Назарбаев объявил о предстоящей конституционной реформе.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев хочет оставить после себя коллективное руководство страной. Но
либерализации политической жизни можно не ждать: власть страны пуглива к
любой свободе — и своей, и чужой.
Будут жить теперь по-новому
На минувшей неделе в Казахстане отметили 25-летие независимости страны. Ровно под этот праздник президент страны Нурсултан Назарбаев
объявил о предстоящей конституционной реформе. Ее краткое содержание: в
целом, людям нравится тотальная власть президента, но частью полномочий
можно поделиться и с парламентом. «История независимости показывает,
что успех строительства нового государства, реформ обеспечен, прежде
всего, сильной президентской властью. Настало время рассмотреть вопрос
перераспределения полномочий между президентом, правительством и
парламентом. И специальная комиссия должна изучить эти вопросы и внести
предложения по изменению соответствующих законов, а возможно, и
Конституции», — заявил Назарбаев на торжественном приеме в Астане в
честь Дня независимости 15 декабря.
Надо сказать, что Основной документ Казахстана достаточно привычен к
изменениям. Нынешняя Конституция — вторая в стране: первую ввели в 1993
году, и там предполагалось как минимум равноправное властвование
президента и парламента (тогда — Верховного Совета), а на деле Совет был
даже главнее. Именно поэтому Назарбаев, как отмечает большинство и
лояльных, и оппозиционных политиков того времени, распустил Верховный
Совет и через всенародный референдум протолкнул новую версию
Конституции: по ней он уже становился суперпрезидентом с неограниченными
полномочиями и властью верховного арбитра над тремя другими ветвями.
«Президент сказал, что идет кризис, нужны срочные экономические
реформы и чтобы на время власть сосредоточилась в одних руках. Мы должны
принять пакет срочных экономических мер, чтобы вывести страну из
кризиса, говорил он. Это продлится недолго — так нас уверяли, —
объясняет логику тогдашней всенародной поддержки нового формата
правления политик Амиржан Косанов, бывший пресс-секретарь правительства.
— Мы были согласны с тем, что реформы нужны — особенно после
положительного опыта Прибалтики и Восточной Европы. Но мы-то не знали,
что этот транзитный период будет длиться 21 год».
Со временем полномочия ветвей власти оставались только на бумаге, а
Конституция все больше закрепляла роль Назарбаева в качестве
полноправного властителя страны: в 2007-м поправки в Конституцию сняли
любые ограничения на право Назарбаева избираться президентом страны
снова и снова, а в 2010-м при помощи измененных конституционных законов
за Назарбаевым был закреплен статус Елбасы — Лидера нации. Казалось бы,
что еще нужно для счастья. Но в начале 2015 года, когда в Казахстане уже
вовсю бушевал кризис, Назарбаев объявил о том, что стране снова
необходимо меняться: он предложил план под названием «5
институциональных реформ», одной из которых было как раз постепенное
перераспределение полномочий от президента к парламенту и правительству.
В конце 2016 года казахстанский елбасы заговорил об этом предметно:
создал комиссию и, по сути, анонсировал грядущие реформы.
Ритуальная услуга
Ждет ли Казахстан на самом деле изменение политического режима и
демократизация страны? По мнению экспертов, опрошенных «Новой»,
заявления президента носят во многом ритуальный характер, хотя о
необходимости перемен в казахстанской власти уже задумываются. «Мы же не
живем в вакууме. Тот же Узбекистан [после избрания президентом Шавката Мирзиёева]
начал говорить о выборности акимов (мэров и губернаторов. — В.П.). Дух
времени заставляет менять как минимум риторику президента, — считает
политический эксперт Айдос Сарым. — В целом, запрос на какие-то
демократические реформы есть и внутри страны, но пока он еще не
артикулирован, и власть сейчас пытается перехватить лозунги [у
недовольных]».
Формально казахстанской власти, действительно, пора меняться: в
уходящем году в стране прошли едва ли не крупнейшие за последнее
десятилетие митинги протеста по всей республике: люди были недовольны
тем, что государство собирается отдавать в аренду в частные руки
казахстанскую землю. Так как эта инициатива уже больше десяти лет
лоббируется самим Нурсултаном Назарбаевым,
митинги были демонстративным выражением недоверия и самому президенту. В
итоге на поправки к Земельному кодексу наложили вето аж до 2021 года, а
стресс-тест казахстанская власть, по сути, провалила.
Другое дело, что декларируемые изменения в Конституции — это вовсе не
попытка вернуть доверие населения, а попытка выстроить такую
политическую систему, которая будет работать после ухода Назарбаева.
«Нынешние полномочия, которые есть у президента, не осилит никто, кроме
самого Назарбаева», — подчеркивает Айдос Сарым. Это означает, что
будущий президент страны (а операции по транзиту власти и по поиску
преемника — два самых обсуждаемых тренда в политике Казахстана 2016
года) в любом случае перестанет быть абсолютным лидером. «У Назарбаева
есть цель — не оставить после себя сильного лидера, — уверен политик
Петр Своик. — Нет ничего хуже для его семьи, чем приход нового
президента с такими же полномочиями. Поэтому сейчас идет работа над
переводом управления страной в коллективный формат. В планах Назарбаева
сделать должность президента церемониальной, а реальную власть будет
иметь парламент, контролируемый президентской партией «Нур Отан», где
будут собраны все важные для Назарбаева фигуры».
Надо отметить, что о возможном усилении роли парламента в интервью
казахстанской редакции радио «Свобода» высказывался и экс-советник
президента страны Ермухамет Ертысбаев. «Второго Назарбаева не будет
точно. Назарбаев это понимает и сам, поэтому объявил курс на
президентско-парламентскую систему — для этих целей и [бывший
руководитель Администрации президента] Нурлан Нигматулин отправлен туда,
чтобы культивировать роль парламентаризма как такового», — заявил
Ертысбаев. Нюанс лишь в том, будут ли нынешние поправки (если они вообще
в итоге появятся) означать начало полного перехода на этот курс. Петр
Своик, например, сомневается: «Это такой транзит транзита власти.
Президент начал подготовительные работы, и парламенту дадут некие
полномочия — например, по усилению роли в формировании правительства. Но
финальная стадия реформ начнется тогда, когда наступит финал правления
самого Назарбаева».
Аблязов и немного нервно
Есть, однако, и точка зрения, что Назарбаев вовсе не собирается
ничего изменять, а все нынешние движения с Конституцией — это лишь
попытка отвлечь население от ухудшения экономической ситуации в стране.
«Дадут парламенту больше полномочий в социальной сфере и назначат
ответственными за экономическое состояние страны, — прогнозирует бывший
секретарь Совета безопасности страны Балташ Турсумбаев. — Это
классическая схема «царь хороший, бояре плохие»: когда ситуация
ухудшится еще, можно будет показать на парламент и сказать — «это все
они». По мнению политика, если бы в полномочия парламента добавили
возможность назначать глав силовых ведомств или судов, можно было бы
говорить о каких-то позитивных сдвигах, а пока это — не более чем слова.
Как показал уходящий год, казахстанская верховная власть
действительно не готова делиться подобными полномочиями с кем-либо еще.
Суд по-прежнему остался полностью подконтролен негласному руководству из
администрации президента, вследствие чего Казахстан увидел целую
россыпь политически ангажированных приговоров: пивного олигарха Токтара
Тулешова из Шымкента приговорили к 21 году заключения за «попытку
госпереворота», гражданских активистов Макса Бокаева и Талгата Аяна
посадили на пять лет каждого за организацию митингов (формально — за
разжигание розни). Усиливаются репрессии в отношении журналистов: глава
Союза журналистов и его сын осуждены на шесть и пять лет тюрьмы
соответственно, а в стране обсуждаются поправки к законам, фактически
уничтожающие расследовательскую журналистику в стране.
Вишенкой на торте тотального контроля власти над всем в Казахстане
стало отключение 16 декабря — прямо в праздник независимости — почти
всех социальных сетей в стране: недоступными около трех часов оставались
«ВКонтакте», Facebook, Telegram, Instagram, а также Google и Youtube.
Власти назвали происходящее «техническим сбоем», но именно в это время в
интернете шла онлайн-трансляция интервью опального олигарха и
противника Назарбаева — бизнесмена Мухтара Аблязова, которого суд во
Франции на прошлой неделе унизительно для казахстанских властей
отказался депортировать в Россию (откуда, как предполагалось, его
передадут Казахстану, где у Аблязова врагов во власти — выше крыши).
И хотя публично было объявлено, что блок-аут сетей во время интервью —
это просто совпадение, казахстанская общественность сделала свои
выводы. А они для казахстанской власти неутешительны: пока в коридорах
Акорды (резиденции президента) существует страх в отношении
одного-единственного человека и пока власть не перестанет закручивать
гайки по любому поводу и даже без него, нет разницы, какая конструкция и
из скольких человек будет находиться на ее вершине. Коллективный страх —
он, может, даже и опаснее. Источник: stanradar.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 482
Рейтинг поста:
Демократия в Казахстане.
Славный анекдот!
По ххходу ваам есть с чем сравнивать?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 266
Рейтинг поста:
Славный анекдот!