Новым президентом Узбекистана стал Шавкат Мирзиёев. Появилась
надежда на то, что у него будет новая внутренняя и внешняя политика.
Верный Шавкат
На проходивших 4 декабря в Узбекистане выборах было две
интриги. Во-первых, у российских СМИ не было консенсуса относительно
фамилии фаворита выборов. Они не могли определиться кто победит – Шавкат
Мирзиёев или Шавкат Мирзияев (единого принципа написания пока нет).
Во-вторых, все играли в игру «угадай процент». Многие правозащитники и
эксперты предсказывали, что Шавкат Мирзиёев (будем писать его именно
так) победит с результатом более 90%. Однако власти Узбекистана решили
иначе – и.о. президента стал президентом с весьма скромным по
среднеазиатским меркам результатом 88,6%, который должен показать
наличие какой-то конкуренции в стране.
Приличный результат – лишь одно из проявлений имиджа
реформистского имиджа нового узбекского президента. «Верный Шавкат», как
его называли при Каримове за абсолютную лояльность президенту, вряд ли
будет верным продолжателем курса своего предшественника.
Собственно, Мирзиёев уже начал показывать, что готов проводить
реформы. Так, новый глава государства открыл виртуальную приемную, где
любой узбекистанец может написать ему о своих проблемах с органами
госвласти. Сам факт того, что в администрации президента может прочитать
жалобы людей и (хотя бы ради банального пиара) может несколько
дисциплинировать отдельных представителей местных властей или
правоохранительных органов. Кроме того, власти разрабатывают
законопроект по либерализации валютной политики, который должен
перевести установление курса национальной валюты к иностранным на
рыночные основы. Это важнейший законопроект как с точки зрения
экономики, так и с точки зрения репутации власти. Сейчас в Узбекистане
курс доллара, рубля и других валют устанавливает государство, и он явно
заниженный в пользу узбекского сома. Именно по этому курсу бизнесмены
обязаны обменивать валюту, которые они зарабатывают на торговле с
иностранным государствами, поэтому компании и ищут способы нарушать
закон. Благо это несложно - стране процветает черный рынок валюты,
приближенный к реальным показателям и отличающийся от государственного
во много раз. Причем нелегальная торговля валюты с рук идет на улицах,
возле метро и под суровым взглядом милиционеров, что еще больше убеждает
население в дичайшей коррупции, процветающей в стране, и отнюдь не
способствует авторитету власти. Население устало от «каримовского»
Узбекистана и поэтому пошло голосовать за Мирзиеева (отнюдь не все 88,6%
избранного президента нарисованы – он реально победил на выборах, пусть
и с гораздо меньшим результатом).
Зачем отпускать?
Безусловно, правозащитники все эти показательные реформы
воспринимают с очень большим скепсисом, рассматривая их как попытки
очковтирательства гражданам Узбекистана и внешним партнерам. В чем-то
они правы – президент Мирзиёев не собирается с места в карьер создавать в
Узбекистане либеральную экономику. И слава Аллаху, ведь немедленное
предоставление свобод людям, из которых прежняя власть пыталась сделать
бесправных и покорных существ, может привести к социальному взрыву и
революции, способной похоронить страну или превратить ее в рассадник
терроризма и исламского экстремизма.
Для того, чтобы этого не произошло, узбекистанские власти
должны соблюсти правила трансформации, принятые и опробованные в других
авторитарных странах Азии. То есть сначала освободить предпринимателей
от налогового, законодательного и чрезмерного коррупционного гнета,
поднять экономику страны, через эти реформы и сопутствующую им крайне
осторожную либерализацию создать сильный средний класс, а потом уже не
основе этого сегмента общества проводить либерализацию. Да, не факт, что
они пойдут на эту схему – весьма возможно Мирзиёев ограничится лишь
небольшой модернизацией экономического уклада страны, однако даже этот
вариант безопаснее и лучше, чем немедленное бросание поводьев. Тем более
что Мирзиеёв – не Каримов. У него нет безусловного авторитета и полноты
власти бывшего президента страны, дабы осуществлять разворот на 180% в
болезненных вопросах.
С этой точки зрения очень интересно поведение президента в
отношении его внутренних соперников. Например, в отношении опальной
дочери предшественника – мятежной Гульнары Каримовой. Держать ее под
домашним арестом все время нельзя (уже поползли слухи о том, что на
самом деле ее убили), просто так отпускать тоже опасно, поскольку
обиженная на всех Гульнара на свободе продолжит информационную кампанию
против нынешних властей. А в том, что у дочери Каримова есть компромат
на многих руководителей страны, никто не сомневается.
Пора мириться
Если на внутренней арене направление и глубина реформ пока не до
конца понятны, то на внешней существует большая ясность. После смерти
Каримова Узбекистан получил шанс на личностную перезагрузку отношений с
соседними государствами (конфликты с которыми были отчасти завязаны на
взаимоотношении Ислама Каримова с тамошними лидерами и элитами). К
моменту смерти президента самые сложные отношения сложились с
Таджикистаном. Каримов привел к власти Рахмона, рассчитывал на его
лояльность, а таджикский президент решил играть свою игру, отказываясь
идти на компромисс с Узбекистаном в том же регулировании забора воды
(реки, обеспечивающие урожаи в восточном Узбекистане, берут начало в
таджикских горах). В итоге два государства находятся в состоянии
перманентного конфликта - сейчас из 18-ти КПП на узбекско-таджикской
границе работают только три, граница заминирована под предлогом
возможного прорыва боевиков, а власти регулярно угрожали друг другу
перевести холодную войну в состоянии горячей. В итоге страдают простые
люди, а товарооборот между двумя странами рухнул– с 500 миллионов
долларов в начале нулевых до 12 миллионов в 2015.
Собственно, Таджикистан уже ухватился за возможность
перезагрузки – не случайно Эмомали Рахмон (в отличие от других лидеров
среднеазиатских государств и Владимира Путина) лично приехал на похороны
Каримова. Ташкент поддержал почин - Мирзиёев отправил в таджикскую
столицу своего министра иностранных дел Абдулазиза Комилова. Аналогичный
прогресс ожидается и в отношениях с Киргизией – стороны уже начали
переговоры об урегулировании пограничных вопросов. Возможно, какое-то
потепление отношений произойдет и с Казахстаном – если, конечно, новый
президент Узбекистана не станет по примеру прежнего примерять на себя
тогу лидера всего среднеазиатского региона.
Что же касается отношений с Россией, то, на первый взгляд,
Шавкат Мирзиёев намерен пойти на сближение с Москвой. Его первый
зарубежный визит в качестве главы государства состоится, скорее всего, в
российскую столицу, где Мирзиеёв получит новые гарантии защиты со
стороны России от внутренних и внешних врагов, а также, возможно,
инвестиционные контракты (если, конечно, он пообещает, что российских
бизнес в Узбекистане перестанут кошмарить). Однако при всем при этом
Ташкент продолжит курс на лавирование между всеми центрами силы
(Москвой, Пекином, возможно даже Вашингтоном) и попытается не брать на
себя слишком много обязательств. Зачем ограничивать себя одним
партнером, когда есть возможность получать бонусы от многих?