21
декабря 2007 года Латвия, Литва и Эстония, которые были в числе 9 новых
стран-членов Европейского союза, присоединились к Шенгенскому
соглашению. Тем самым они завершили процесс включения в
евроатлантические структуры. Но оправдались ли надежды на благополучие и
процветание, которое должно было произойти вслед за этим?
К
моменту расширения ЕС в 2004 году Шенгенское соглашение стало частью
Маастрихтского договора – основного документа, положившего начало
европейской интеграции. Для «новичков» предусматривался трехлетний
переходный период, в течение которого они должны были привести свое
законодательство в соответствие с европейскими требованиями.
В частности, из-за нехватки средств в местных бюджетах
потребовались дополнительные средства из Брюсселя на переоборудование
пограничных таможенных пунктов по стандартам единой Шенгенской
информационной системы – базы данных, в которой содержатся сведения о
лицах-гражданах третьих государств, находящихся на территории Евросоюза,
а также лицах, въезд которым в страны Европы запрещен.
Процесс
трансформации затронул многие сферы государственного управления:
пограничный контроль, защита информации, взаимодействие с полицией,
административные процедуры. Естественно, реформы проводились под
постоянным контролем многочисленных комиссий и инспекций из центральных
брюссельских органов.
С окончательным вступлением в силу
Шенгенского соглашения между прибалтийскими странами и их
соседями-членами ЕС перестали существовать пункты пограничного контроля,
что позволило гражданам путешествовать, отправляться в другие страны на
учебу и т.п., не получая виз.
Однако, привлекательная идея
свободного передвижения людей и капиталов внутри Евросоюза оказалась
палкой о двух концах, учитывая нынешнее состояние экономики
прибалтийских государств. Если в 2004 году Латвия, Литва и Эстония
рассматривались западными инвесторами как привлекательные для финансовых
вливаний, то с наступлением глобального финансового кризиса
экономическое развитие этих стран стало характеризоваться отрицательной
динамикой. Так, в 2009 году спад в среднем составил 15% ВВП, что имело
негативные последствия для расходов на социальное обеспечение и
здравоохранение.
Вследствие проводимой политики жесткой экономии
практически пятая часть жителей Эстонии оказалась за чертой бедности. В
Литве и Латвии этот показатель составил, по разным оценкам, до 30-40%.
Данные обстоятельства стали причиной резкого оттока населения, в
основном трудоспособного возраста, в страны западной Европы.
Конкурентоспособные специалисты стремятся обеспечить себе лучшие условия
жизни, получение образования и работы.
К настоящему моменту
неудачи правительств Латвии, Литвы и Эстонии, которые продолжают
придерживаться неолиберальной парадигмы, не предусматривающей активной
роли государства в обеспечении социального развития, становятся
очевидными в первую очередь для жителей этих стран. К сожалению,
недовольство уровнем доходов и качеством предоставляемых государством
услуг выражается в демографическом кризисе, вызванном резким снижением
рождаемости, а также в стремлении многих прибалтов найти место под
солнцем за пределами своей родины. Такова цена безусловного желания
правителей этих стран любой ценой стать членом «европейского общего
дома».