получает вожделенный мандат.
Желание стать депутатом было настолько велико, что уже через 20 минут после появления информации о кончине Полохало он дает комментарии СМИ: «У меня не было оснований отказываться от места в списке БЮТ. Поэтому де-факто я уже депутат. Но говорить об этом можно будет только тогда, когда это будет де-юре”.
Лектор на бэквокале
После принятия присяги Ганущак первым делом трудоустроил помощниками всех своих друзей и партнеров по "грантовому бизнесу”, а также Николая Куйбиду – родного брата своего бывшего шефа.
На этом его депутатская карьера окончилась. Как и партнерство с БЮТ. В 2012 году его не только не взяли в список, но даже сняли с гонки по 214-му округу в Киеве в пользу представителя «УДАРа» Виктора Чумака. С той поры Ганущак очень не любит Тимошенко. И вообще предпочитает новеньких в политике. Правда, новенькие предпочитают его недолго.
Например, Владимир Гройсман взял его советником, когда был вице-премьером. И хотя Юрий Иванович облизывал Владимира Борисовича старательнее своей таксы, называя государственным деятелем с врожденной интуитивной чуйкой, в премьерскую команду его не позвали.
Поэтому нынешний статус Ганущака – трудится "лектором на бэквокале” у замминистра здравоохранения Павла Ковтонюка (пришел в команде американки Ульяны Супрун) и выгнанной из фракции "Самопомич” за голосование по децентрализации Виктории Пташник. Пусть не самая почетная роль, но жаловаться грех.
С их помощью Юрий Иванович плотно сел на швейцарские франки. Точнее, на упомянутый проект DESPRO «Підтримка децентралізації в Україні», которым руководит его депутатский помощник Вячеслав Козак. На этот же проект "подписан” еще один дружбан Ганущака – Анатолий Ткачук, директор "Інституту громадянського суспільства”.
Роли этой пьесы расписаны так. Пташник имитирует децентрализаторские усилия в Верховной Раде. Ковтонюк разрабатывает стратегию госпитальных округов. Ганущак и Ко ездят с гастролями по областям и вдалбливают местной власти, что они отсталые придурки и ничего не понимают в новых принципах формирования территориальных общин и создания института префектов.
Попутно наш герой плодит грантовые монографии, в которых долго и нудно доказывает, что территориальная община должна создаваться не так, как раньше – вокруг города, села, селения, а по принципу доступности местных экономических и социальных ресурсов. Например, вокруг больницы.
Исторические корни такого дивного структурирования его приятель Гонский находит в картах XIX века. Там же они выкапывают прототипы старинных названий, чем оказывают неоценимую помощь процессу переименования.
Вся эта дурмашина крутится со скоростью бешеной белки в колесе. Гранты осваиваются конвейерным способом. На гора постоянно выдаются новые шокирующие идеи. И все это происходит под общим патриотическим лозунгом "Успешная Конституционная реформа защитит Украину от происков Путина”. А вы как думали? Что это просто белочка? Ни-фи-га!
Сейчас Юрий Иванович охренел от безнаказанности и лично проводит совещания по нарезке госпитальных округов, под которые потом будут пропихивать геноцидную админреформу! Непонятно кто (а именно Ганущак) проводит совещания с начальниками областных управлений здравоохранения и заявляет им, определяя на глаз: «эти округа я приму, а эти нет....». Ну, вот как это понять?!! Нелегитимная и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун, назначенная незаконно, подала на назначение своих замов, которые назначены дважды незаконно! Эти замы в свою очередь назначили советника с непонятным статусом, занимающегося – ни много, ни мало – изменением территориального устройства Украины! Неужели неадекватным реформаторам из Минздрава хочется занять место рядышком с Ефремовым в СИЗО? Если исходить из рассказов о совещаниях, проводимых Ганущаком, то, в отличие от двух фраз Ефремова, Юрий Иванович уже нарезает «територіальний устрій» в нарушение Конституции... Думается, прокуратура остановит этот словесный и правовой бред и поток реформаторской активности с освоением гранатового бабла.