О политическом моменте в США
Интересная переводная статья на тему кризиса современной философии и состояния современного капиталистического мира.
Давным-давно, когда идеи были большими, а население Земли маленьким,
жили великие философы, к мнению которых прислушивались воители и цари.
Древняя философия целилась в вечность. Но теперь обмельчали и философы.
Сейчас «великих мыслителей» можно пересчитать на пальцах одной руки. И
рука эта скорее левая. После Бергсона и Камю, Сартра и Фромма, Барта,
Хайдеггера и Бодрияра мы оказались в XXI веке с постправдой в виде идеи.
Это слово 2016 года по версии Оксфордского словаря. Постправда
описывает обстоятельства, в которых объективные факты менее важны для
формирования общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным
убеждениям.
«К сожалению, когда Жижек говорит о Трампе, он делает это в философском и
общественном вакууме, так как немного философов могут (или станут)
публично оспаривать подобные идеи. Философия не участвует в современном
общественном дискурсе…
Сократ собирал толпы на рынке, Платон писал доступные диалоги, чтобы
обратиться к широкой аудитории. На протяжении всей истории, великие
философы считали своим долгом писать ключевую часть своей работыдля
неакадемических аудитории. Сартр и Камю писали газетные статьи о
философии и современных делах, то же делал и Арендт, Гегель и множество
других выдающихся мыслителей», - пишет американское издание TheQuartz.
«Этот уровень вовлеченности далек от сегодняшнего дня.Философов
сейчас презирают (и эти чувства взаимны) за то, что они заперлись в
своей башне из слоновой кости и не считаютсвоим гражданским долгом
писать для широкой аудитории. Несколько американских профессоров из Лиги
Плюща сказали мне, что они хотели бы писать неакадемические книги по
своим идеям, но придется подождать, пока у нихне будет гарантий
неприкосновенности. Они боятся быть наказанным. Вальтер
Синот-Армстронг, профессор философии в Университете Дьюка, писал об этом
подозрении в своем блоге в Oxford University Press:
«Философы часто рискуют своей профессиональной репутации, когда
появляются на телевидении или пишут для газет и журналов. Как они могут
серьезно относиться к философии, если они готовы «разбавлять» свою точку
зрения настолько насколько это нужно? Они размякли. Им
остаются узкие и все более бесполезные размышления. К сожалению,
нежелание участвовать в государственных делах - не единственная
проблема. За последние несколько десятилетий академическая философия
стала все более узкой и «заумной» [не то, чтобы в ней действительно
появился ум и идеи] и поэтому больше не имеет отношения к повседневной
жизни.
Ранее в этом году, один из самых известных живущих философов Дэниел Деннет сказал, что большая
часть современной философии – «роскошная декорация общества» и что
многие философские вопросы изучаются просто как праздные игры.
«Философия в некоторых кругах стала потворствовать своим прихотям,
превратилась в игру умников в вакууме, что не имеет никакого отношения к
любым действительно важным проблемами интересам», - добавил
он.Эта критика часто исходит от тех, кто живет за пределами философского
поля, но особенно это бросается в глаза, когда об этом говорит кто-то в
научных кругах.
Массимо Пиглуччи, профессор философии в колледже Нью-Йорка, писал, что
«Философия становится все более узкой, частично из-за давления на
издания, а отчасти и потому, что «все, что можно было бы сказать о
Сократе и Канте и так уже было сказано много раз, так что нужно придумывать что-то новое, чтобы увеличить свои шансы продержаться в академической крысиной гонке».
Есть и более широкие проблемы. Роберт Фродман и Адам Бригл, профессоры
философии в Университете Северного Техаса, писали в NewYorkTimes, что
философия потеряла свой путь. Когда-то это была дисциплина,
которая лежала в основе всех школ мысли и была интегрирована с
обществом, теперь она стала изолированной в научных кругах. «Философия
(ранее королева дисциплин) была смещена, и естественные и общественные
науки разделили мир между собой», - пишут они. Они считают, что
философия мимикрировала, имитируя структуру естественных наук,
сосредоточив внимание на исследованиях, рецензировании статей, идей,
которые непонятны никому за пределами конкретной темы. «Философская
деятельность перешла в соревнование–главным стало доказать свои и
уничтожить аргументы противника». Почему философы не могут быть
общественными деятелями? Есть исключения. Во время этих выборов возникал
вопрос: что философы говорят о состоянии американской политики? Где
онлайн форумы и дискуссии, куда мыслители применяют свои глубокие знания
о современных делах? Конечно, предполагается, что у всех философов есть
идеи, которые могут помочь нам разобраться в бурных событиях во всем
мире. Или нет? Странные политические теоретики иногда выползают из
анклавов научного сообщества, чтобы высказать свое мнение или написать
его в блоге. Но в подавляющем большинстве случаев, дискуссии о
социальных и политических делах абсолютно никак не затронуты теми, кто
работает в области философии.
Философы могли бы больше появляться на телевидении и разбирать идеи о
демократии, политической риторике и нашем моральном долге перед
зарубежными странами. Мыслители, которые не просто укажут на
«сумасшедшие риторические стратегии» Жижека в своих журналах, но смогут
оспорить его политические взгляды публично несомненно есть. К сожалению,
они этого не делают… У нас еще есть потребность в философах,
которые занимаются обществом, но, похоже, общество им не интересно, они
отступили на территорию своих научных библиотек и журналов. Жижек,
с его невыносимой бессвязной речью - один из немногих, кто говорит с
аудиторией за пределами академии», - пишет Оливия Голдхил на страницах
издания TheQuartz.
Левые мыслители еще сохранили силу и (какую-никакую) пассионарность.
Ноам Хомский также широко известен своими радикально-левыми
политическими взглядами, а также критикой внешней политики правительства
США. Он (в отличие от Жижека) Трампа не поддержал. Хомски считает, что в
Соединенных Штатах гражданская война еще не завершена, он в шоке от
победы Трампа. «Возвышение Трампа напоминает подъем фашизма в Германии»,
- говорит он, и добавляет, что главные партии распались, а левые и
правые стали более экстремальным. И «всем известно, что произошло
дальше». Он видит надвигающуюсяугрозу.
«Увеличение атомизации общества, изоляция заставляет их
чувствовать себя бессильным против внешних сил. В таком климате не
составляет труда стимулировать страхи и подстрекать гнев и ненависть по
отношению к иммигрантам, по отношению к меньшинствам, правительству.
Есть разница между тем, что граждане получают от правительства и то, что
они считают, что они получают. Многое из того, что они получают – он не
видят в упор. В таких штатах, как Миссисипи есть антиправительственные
настроения, но живут они в основном на субсидии. Нью-Йорк и Массачусетс
субсидируют людей, живущих в таких штатах, как Арканзас. Но
правительство все равно представлено как «сущность, которая крадет у
них». Идея о «трудолюбивых американцах» (американских рабочих) -
жертвах правительства, которым не сочувствует правительство,прочно
засела в умах. Тед Круз и Дональд Трамп построили свои кампании вокруг
этой идеи. Люди в конечном итоге попались в эти ловушки. Я был удивлен
неуместностью фактов[во время кампании Трампа] - независимо от того
являлись ли они истинными или ложными. Он снова и снова повторял, что
мусульмане атаковали башни-близнецы. Или, что мексиканское правительство
само организовало преступников и насильников, чтобы отправить их через
границу. Он не заботился о том, что люди думают о нем - что очень
странно. Евангелисты считают, что Трамп является одним из них. Несколько
лет назад, большая часть афро-американской общины считала, что Билл
Клинтон был первым чернокожим президентом», - говорит Хомски в интервью.
9 июля 1955 года Альберт Эйнштейн и философ Бертран Рассел написали
манифест, в котором предупреждали об опасности распространения ядерного
оружия и призывали мировых лидеров искать мирные решения международных
конфликтов. «Помните о человечестве и забудьте обо всем остальном», -
написали эти два представителя интеллигенции во время грубой холодной
войны. В этом году Хомский, итальянец Тони Негри и основатель New Left
Review Тарик Али продолжили эту традицию принятия мер предосторожности и
предложили свой манифест прав и гражданских свобод на Старом
континенте. «Европа движется в сторону упадка. Континент,
который должен был стать гарантом свобод и гражданских прав тонет в
варварстве и пустоте-все более авторитарной власти. Европа переживает
самый тяжелый кризис в своей современной истории – она выбрала худшую
дорогу, одну из тех, которые как мы думали, искоренены».«Неравенство
везде только увеличилось», - продолжает мысль Хомский. «Это один из
эффектов неолиберализма. Но оно еще более возросло в англо-саксонских
странах, и особенно в Соединенных Штатах. В 2014 году международная
организация Oxfam в своем ежегодном докладе, отметила, что всего 90 лиц
владеют половиной мирового богатства. В 2015 году это уже было 62
человека:из Китая, Саудовской Аравии, России и Соединенных Штатов. Берни
Сандерс был единственным, кто заявил об этом в ходе своей кампании.
Как Республиканская партия оказалась в своей нынешней ситуации? Все
изменилось с течением времени, особенно в 1960-е годы, когда движение за
гражданские права возымели поляризационный эффект. Никсон и Рейган
поняли, что они могли бы использовать антагонизм и расизм юга в
своюпользу. Многие не любят говорить об этом, но просто посмотрите на
кампанию Рейгана. Это был последний мировой лидер, который поддерживал
апартеид в ЮАР. Он даже отказался признать, что такая вещь существует.
Он говорил, что это был всего лишь племенной конфликт. Рейган наложил
вето на санкции против этой африканской страны, утвержденные Конгрессом.
Его война с наркотиками исходила из расистских аргументов - лишение
свободы чернокожих мужчин. Республиканская партия продолжает традиции
расистского Юга. Если вы посмотрите на президентские выборы 2012 года -
красные и синие штаты, то есть республиканцы и демократы, и посмотрите
на карту – ведь это в точности карта гражданской войны. В Южных штатах
многие люди не говорят о гражданской войне, а о «войне Юга за
независимость».
- Вы говорите, что в политическом плане борьба пока все еще ведется в системе гражданской войны?
- Штаты никогда не развивали политическую систему, основанную на
классах. Эта географическая и политическая система относится ко времени
гражданской войны. Война никогда и не заканчивалась. Никсон использовал
эти старые обиды и страхи. Расистские и экстремистские группы отчуждены
на юге. В последние годы демократы и республиканцы обратились к праву…
Если бы у нас было демократическое общество, налоги на богатых были бы
гораздо выше. Американские налоги низкие по сравнению с другими
странами, поэтому инфраструктураи разрушается...
- Какую роль играет религия в американской политике?
- База Республиканской партии - евангелисты и христианские
фундаменталисты. Очень бросается в глаза (и это любопытный аспект)то,
что Соединенные Штаты чрезвычайно религиозное общество. Нет ничего
подобного среди других развитых стран. Нет другой такой страны, в
которой треть населения считают, что мир был создан несколько тысяч лет
назад. Две трети населения ожидают «Второе пришествие» Мессии.Республиканская
партия воспользовалась этим, потому что нуждается в базе. Во время
праймериз каждый из кандидатовстарался выглядеть религиозными, по
сравнению с остальными противниками. Это не ново.В 80-е годы три
кандидата - Картер, Рейган и Андерсон – начали эту традицию, подчеркивая
свою религиозность, чтобы захватить голоса верующих. С тех пор, все
кандидаты на пост президента религиозны. А в пику тем, кто таковыми не
является - как Билл Клинтон - появляется Дональда Трамп.
- Вы всегда критически относились к финансированию политических
кампаний. Почему? Финансирование - ключевой фактор при прогнозировании
будущей политики. Его ограничение будет иметь важное значение.
Экосистемы СМИ изменились. У вас есть новые гипотезы о том, как
социальные сети влияют на формирование общественного мнения?
- Есть люди, которые используют Интернет, чтобы получить доступ к
дополнительной информации. Но я думаю, что это очень низкий процент.
Исследования показывают, что люди будут верить сайтам, с которыми
согласны в принципе. Социальные сети - их эхо. Один из наиболее ярких
эффектов - распространение теорий заговора. Это как если бы факты больше
не имели значения. Социальные сети вместо вовлеченности, ведут к
изоляции. У каждого молодого человекаесть телефон, и он говорит с
кем-то, кто как он думает, его друг. У вас очень поверхностные контакты…
Никто ничего не читает. Листают. Боковым зрением или за три секунды
просматривают что-то и переходят на другое. Население необразованно. И
это имеет политические последствия…
- Почему вы думаете, что дебаты среди интеллектуалов больше не имеют тот вес, который они имели в другую эпоху?
Во многих европейских странах и даже в Латинской Америке в средствах
массовой информации проходят дискуссии, которых нет в Соединенных
Штатах. Однажды я был приглашен в Гавану, чтобы обсудить положение
бизнеса на Кубе и нормально разговаривал. Каждый раз, когда меня
приглашают на иранское или российское телевидение я могу резко
критиковать правительство США. Но я не могу сделать это на своем родном
американском телевидении. Кроме того, если вы на телевидении США,у вас
есть только 30 секунд ... критическое мышление как-то теряется.
Нельзя отрицать, что произошли значительные изменения у последних
поколений. В некотором смысле, Америка самая свободная страна. Когда я
прибыл в 1955 году прибыл в Массачусетский технологический институт,он
был во власти белых, послушных людей, которые выполняли свою работу.
Теперь все совершенно иначе. И это происходит по всей стране. К
сожалению, нет активистов. Кампания Берни Сандерса была интересной
именно по этой причине, ей удалось разбудить то, что спало в
определенном секторе американского общества. Оно было там. Вы просто
должны были это расшевелить», - говорит в интервью изданию Misiones
Cuatro Ноам Хомский.
http://ostkraft.ru/ru/articles... - цинк
Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|