С учетом роста Китая этот статус Вашингтона уже не столь очевиден+
На
фоне провала соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП),
неспособности ВМФ США сдержать действия КНР в Южно-Китайском море
Вашингтон не смог продемонстрировать своим азиатским партнерам и Пекину,
что у него имеются достаточные ресурсы для того, чтобы оставаться
значительной силой в регионе. Несмотря на сделанное в 2011 году
заявление президента Барака Обамы о том, что «США являются тихоокеанской
державой, надолго пришедшей» в регион, эти слова могут оказаться
простой риторикой, пишет Хантер Марстон в статье для National Interest.
Признавая
сокращение мощи США в западной части Азиатско-Тихоокеанского региона,
советники Трампа по Азии Питер Наварро и Александр Грей выступили за
увеличение военно-морского присутствия США в регионе, однако их подход
«мира через силу», скорее всего, приведет исключительно к негативным
последствиям, если он не будет дополнен экономическим взаимодействием,
которое и должно было обеспечить ТТП. Вместо того чтобы повысить
защищенность региона, большая милитаризация со стороны США вызовет
подозрение со стороны Пекина в том, что против него действует очевидная
стратегия сдерживания. Такие шаги приведут к еще большей агрессии и
ускорят уход США из региона, или, что хуже, окончатся войной крупных
держав.
Администрация
Обамы пыталась «сбалансировать» внешнюю политику США в отношении
Азиатско-Тихоокеанского региона с помощью укрепления экономических и
военных связей, а также инвестиций в своих азиатских союзников. Сейчас
же одного экономического и военного влияния Пекина, сопровождаемого
ослаблением аппетита США к мировому лидерству, достаточно для начала
новой фазы в Азии. И стремление команды Трампа решить проблему
исключительно с помощью вооруженных сил может привести к печальным
последствиям.
Но вместо
того чтобы видеть угрозу со стороны усиливающегося Китая, лидеры США
должны понять, что КНР не затрагивает ключевых национальных интересов
США. В целом в настоящий момент происходит возвращение Китая к
статус-кво анте, при котором Пекин вновь доминирует над несколькими
малыми государствами на своей периферии, как это было во времена его
прежнего могущества.
Еще
со времен до Гражданской войны в США Азия являлась важным для Белого
дома регионом, и после окончания Второй мировой войны США поддерживали
стабильность и процветание Азии, выступая в качестве гаранта
безопасности. Однако баланс глобальных сил меняется.
На
сегодняшний день на долю Азии приходится более половины темпа роста
глобальной экономики, и к 2020 году регион сравняется по объему расходов
на вооруженные силы с США. Выдвинутые Дональдом Трампом во время
предвыборной кампании лозунги поднимают вопрос о продолжительности
обязательств США их азиатским партнерам. США поставляют в Азию до 60%
своих товаров и 72% сельскохозяйственной продукции. Однако без ТТП
экономическое влияние в Азии значительно сократится.
Доминированию
США в Азии угрожает Китай, который уже затмил ЕС и США в качестве
крупнейшего торгового партнера стран — членов АСЕАН. Влияние Китая уже
заметно в Малайзии и на Филиппинах, правительства которых заключили
выгодные договоры, пойдя на потепление отношений с Пекином.
Будучи
исключенным из рядов ведущих стран, задающих правила международных
финансовых институтов, Китай пошел на значительные торговые инициативы в
попытке переформировать архитектуру региона под свой статус великой
державы. И альтернативами нестабильным инициативам США стали Азиатский
банк инфраструктурных инвестиций и Всестороннее региональное
экономическое партнерство.
Китай
также продолжит испытывать мощь вооруженных сил США и их приверженность
безопасности в Азии. Становится очевидным, что конечная цель Пекина
состоит в том, чтобы выдавить вооруженные силы Вашингтона из региона.
На
первый взгляд, статус США как тихоокеанской державы может показаться
таким же несомненными, однако целый ряд факторов говорит о том, что их
лидерство не стоит принимать как само собой разумеющееся. Усиление Китая
удивило политиков США своими большими темпами и лишило их возможности
адаптироваться, примером чему является ситуация вокруг островов в
Южно-Китайском море.
Таким
образом, слова уходящего президента о том, что Азиатско-Тихоокеанский
регион является приоритетной задачей для США, могут оказаться не чем
иным, как простой риторикой, если Вашингтон не сможет принять
всестороннюю стратегию преодоления трудностей в Азии. И она означает не
только отправку туда большего числа кораблей ВМФ, но и взаимодействие в
области торговли, а также сохранение ключевых союзов США с помощью
дипломатии.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+