У Шавката Мирзиёева есть шанс сдвинуть с мертвой точки отношения с Киргизией
Узбекистан подвел итоги президентских выборов. Сенсации не произошло — как и прогнозировало в конце августа ИА REGNUM,
новым главой государства стал Шавкат Мирзиёев, руководивший страной
после смерти Ислама Каримова. За него, по данным ЦИК, проголосовало
88,61% пришедших на избирательные участки граждан.
Какой
станет политика Шавката Мирзиёева в отношениях с соседями — повторит ли
он подходы Ислама Каримова или пойдет на решительные шаги, чтобы
«разморозить» отношения с соседями по региону? Ответа пока нет.
Для
Киргизии приход к власти в Узбекистане нового человека дает шанс на
улучшение непростых отношений двух стран. Если новый руководитель
Узбекистана найдет общий язык с руководством Киргизии (что не факт),
отношения могут потеплеть сразу в нескольких направлениях.
Пограничный вопрос
Тема делимитации спорных границ остается насущной в киргизско-узбекских отношениях с момента распада СССР.
Граница, разделяющая Киргизию и Узбекистан, проходит по густонаселенной Ферганской долине, ее длина — 1378 километров.
Ситуация
сложная — помимо 58 спорных неделимитированных участков отношения между
странами осложняют анклавы Сох и Шахимардан. Оба юридически принадлежат
Узбекистану, находясь при этом внутри территории Киргизии. Причем в
Сохе подавляющая часть населения — этнические таджики, а в Шахимардане —
узбеки. Но и это не все — есть и киргизский эксклав Борух, который
находится на территории Андижанской области Узбекистана.
Неурегулированность
границ, большое количество населения и малое — ресурсов (в Ферганской
долине земля и поливная вода являются дефицитом) регулярно становятся
причиной или поводом для конфликтов с использованием оружия.
В
последние 6 лет работа киргизско-узбекских межправительственных
комиссий, призванных решить пограничный вопрос, была фактически
заморожена.
Лишь после смерти Ислама Каримова и прихода к власти Шавката Мирзиёева ситуация начала сдвигаться с мертвой точки.
2
октября 2016 года впервые за последние годы киргизская
правительственная делегация из 130 человек посетила узбекский город
Андижан, 26 октября — в ходе ответного визита узбекская делегация (140
человек) приехала в Ош. В обоих случаях встречи гостей проводились
подчеркнуто радушно — с «хлебом-солью» и выступлениями артистов.
В
начале ноября появилась информация, что позиции киргизской и узбекской
сторон по 49 из 55 спорных участков границы согласованы.
А
между тремя приграничными областями Киргизии (Ошской, Баткенской,
Джалал-Абадской) и Узбекистана (Андижанской, Ферганской и Наманганской)
будут проводиться ежемесячные встречи для обсуждения насущных проблем
жителей приграничья.
Водный вопрос
Распределение
водных ресурсов — одна из ключевых и наиболее острых тем во
взаимоотношениях между Киргизией и Узбекистаном. Тот, кто контролирует
объем стоков в Ферганской долине, имеет серьезный рычаг для влияния на
ситуацию. Выигрышное положение здесь у Киргизии и Таджикистана — на их
территориях формируется сток основных рек. Более сильные в военном и
экономическом отношении Узбекистан и Казахстан находятся ниже по
течению, но при этом потребляют основной объем стоков.
Любые
действия Киргизии и Таджикистана, которые могут усилить их контроль над
стоками (например, посредством строительства ГЭС) сталкивается с ярко
выраженной негативной реакцией находящихся ниже по течению Казахстана и,
особенно, Узбекистана.
Аналогично
— со спорами вокруг ирригационных объектов — насосных станций, каналов,
водохранилищ. В случае с Киргизией одним из объектов многолетних споров
является Орто-Токойское (Касансайское) водохранилище. Объект и
находится на территории Киргизии, но Ташкент заявляет о праве
контролировать его деятельность, поскольку водохранилище было построено в
1954 году Узбекской ССР. Водохранилище, охраняемое узбекскими
силовиками неоднократно становилось предметом споров и конфликтов между
странами. Его статус до сих пор не урегулирован.
Региональная безопасность
Ферганская
долина, разделенная между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном,
является наиболее плотно заселенным регионом в Средней Азии. Именно эту
территорию специалисты относят к одной из наиболее взрывоопасных.
Перенаселенность, бедность, низкий уровень образования, дефицит воды,
пахотных земель, пастбищ, коррумпированность и низкий профессиональный
уровень чиновников и сотрудников правоохранительных органов, нарастающее
присутствие радикальных религиозных течений — все это создает гремучую
смесь, способную в короткий срок взорвать долину и сделать ее источником
нестабильности региона на долгие годы.
Следует
также отметить, что значительная часть отправляющихся воевать на
стороне ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) жителей
Средней Азии проживали именно в Ферганской долине.
Сдвинуть с мертвой точки
Без
сомнения, внешнее деструктивное влияние на регион имеет место, однако
основной массив проблем порожден внутренними причинами. Они же создают
благодатную почву для роста рисков.
Приход
Шавката Мирзиёева к власти в Узбекистане может сдвинуть с мертвой точки
и придать импульс киргизско-узбекскому сотрудничеству. Устранение хотя
бы части перечисленных выше проблем могло бы дать Средней Азии заметный
импульс к развитию и снижению напряженности, повышению доверия между
странами и, кто знает, переходу от враждебности и противостояния к
взаимовыгодному сотрудничеству.
При
реализации оптимистичного сценария речь может идти об активизации
торговли, реализации мероприятий, направленных на снижение рисков
межэтнических столкновений, а также о предотвращении роста радикализма в
регионе.
В идеале,
Узбекистан и Киргизия, а также остальные страны региона могли бы взяться
за совместную реализацию крупных инфраструктурных проектов —
строительство транспортных коридоров, «сшивающих» раздробленный регион
воедино, а также возведение ирригационных и энергетических объектов.
Одним
из вариантов могло бы стать создание совместного консорциума по
строительству Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Киргизия представляет
доступ к площадке для строительства, Казахстан и Узбекистан — финансовые
ресурсы. Совместное управление каскадом могло бы удовлетворить интересы
каждой из сторон — Киргизия получает столь необходимую ей энергию,
Казахстан и Узбекистан, уравновешивая друг друга, контролируют каскад
ГЭС, чтобы тот работал в ирригационном режиме.
Первые
действия президента Узбекистана Шавката Мирзиёева дают повод для
осторожного оптимизма, возможно, он действительно намерен и сможет
изменить к лучшему отношения с соседями. Результат его действий станет
ясен позже, пока что большинство новых узбекских инициатив является лишь
заявлениями и в жизнь не воплощены.
Григорий Михайлов
Источник: regnum.ru
Источник: geo-politica.info.
Рейтинг публикации:
|