Россия и Каахстан: цена дружбы, цена вражды
Только вчера на семинаре в Астане специалисты говорили об
одном из самых болезненных моментов современности — в рядах формирований
организованных террористов насчитывают до тридцати тысяч пришельцев из
разных стран. В списке поставщиков наёмников и добровольцев около ста
государств. Следует учесть, что только по данным годичной давности в
отрядах ИГИЛ* и в других террористических группах могут принимать
участие около полутора тысяч выходцев из стран Центральной Азии.
Цена велика: война уродует сознание, исключает людей из мирной жизни,
вовлекает в оборот насилия и произвола. Выжившие, вернувшись на родину,
становятся угрозой обществу, особенно если учесть систему промывания
мозгов квазирелигиозной пропагандой ваххабитов. Допустим, это не самые
точные и свежие оценки группы аналитической поддержки исполнительного
директората контртеррористического комитета ООН. Но даже их хватает,
чтобы оценить, насколько велика угроза и насколько велика цена вражды.
Какова цена дружбы? Нет цены. Настоящая — бесценна. А «дружба» в
кавычках, примеры которой стоит рассмотреть, цену имеет. Кстати, не
эксклюзивную, а вполне обычную — суверенитет и шансы на благополучное
устройство общества. Цена псевдодружбы, в конечном счёте, это цена
жизни. По меркантильным понятиям Запада её можно выразить в денежных
единицах.
Если обратиться к архивам одного из главных пропагандистов западного
проекта («Немецкая волна», Deutsche Welle или DW), то обнаружим, что
провал программы «Восточного партнёрства» побудил кураторов
пошевеливаться, они модифицировали евросоюзную программу.
И проекты, созданные для вовлечения в отношения, выгодные для Запада,
но до сих пор рекламируемые, как выгодные бывшим республикам Союза или
хотя бы взаимовыгодные, теперь обращены и к тем на постсоветском
пространстве, кого «Восточное партнёрство» пока настырно не окучивало.
Оценивая длительные добрососедские отношения Казахстана и РФ, общее
советское прошлое и специфику экономик, стоит задуматься, Запад «пока»
не манил, например, Казахстан, или убедился в своей непривлекательности и
«уже» не манит. Тут больше предположений и догадок, чем точных данных,
но кажется, что на западные заигрывания Казахстан ответил довольно
равнодушно, если не презрительно.
Для анализа есть причины: официально считается, что из всех
постсоветских стран нефтяной потенциал только России и Казахстану
стабильно обеспечивает первое и второе место, а геополитическое
положение Казахстана позволяет располагать удобными путями и в Китай, и в
Сибирь, и даже радовать нефтеносный Азербайджан возможностью пропускать
казахскую нефть по своим трубам.
В расчёте на выгоду ЕС давно поглядывает в казахскую сторону с
большей симпатией, чем на опасную Украину, и даже с большей, чем на всех
остальных «восточных партнёров» вместе взятых. Особенно, если учесть
значение гигантского месторождения Кашаган, которое «Казмунайгаз»
разрабатывает совместно с иностранными компаниями. К слову, на долю
Евросоюза приходится более половины внешнеторгового оборота Казахстана.
Итак, последнее крупное событие в политике — церемония подписания в
Астане Соглашения о расширенном партнёрстве и сотрудничестве (СРПС)
между Европейским Союзом и Казахстаном. Около года назад. Последний
торжественный визит — описанный в материалах DW визит Назарбаева в
Брюссель через три месяца после подписания СРПС.
Чего хотел Брюссель от Астаны? Как обычно: «Глава Еврокомиссии
Жан-Клод Юнкер подчеркнул, что Евросоюз является крупнейшим коммерческим
партнером Казахстана и заявил, что обсудил с Назарбаевым проблемы
соблюдения прав человека и верховенства права в Казахстане, и отметил
многообещающие реформы, которые, по его словам, проводит Астана…» Во
время визита Назарбаева в Брюссель председатель Европейского Совета
Дональд Туск в своем микроблоге в соцсети Twitter сулил с 1 мая
наступление новых времён и позитивных перемен.
Так чего же на самом деле хочет Брюссель от Астаны? В обзоре DW
особая глава: «Президент Казахстана призвал Евросоюз к облегчению
визового режима для граждан его страны и указал, что экономические
санкции ЕС в отношении России ощутили на себе и жители Казахстана».
После пассажа «об углублённом партнёрстве и сотрудничестве в сферах
международной и региональной безопасности, взаимодействия в
правоохранительной сфере и борьбе с терроризмом, о взаимной торговле,
инвестициях, развитии инфраструктуры, культурного обмена, спорта и
туризма», всё о том же: «Власти Казахстана подчёркивают, что более
тесное сотрудничество с ЕС не противоречит участию страны в Евразийском
экономическом сообществе (ЕЭС), где доминирует Россия».
Для оценки, кто Казахстану друг и сосед, а кто заслуживает кавычек,
можно учесть факт, ставший известным буквально вчера. При рассмотрении
на конференции в Астане сведений о легионерах ИГИЛ, прибывших из Средней
Азии, данные исполнительного директората контртеррористического
комитета ООН и более компетентных источников разошлись — чиновники ООН
почти в пять раз преувеличили поток из бывших азиатских республик. На
фоне суеты представителей НАТО в регионе, навязчиво предлагавших
партнёрство и всевозможные преференции, можно понять, что происходит.
Поведём черту: Евросоюзу нужны ресурсы Азии, а России Запад хотел бы
указывать, как себя вести, но никак не может создать нам конкурентов из
числа бывших республик СССР. И активность НАТО в Средней Азии, и суета
Брюсселя никакой дружбой и старыми партнёрскими связями не объясняются.
Всё меркантильно по сути, но традиционно прикрыто демагогией: «Юнкер
заявил, что обсудил с Назарбаевым проблемы соблюдения прав человека и
верховенства права в Казахстане, и отметил многообещающие реформы,
которые, по его словам, проводит Астана…» Это была цитата из той же
статьи в «Немецкой волне», в которой оповещали мир о подписании
«Соглашения о расширенном партнёрстве и сотрудничестве (СРПС) между
Европейским Союзом и Казахстаном».
Не стоит напоминать землякам Назарбаева о том, что старый друг лучше
новых двух. Народы мудрее юнкеров с могерини и тусков с баррозу. А общие
дела в Евразийском экономическом сообществе (ЕЭС) — это дела, а не
«печеньки» Евросоюза, опять расписывающего радости безвизового режима.
Возможно, по причине трезвого взгляда руководства Казахстана на
европейские реверансы, в пропагандистских статьях «Немецкой волны» уже
почти год молчат о Казахстане, а Туск больше не обещает в своём
микроблоге в соцсети Twitter ничего особенного.
Можно делать вывод? Конечно: старый друг в самом деле лучше новых
двух. И чего на самом деле хотел бы Брюссель кроме нефти, а НАТО кроме
предательства — вопрос неинтересный. Просто здравый смысл позволяет
народам и мудрецам в правительстве не верить жуликам, даже если у
прохиндеев титулы первых лиц ЕС или НАТО. А братство не продаётся ни за
евро, ни за доллары.
* экстремистские организации, запрещенные в РФ Источник: politpuzzle.ru.
Рейтинг публикации:
|